«Кинотавр» имени Абрамовича: главные итоги, лучшие фильмы и ошибки жюри
Фестиваль заканчивается на оптимистической ноте: многие из показанных картин показались критикам и зрителям примечательными с художественной точки зрения (и что немаловажно: многие из них точно можно будет посмотреть в прокате), режиссеры подмечают мировые тренды и развивают собственные, и даже, наконец, наметилась новая перспектива найти денег на будущие проекты у продюсеров (и миллиардеров). О главных итогах сочинского смотра кинокритик, редактор «Искусства кино» Егор Беликов.
Лучшие фильмы фестиваля
Программа «Кинотавра» в этом году оказалась неожиданно ровной; было, конечно, и несколько провалов, необходимых для фестивальной драматургии (чтобы заметнее была успешность других картин), но большая часть фильмов — это твердо стоящий на ногах арт и арт-мейнстрим, что свидетельствует об относительной устойчивости рынка. Вот пять однозначно интересных картин:
● «Мысленный волк» — метафизическая притча о природе человеческих страхов; для принятия которой у «Кинотавра» просто пока не хватает надлежащей оптики;
● «Бык» — большое, шумное и очень талантливое кино о девяностых и их последствиях, снятое в убедительных декорациях и костюмах; мощный режиссерский дебют в прошлом балетного артиста Бориса Акопова;
● «Одесса» — новый фильм Валерия Тодоровского («Стиляги») о городе детства режиссера и его обитателях, яркий, драматичный и про семейную любовь, потенциальный кассовый арт-мейнстримный хит;
● «Верность» — откровенная секс-драма о девушке, изменившей мужу в отместку за его измену; самые красивые постельные сцены в новейшей истории российского кино, все как в жизни, а не порно;
● «Давай разведемся» — народная комедия опять же об изменах, исполненная в духе лучших клипов «Ленинграда» их же режиссером Анной Пармас.
Призы
Решение жюри «Кинотавра» многие критики сочли спорным, если не сказать ошибочным.
Какие-то из решений жюри можно даже проглотить. Например, награждение Виктории Толстогановой за лучшую женскую роль в фильме «Выше неба», которая на самом деле портит все возможно хорошее отношение к актрисе, которое могло сложиться у зрителя до этой странной роли, где она вдруг начинает кричать и заламывать руки. Но она артистка заслуженная, почему бы и не дать. Не так страшно, что картина «Большая поэзия» Александра Лунгина отхватила одновременно призы и за режиссуру, и за мужскую роль Александра Кузнецова: это кино неприятно маскулинное, чрезмерно суровое и в то же время слишком болтливое. Но, возможно, кто-то увидит в этом описании жизни поэтичных охранников какую-то тонкую красоту бытия.
А вот награждение всего лишь дипломом «Верности», которая завершила фестиваль на первом месте в голосовании критиков — и о которой Антон Долин очень точно сказал, что это «тест на половое созревание для жюри», — кажется ошибкой концептуальной. На «Кинотавре» в этом году получилось столкновение того, что раньше называли «мужским» и «женским» кино (да и сейчас называют некоторые ретрограды). Понятно, что это гендерное деление по полу режиссера устарело напрочь, но в данном случае на «Кинотавре» все сложилось так, что действительно есть суровый в своей нежности фильм о лихих девяностых «Бык», снятый дебютантом Борисом Акоповым, и отчаянно сексуальная, с полным обнажением главной героини картина «Верность» Нигины Сайфуллаевой.
Жюри в подавляющем количестве мужское, возглавляемое Константином Хабенским, наградило «Быка», находящегося в относительно новом, но не новаторском тренде переосмысления и мифологизации девяностых (посмотрите фильмы «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» или «Хрусталь»). С другой стороны, «Верность» — категорически прогрессивное кино не о прошлом, а о будущем, где общество в России стало более открытым и заговорило о сексе не посредством эвфемизмов (а предпосылки к этому есть). Это кино, упоминающее и о гиперсексуальности, и о кризисе семьи как институции. Кино, наконец-то дающее главной героине право самой решать, как распоряжаться своим телом и сердцем. Пожалуй, после такого фильма и может ускориться давно напрашивающийся в обществе феминистический поворот. Но поворота не случилось: жюри самого прогрессивного в России фестиваля советует продолжать анализировать прошлое и думать о ельцинских временах, а не о современности.
Абрамович
Из других важных итогов: оказалось, что Роману Абрамовичу удалось вложиться в большую часть российского кино-арт-мейнстрима. Фильмы открытия и закрытия одновременно проспонсированы Абрамовичем (и еще немало конкурсных, со сцены Романа Аркадьевича благодарили почти ежедневно). Киноведческий журнал «Искусство кино» (а его заставке инфопартнера, показываемой перед фильмом, аплодировали на каждом без исключения показе) существует благодаря финансовой и безвозмездной помощи Абрамовича.
Более того, очевидно, что благотворительные намерения Абрамовича по отношению к российскому кино носят не просто сезонный характер, а будут, напротив, систематизированы: созданный им первый частный фонд кино «Кинопрайм» вложит в новые русские фильмы на стадии постпродакшена 1 млрд рублей в 2019 году, 2 млрд рублей в 2020-м и 3 млрд рублей в 2021 году. Таким образом, это фактически единственный частный кинофонд в стране и третий устойчивый источник средств для кинематографистов после Фонда кино и Минкульта.
Что дальше
Многие фильмы «Кинотавра» можно будет увидеть и в прокате:
● «Дылда» каннского лауреата Кантемира Балагова, показанная в Сочи вне конкурса, в кино с 20 июня.
● «Выше неба» — солнечная мелодрама о молодости и ошибках прошлого, получившая приз за лучшую женскую роль Виктории Толстогановой, выходит уже 27 июня.
● «Одесса» — с 5 сентября.
● «Люби их всех» — мелодрама о профессиональной содержанке, влюбляющейся в Александра Кузнецова, — с 3 октября.
● «Давай разведемся» — с 21 ноября.
Еще у некоторых фильмов точной даты нет, но их точно можно ожидать в прокате уже в этом году: «Верность», «Сторож», «Гроза», «Француз» (фильм закрытия), возможно, «Мысленный волк» и «Троица».
«Имя, закрепившееся за Кинотавром — это открытие наших российских трендов и новых имен. Дебютанты приезжают на кинофестиваль показать свои работы, которые будут оценены кинокритиками, — замечает главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева. — Мейнстрим тут учитывается, к сожалению, в малой степени, в основном это артхаусное кино. Зрительских фильмов немного, так как в основном представленные здесь картины больше авторские, в этом можно уловить и слабость фестиваля. Нам нужна более народная история, для чтобы быть ближе к публике, которая является основным двигателем кинопроцесса. Показалась интересной на сегодняшний день картина, которая может иметь хороший зрительский успех, это «Давай разведемся» с Анной Михалковой в главной роли».
Другой важный тренд — онлайн-кинотеатры потихоньку подминают под себя независимое и авторское кино, стараясь захватить кино- и театральную аудиторию. Ту же «Верность» будут прокатывать в кинотеатрах, а дальше готовят к релизу в онлайн-кинотеатре ТНТ-Premier вместе с другим конкурсным фильмом «Гроза» Григория Константинопольского. Кинопоиск выпустит «Сторожа» Юрия Быкова одновременно в кино и онлайн где-то в середине осени.
Есть даже и более прогрессивные варианты: фестивальное кино вообще (и с «Кинотавра» в частности) собираются сразу после премьеры показывать и на блокчейн-платформе MoviesChain от онлайн-кинотеатра tvzavr, причем публиковать там фильмы смогут в обход прокатных компаний и прочих посредников, а также получать деньги по количеству показов (все данные по просмотрам, как водится у блокчейн-проектов, открытые). Как рассказывают создатели платформы, они уже предварительно договорились о нескольких премьерах с «Кинотавра», в том числе о паре конкурсных картин и одной важной внеконкурсной, но даты пока тоже не анонсированы.
Наконец, все еще удивительно наблюдать, что интерес к российскому фестивальному кино проявляют не только дистрибьюторы и платформы разного толка, но и зрители: москвичам можно было бы порекомендовать показы нескольких кинотавровских фильмов в «Гараже» в ближайшие дни, да билеты уже, кажется, все кончились. Так что российское кино вроде бы живо, но год на год не приходится, и яснее тенденции его развития станут лишь к «Кинотавру-2020». Посмотрим.