Внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой: «Пикассо осознавал, что он творил с Ольгой»
В ГМИИ им. Пушкина до 3 февраля 2019 года идет выставка «Пикассо. Хохлова», где представлены работы Пикассо «периода Ольги» с 1917 по 1935 годы, и воссоздана история любви художника и балерины дягилевской антрепризы Ольги Хохловой. Познакомившись с Пикассо во время постановки балета «Парад» (художник был автором костюмов), Ольга покинула труппу Дягилева и в 1918 году вышла замуж за Пикассо. В 1921 году Ольга родила сына, Поля Пикассо. С 1918 года вплоть до своей смерти в 1955 году она оставалась официальной мадам Пикассо. Потеряв на почве ревности рассудок, Ольга Хохлова вошла в историю искусства как скандальная тень, омрачавшая жизнь Пикассо, которую он проводил с молодыми возлюбленными.
Первая попытка пересмотреть роль и место Ольги Хохловой в истории искусства, в жизни и творчестве Пикассо была сделана в 2017 году в Национальном музее Пикассо в Париже на выставке «Ольга Пикассо». Выставка в Пушкинском — не повтор парижской экспозиции, а новое исследование истории любви.
О том, что еще удалось обнаружить в архивах Ольги Хохловой, в ее сундуке, Forbes Life рассказал куратор выставки, внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, сын Поля и Кристины Руис-Пикассо, Бернар Руис-Пикассо:
Бернар, в каком году впервые был открыт сундук Ольги Хохловой?
Сундук открывали довольно часто еще в 1970-е. Но именно в 1980-е, в 1982-м я стал осознавать, что может значить этот архив. В основном в этом сундуке хранились письма родственников Ольги Хохловой из России.
В конце прошлого века личный архив Пикассо был плохо изучен. Его личную коллекцию работ Матисса, Сезанна, Брака наследники передали в Национальный музей Пикассо в Париже. Туда же отправили большую часть архива художника. И музею, и наследникам, у которых оставались части архива, потребовалось довольно много времени на то, чтобы изучить документы, понять, что оказалось у них в руках. Сундук Ольги — лишь маленькая часть архивов того периода, не говоря даже о произведениях художника.
Сначала мы соотносили образ Ольги в работах Пикассо, ее портреты, — задумчивая Ольга, читающая Ольга, — с архивными документами. Так возник вопрос: кто она, Ольга? Мы стали восстанавливать ее историю. Начали с фотографий.
Традиционно историки искусства настроены к фигуре Ольги очень критично. Если соотнести образы Хохловой в творчестве Пикассо с ее стереотипной оценкой, концы с концами не сходятся. Поэтому со второй половины 1990-х годов нам пришлось восстанавливать ее образ, искать причину возникновения такого стереотипа. Мы не просто реконструировали фигуру Ольги, но изучали факты в целом, сопоставляли даты, события.
К моменту смерти Пикассо в 1973 году было написано несколько биографий художника, каждая из которых была посвящена определенному периоду жизни и творчества художника. Более глобальное изучение началось только в 1990-е годы. Если говорить об архивах в Национальном музее Пикассо в Париже, например, они до сих пор далеко не все оцифрованы. В нашем фонде, Фонде поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, мы хорошо систематизировали архив, с ним удобно работать, так проще интерпретировать творчество Пикассо, тот период, который он провел с Ольгой Хохловой.
Можно ли утверждать, что эта выставка — часть вашей кампании по восстановлению репутации семьи, реабилитация фигуры Ольги Хохловой?
Не стал бы так утверждать. Ольга Хохлова — известный персонаж в истории искусства 1920-х годов, участница «Русских балетных сезонов» Дягилева. Но на этой выставке мы впервые отмечаем: глубокая тоска овладевает Ольгой задолго до того, как в жизни ее мужа появляется новая любовь, Мари-Терез Вальтер. Прежде особенности поведения Ольги принято было напрямую связывать с неверностью Пикассо. Но изучив архивы, мы интерпретируем эту историю по-новому. В 1918 году Ольга встречает Пикассо, а в 1919 году она получает известие из дома, что ее отец, генерал царской армии, пропал без вести, братья воют на Гражданской войне, а ее мать и сестра голодают. В это время Ольга — звезда светских салонов в Париже. Пикассо часто пишет Ольгу в задумчивости, в печали, читающую письма из дома. Сопоставляя датировку писем на конвертах и даты на работах художника, мы наблюдаем линейную связь: повседневные события жизни Пикассо и его семьи тут же отражаются в его творчестве. На его портретах мы видим универсальный образ: грустная женщина, которую, как и тысячи других женщин, обманывает ее муж, женщина, которая переживает за судьбы своих родных, оставшихся в революционной России. Выставка показывает Пикассо художником нового времени, который буквально выплескивает все свои переживания на зрителя, не оставляя дистанции между своими эмоциями и публикой.
То есть Пикассо буквально документирует все происходящее в его семье?
Именно так. Это одна из черт искусства модернизма, нового времени — более тесные, откровенные связи с реальностью.
Как Ольга, жена художника, помогала Пикассо реализоваться?
Ольга способствовала восхождению Пабло Пикассо. В их двухэтажной квартире на улице ля Боэти, по соседству с галереей Поля Розенберга, который был маршаном Пикассо, Ольга устраивала приемы. На первом этаже располагался салон, которым заправляла Ольга, а на втором — мастерская художника. Ольга дружила с мадам Розенберг, с мадам Аполлинер, с Коко Шанель, Жаном Кокто, Жоржем Браком. На фотографиях тех лет, на вилле Буажелу в Нормандии в 1930-х годах, мы видим светскую жизнь этой пары в окружении маршана Амбруаза Воллара, художника Брака и парижской богемы тех лет.
Почему Ольга не развелась с Пикассо, если так страдала от его измен, а продолжала изображать счастливую пару, вести активную светскую жизнь, пока не потеряла рассудок?
Пабло Пикассо — испанец, Ольга Хохлова — русская. Они венчались в русской православной церкви в Париже. Гражданский брак был оформлен в испанском консульстве. После военного переворота 1936 года, когда к власти пришел Франко, разводы были запрещены. Ехать разводиться в Россию было немыслимо.
Но первую попытку развода Пикассо предпринял в 1935 году, когда у Мари-Терез родилась дочь Майя. С этого момента пара Пикассо-Хохлова распалась, но на бумагах вплоть до смерти Ольги в 1955 году они оставались мужем и женой. Все остальные женщины в жизни Пикассо — и Мари-Терез Вальтер, и Дора Маар, и Франсуаз Жило, — были лишь любовницами при официальной мадам Пикассо. Уже во время Второй мировой и Ольга, и Пабло пытались получить французское гражданство, однако им было отказано.
Из всех потомков Пикассо только вы создали свой фонд по сохранению наследия художника?
Да, фонд есть только у меня. Фонд FABA, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, основан в 2002 году для поддержки музея Пикассо в Малаге, созданного на родине художника, чьим директором и основателем я стал. В 2003 году я, моя мать, Кристина Руис-Пикассо, и моя жена Альмина Руис-Пикассо передали в дар музею часть нашего семейного наследия Пикассо. Но и оставшуюся у нас часть наследия мы постоянно предоставляем на выставки в музее. Фонд зарегистрирован в Мадриде, поскольку испанские законы лояльнее к фондам, чем французские законы. К тому же так удобнее моей жене. Альмина — галерист, специализируется на современном искусстве. Действовать от имени фонда проще. Мы поддерживаем проекты в области современного искусства, литературы, кино, музыки, мы собираем коллекцию современного искусства и выдаем гранты художникам.
Сам музей Пикассо в Малаге — институция, созданная в сотрудничестве фонда и регионального правительства Андалусии. Правительство несет ответственность за имущество музея, сохранность произведений искусства, а фонд разрабатывает программы развития музея, ведет выставочную и научную деятельность, пропагандирует творчество Пикассо.
Это довольно новая, популярная сейчас в Европе модель частно-государственного партнерства.
В Москве вам удалось обнаружить свои русские корни, по линии потомков семьи Хохловых?
У семьи Хохловых не так много потомков, и я успел почти со всеми познакомиться. Во время работы над выставкой мне удалось поработать с семейным архивом Хохловых, который хранится в Пушкинском музее. Это 84 фотографии и письма Ольги Хохловой, которые она отправляла из Франции в Россию. Несколько фотографий из этого архива выставлены в витринах на первом этаже музея, перед входом на выставку.
Насколько образ Ольги Хохловой, созданный на выставке, отличается от ваших традиционных семейных представлений?
Я бы не сказал, что образ Ольги Хохловой стал принципиально другим. Но он стал ярче, детальнее, понятнее. Тот факт, что Ольга — моя бабушка, конечно, очень важен, но прежде всего у меня была научная задача. Исследователи наследия Пикассо второй половины XIX века отделяли скандальную фигуру Ольги Хохловой от фигуры Пикассо, его жизни и творчества. Действительно, после Второй мировой у Ольги были непростые отношения с мужем. Но мы видим Хохлову не только как скандалистку, теряющую разум от измен мужа, мы видим женщину, которая стремится сохранить свой брак, которая переживает за судьбу своего единственного ребенка, сына Поля, и мы видим женщину, потерявшую связь со своей семьей. В начале 1930-х годов переписка с семьей оборвалась. Ольга в 1940-1950-е годы в отчаянной жизненной ситуации. В последних залах экспозиции мы показываем работы Пикассо, где отражены эти события. Эти работы одновременно полны его агрессии по отношению к Ольге, с другой стороны выражают всю меру страдания самого художника. Видно, что Пикассо осознает свою долю ответственности за происходящее.
В экспозиции не много личных вещей Ольги Хохловой. Вы сознательно решили уйти от излишней мемориальности, бытовых подробностей?
Да. В нашем архиве есть и балетные пачки, и пуанты Ольги, и ее Библия, и распятие. Но мы решили, что гораздо важнее показать работы Пикассо. Весь мелодраматизм, сентиментальность и трагизм ситуации можно вообразить по документальным фильмам конца 1920-х- начала 1930-х годов, которые транслируются на выставке.