Визуальный символ рубежа XVIII-XIX веков, белое муслиновое платье, во Франции стало вместе с тем и символом идеалов античности, весьма востребованных во время Великой буржуазной революции. Женщины, завернутые в тонкую облегающую ткань, напоминали белоснежные статуи. Писатель Луи-Себастьян Мерсье, наблюдавший новую моду непосредственно, заявил, что дамы одеваются à la sauvage — то есть буквально ходят нагими.
В вопиющей непристойности новой моды Мерсье винил выставленные в общественных садах статуи, которые своим видом провоцировали нескромность дамских туалетов. Поэтому, продолжал Мерсье, статуи «сладострастных Венер» следовало хранить в музеях, дабы не подстегивать женщин к демонстрации «столь откровенной наготы, что они могут стать отвратительны даже себе».
Не менее выразительный анекдот того времени рассказывает о том, как молодой человек, гуляя по одной из центральных улиц Лондона, начал приставать к проститутке, одетой «в элегантное белое муслиновое платье, по всей видимости, без корсета; у нее был большой живот, а грудь ее была выставлена на всеобщее обозрение». Приставания, однако, ничем не закончились, а на следующий день молодой человек узнал, что принятая им за проститутку девушка была его невестой.
Надо сказать, что, хотя истоки скандального платья ищут в античности, в реальности оно, по всей видимости, восходит к знаменитому платью-шемиз Марии-Антуанетты. В его основу был положен фасон нижней сорочки, из-за чего платье немедленно заклеймили непристойным «нарядом проституток». Портрет Марии-Антуанетты в скандальном платье, выставленный в Салоне 1783 года, пришлось не только убрать, но и переписать — в более приличествующем монарху виде. Стоит ли говорить, что к середине следующего десятилетия все женщины повально предпочитали именно этот фасон.