К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life

Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life
Forbes Life традиционно подводит культурные итоги 2020 года и не обходит своим вниманием все яркие кинематографические удачи. По нашей просьбе ведущий подкаста «Крупным планом», редактор КиноПоиска Даулет Жанайдаров и киновед Всеволод Коршунов выбрали десятку лучших фильмов уходящего года

«Крупным планом» — это подкаст о кинопремьерах и новостях индустрии. Редактор КиноПоиска Даулет Жанайдаров и киновед Всеволод Коршунов обсуждают новинки проката, анализируют важные кинопроцессы и иногда вспоминают классические фильмы, почему-то ставшие вновь актуальными.

«Довод»

«Довод»

Шпионский блокбастер Кристофера Нолана, который должен был спасти кинотеатрельный прокат, но вместо этого только всех запутал, породил волну мемов и, кажется, окончательно убедил студии, что в период пандемии нужно развивать стриминги. При этом более сложного, эффектного, умного и красивого фильма в 2020 году так и не вышло. Кристофер Нолан сам по себе уже давно превратился в бренд и франшизу сродни «Мстителям», и «Довод» не обманывает ожидания. Это формалистский эксперимент стоимостью в триста миллионов долларов, каскад эффектных экшен-сцен, которые невозможно оценить с первого просмотра (наверное, с этим связаны некоторые отрицательные рецензии — а еще с завышенными ожиданиями).

Фильм можно считать своеобразным признанием Нолана в любви франшизе о Джеймсе Бонде, ироническим переосмыслением канонической формулы: с опереточным славянским злодеем, множеством локаций и главным героев, чью мотивацию мы узнаем только к финалу. Структуру «Довода» стоит оценивать целиком, пространственно, как завораживающий палиндром, в котором вроде бы нет ничего человеческого. Но в монтажных склейках спрятана как минимум одна пронзительная драма и трогательная история дружбы героев Роберта Паттинсона (главное украшение фильма и доказательство, что у Нолана все-таки есть чувство юмора) и Джона Дэвида Вашингтона. «Довод» стал суммой приемов Нолана, выражением всех его обсессий и пока что главным произведением в его впечатляющей фильмографии.

«Думаю, как все закончить»

«Думаю, как все закончить»

Девушка едет вместе с бойфрендом знакомиться с его родителями. Завязка сюжета, стандартная для романтических комедий, в руках Чарли Кауфмана (сценарист «Вечного сияния чистого разума») превращается в неуютный и головоломный триллер о границах человеческого «я». Сначала герои очень долго едут в машине по заснеженной дороге и болтают о ерунде. В доме родителей начинается творится всякая чертовщина: здесь в игру вступают инфернальные Дэвид Тьюлис и Тони Колетт. На обратном пути наконец становится понятно, к чему были все игры со временем и глюки монтажа, но легче от этого не будет — уровень депрессии и экзистенциального кризиса к финалу зашкаливает все мыслимые пределы.

И зачем такое смотреть, спросит возмущенный зритель, выдержав два с лишним часа культурного неймдроппинга, закадровых монологов, анимационных вставок и даже балетную интермедию. Затем, что более тактильного, головоломного и будоражащего киноопыта сложно представить, хотя людям с депрессивными состояниями «Думаю, как все закончить» смотреть правда не стоит. Клубок цитат и отсылок поначалу сбивает с толку, но разбираться в нем неизменно увлекательно. Шоковые методы Чарли Кауфмана могут вызывать вопросы, но  посыл фильма, если вдуматься, на редкость жизнеутверждающий: живи в реальности, а не в фантазии.

«Никогда, редко, иногда, всегда»

«Никогда, редко, иногда, всегда»

17-летняя Отом живет в маленьком городке в штате Пенсильвания и ничего хорошего от жизни не ждет: отец — равнодушный грубиян, мать замучена работой, в школе одноклассники грубо над ней подшучивают, сама она пробивает продукты на кассе в супермаркете. И тут героиня обнаруживает, что беременна. Дома аборт сделать без уведомления родителей невозможно, а кустарные способы вроде ударов в живот не срабатывают, так что вместе с двоюродной сестрой они едут на операцию из маленького городка в Нью-Йорк. У них почти нет денег, никаких знакомств, а подготовка к операции занимает неожиданно много времени. Вместе они проведут в большом городе три долгих дня.

Нежный и искренний фильм Элизы Хиттман рассказывает об очень серьезной и политически заряженной теме абортов и с документальной точностью показывает все проблемы медицинской системы США. Но вместо яростного манифеста с драматическими перипетиями и актуальными разоблачениями режиссер снимает трогательную историю дружбы двух девочек-подростков. Ей гораздо важнее случайный взгляд, крупный план лица, движения рук — но в этой несобранной правде жизни гораздо больше чувства и страсти, чем в иных остроактуальных социальных драмах. Сквозь история одного аборта Хиттман делится вечной историей об одиночестве — и ты кожей ощущаешь боль героинь и то, как часто сложно быть женщиной в современном мире: от повседневного сексизма до физиологических трудностей.

«Хаммамет»

«Хаммамет»

Хаммамет — название небольшого города в Тунисе. Здесь доживает свои дни Беттино Кракси, некогда один из самых влиятельных людей Италии, руководитель социалистической партии, председатель правительства в 1980-х. Сейчас он эмигрант, скрывающийся от преследования. Как только он пересечет итальянскую границу, его арестуют — по скандальному делу о коррупции его заочно приговорили к 27 годам заключения. Однажды на вилле Кракси появляется сын его старого друга, который хочет отомстить за отца — из-за коррупционного скандала тот покончил с собой. Кракси быстро догадывается о намерении юноши, но почему-то ничего не предпринимает.

«Хаммамет» — высококлассная работа классика итальянского кино Джанни Амелио, обладателя Золотого льва Венецианского фестиваля за фильм «Сицилийцы» и гран-при жюри Каннского фестиваля за «Похитителя детей». Кракси — одна из самых обсуждаемых фигур новейшей политической истории Италии наряду с Джулио Андреотти и Сильвио Берлускони. Амелио мог бы сделать язвительный сатирический портрет, но вместо этого ставит тонкую психологическую драму и пытается посмотреть на протагониста с разных сторон, найти в нем что-то человеческое. С этой задачей режиссеру прекрасно помогает справиться актер Пьерфранческо Фавино, почти не узнаваемый в возрастном гриме.

«Ширли» 

«Ширли» 

Фильм посвящен писательнице Ширли Джексон, классику литературы ужасов, автору знаменитого романа «Призрак дома на холме». Но это не привычный байопик, показывающий всю жизнь «от и до». Режиссер Жозефин Декер, сценаристы Сара Габбинс и Сьюзан Скарф Меррелл построили картину на одном эпизоде ее биографии. После выхода рассказа «Лотерея» у Ширли обостряются неврозы, она почти не выходит на улицу, не может заниматься делами по дому. И чтобы помочь Ширли со всем этим справиться, ее муж, университетский профессор литературы, приглашает молодого ученого Фреда Немзера и его жену Роуз пожить у них. Роуз становится не только ассистенткой Ширли, но и проводником зрителя в мир писательницы, именно глазами Роуз мы видим Ширли, ее состояние и ту страшную игру, которую она затеяла. Реальные люди превращаются в персонажей истории, становятся жертвами интриги, которую Ширли Джексон плетет не в воображении, а в жизни.

Одна из сильнейших работ Элизабет Мосс; камера норвежского оператора Стурлы Брандта Гревлена, переключающего изображение из мягкого, нежного в нервный, мрачный режим; невероятная работа со звуками, которые, кажется, исходят прямо из твоей головы, — все это затягивает зрителя в странную, экспрессивную, болезненную историю, как в воронку.

 «Нос, или Заговор нетаких»

«Нос, или Заговор нетаких»

Пересказать фабулу «Носа, или Заговора нетаких» классика современной российской анимации Андрея Хржановского решительно невозможно. Сюжет повести Николая Гоголя «Нос» перетекает в историю создания одноименной оперы молодым композитором Дмитрием Шостаковичем, а затем — в экранизацию совершенно невероятного сна Михаила Булгакова и его дружбе со Сталиным.

В «Носе, или Заговоре нетаких» Хржановский очень близко подходит к мечте Сергея Эйзенштейна, одного из персонажей этого фильма, о «шаровидной книге». Все причудливым и вместе с тем естественным образом связано со всем, действие свободно перескакивает с одного «меридиана» на другой, эпохи наслаиваются и перепутываются, репинские бурлаки оказываются в Москве 1930-х, а сбежавший нос — в современном лимузине. При этом реальные Гоголь, Шостакович, Мейерхольд, Сталин и вымышленные майор Ковалев с цирюльником сосуществуют в одном пространстве-времени как персонажи кукольного дома, который превращается в телевизор — ретранслятор удивительно документальных снов.

 «Зависнуть в Палм-Спрингс»

«Зависнуть в Палм-Спрингс»

Найлз просыпается в гостиничном номере вместе с девушкой, надевает шорты и гавайскую рубашку и привычно плюхается в бассейн с пивом. На календаре 9 ноября, вечером начнется свадьба, тосты и танцы, но Найлзу все это неинтересно: из-за странной природной аномалии он попал во временную петлю и теперь вынужден проживать один и тот же день раз за разом. Привычную рутину нарушает старшая сестра невесты Сара, когда по случайности тоже застревает в «дне сурка» — и с этого начинаются их совместные приключения, комические выходки и попытки найти себя.

Неожиданный хит кинофестиваля независимого кино Санденс, вышедший летом на стриминге Hulu, стал для всех отдушиной во время летнего карантина. Создателям удалось почти невозможное — вдохнуть жизнь в надоевшее сценарное клише «Дня сурка» и создать не просто гомерически смешную комедию, но и показать достоверную драму персонажей. Повторяющийся день тут выступает и как метафора рутины, нежелания изменить свою жизнь, и как внятный аналог чувства вины, от которого не скрыться. Главное открытие «Зависнуть в Палм-Спрингс» — дуэт Энди Самберга (скетчи в «Saturday Night Live» и главная роль в «Бруклин 9-9») и Кристин Милиоти (мама из «Как я встретил вашу маму»). Оба актера, прямо скажем, неочевидные герои ромкома, но на химии между ними держится весь фильм.

«Серебряные коньки»

«Серебряные коньки»

Канун 1900 года, Санкт-Петербург. Бедный сын фонарщика Матвей прибивается к банде карманников, орудующих на новогодних ярмарках. Передвигаются они на коньках, так что у полицейских нет шансов их догнать. Волею случая главный герой сталкивается с Алисой, дочерью важного чиновника, которая мечтает стать ученой-химиком. Ее желания не поддерживает консервативные родители, и Матвей становится ее единственной надеждой на счастье и воплощение мечты. А классовые различия между героями поможет преодолеть, конечно, любовь.

Яркий новогодний блокбастер «Серебряные коньки» стал нашим ответом «Титанику», только в декорациях сказочного дореволюционного Петербурга. Кажется, впервые после «Легенды №17» российский зритель получил идеальное массовое кино: с внятным сценарием, эффектными экшен-сценами и убедительными актерскими работами. А главное, мелодраматическая конструкция не отменяет иронических подмигиваний современной аудитории. Здесь есть и борьба за женские права, и шутки про коррупцию, и актуально смотрящаяся сцена, в которой полиция испытывает резиновые дубинки для разгона массовых демонстраций. Отечественный колорит не ограничивается фэнтези-Петербургом, и в сюжет неожиданно внедряется томик Маркса, а один из героев рассуждает, что экспроприировать средства у капиталистов-эксплуататоров верно. «Серебряные коньки» таким образом совсем не ностальгическая агитка о «России, которую мы потеряли», а умное развлекательное кино, которое рисует объективный портрет Российской империи за секунду до революции, но при этом никогда не забывает о жанровых конвенциях.

«Женщина, которая убежала»

«Женщина, которая убежала»

Молодая женщина Кам-хи последовательно навещает трех подруг, пока муж в командировке. У каждой из них свои проблемы: одна только развелась, вторая не может прогнать привязчивого поклонника, третья устала, что ее мужчина постоянно говорит по телевизору одно и то же. За три встречи женщины успевают обсудить готовку, живопись, бывших, детей и котиков (один даже появится в кадре и получит длинный крупным план). У самой Кам-хи все вроде бы хорошо, только вот они с мужем расстались впервые за 5 лет, и говорит она это подругам каждый раз скорее с удивлением, чем с радостью.

Корейский режиссер Хон Сан-су вот уже который год поставляет на кинофестивали фильмы примерно в одной стилистике: минималистичная, почти телевизионная работа камеры, сдержанный монтаж, намеренно ослабленная драматургия, состоящая из диалогов как будто бы ни о чем. И в этом обманчивой простоте и состоит главный художественный прием «Женщины, которая убежала». Мы видим на экране фрагмент из жизни, и главное содержание проговаривается неслышно, едва заметными оговорками в беседе, лирическими отступлениями и случайными фразами. Хон Сан-су не впадает ни в нравоучения, ни в обобщения, но умудряется высказаться и об институте брака, и о защите прав животных, и о материнстве. Режиссер не настаивает на своем, так что зрителю придется привыкнуть к размеренному тону фильма и о многом догадаться самому.

«Еще по одной» 

«Еще по одной» 

Завязка у трагикомедии Томаса Винтерберга («Торжество», «Охота») с Мадсом Миккельсеном в главной роли довольно анекдотическая: четыре друга, школьные учителя — историк, психолог, преподаватель музыки и физрук — решают, что жизнь у них какая-то грустная и унылая, и договариваются, что будут каждый день выпивать. Но делают это не просто так, а чтобы проверить научную теорию, что у человека от рождения не хватает половины промилле в крови. И сначала всё это весело, но в какой-то момент выходит из-под контроля и становится грустно.

«Еще по одной» с первого взгляда (и из-за промоматериалов) кажется Галко-комедией в лучших традициях Жоры Крыжовникова, но стоит напомнить, что картина не зря была включена в официальный конкурс Каннского кинофестиваля. Томас Винтерберг, один из создателей «Догмы 95», снимает умное драмеди о кризисе среднего возраста и недаром предваряет фильм цитатой из датского философа-экзистенциалиста Серена Кьеркегора. Да, «Еще по одной» временами очень смешное кино, но в том, как режиссер всматривается в глубины тьмы и отчаяния видится мужество и личная трагедия. И правда, фильм посвящен памяти Иды, дочери Винтерберге, которая погибла в прошлом году в автокатастрофе, и этот фильм стал способом автора выбраться из экзистенциального кризиса. Ну, и в конце концов разве может не быть великим фильм, в финале которого Мадс Миккельсен пять минут танцует джаз-балет?

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

16.04.2025