Слишком близко к сердцу. Оскар Хартманн о том, как обойти зоны риска в бизнесе и не выгореть раньше времени
Существует множество научных исследований о счастье и качестве жизни (well-being) представителей различных профессий. Все они однозначно показывают, что предприниматели — самые счастливые в мире люди. Их показатель под названием «оценка качества жизни» (self-reported well being) и удовлетворенность своей жизнью значительно выше, чем у представителей других профессий. Самые несчастные, к слову, чиновники среднего звена в Америке и помощники юристов.
Предпринимательская среда тоже неоднородна: есть те, кто действует в поисках возможностей (opportunity entrepreneurs), а есть и вынужденные предприниматели, которых в мире значительно больше. Но даже они намного счастливее работающих по найму людей.
Что уж говорить о тех, кто осознанно выбрал этот путь. Их показатель качества жизни по праву лидирует и находится в большом отрыве от всех, даже от вынужденных предпринимателей.
Три кита предпринимателей
Качество жизни предпринимателей — сверхважная тема, стоящая на трех китах. Первый кит — автономность, или самоуправление: свобода, которая крайне важна для психологического и ментального здоровья. Второй кит — вариативность, возможность выбирать интересную для себя работу, менять ее. Самому определять, что делать, постоянно обучаться новому и не чувствовать себя лишь функцией.
И третий кит — это воздействие (impact), или влияние, которое предприниматели оказывают на мир. Они чувствуют, что могут повлиять на мир, и это наполняет их жизнь особым смыслом. Это отсутствующий элемент у многих людей других профессий.
Бытует мнение, что предпринимателем быть опасно, тяжело, они берут на себя большие риски, работают в неопределенности и от этого страдают. Это так. Но хорошая новость в том, что все остальные страдают еще больше.
Какой вывод напрашивается? Если предприниматель лишает себя одного из этих трех компонентов, то попадает в зону риска, где сталкивается с очень серьезными проблемами.
Я всегда шучу, что предпринимательство похоже на акт любви с гориллой: он закончится только тогда, когда захочет горилла, а не наоборот. Особенно ярко это видно в момент создания бизнеса, когда своей проактивностью вы запускаете что-то новое, и огромное количество необратимых процессов полностью захватывают вас. Процессов, в которых вы должны функционировать и быть сильными.
Многие наслышаны о темной стороне предпринимательства: 100+ рабочих часов в неделю, бессонные ночи, постоянная тревога за выживание бизнеса, ощущение страха и большая ответственность.
По сути, предпринимательство совсем не близко человеческой природе. В ней ранее не существовало формаций, аналогичных крупным компаниям, где работает несколько тысяч человек. Нести ответственность за огромное количество людей практически невозможно, это создает зоны риска, способные поглотить человека.
Но предпринимательство изначально притягивает не самых стандартных людей. Психологические отклонения, например шизофрения, в предпринимательской среде встречаются в 11 раз чаще, чем в целом по популяции, в 6 раз выше гиперактивность, а еще предприниматели в четыре раза чаще среднестатистического человека подвергаются депрессивным состояниям.
Сейчас в связи с Covid-19 возник еще один дополнительный риск. Нас впервые накрыл так называемый идеальный шторм, изменивший все курсы. На рациональном уровне мы «держимся молодцом», говоря, что все будет отлично, но примитивная часть нашего мозга реагирует по-другому. Чтобы успешно преодолевать вызовы и не попадать в зоны риска, прежде всего надо понять, как работает наш мозг. В зоне мозга есть префронтальная кора — область, где происходит вся мыслительная активность. Но еще существуют древние, рептильные отделы мозга, вырабатывающие биохимические компоненты, которые отвечают за возникновение стресса и страха в нашем организме. Префронтальная кора в этом никакого участия вообще не принимает .
То, как мы себя чувствуем, диктует зверь, животное внутри нас — древняя примитивная часть мозга, возникшая в результате эволюции. У этого животного несколько иные потребности, чем у предпринимателя, живущего в префронтальной коре. У нас есть потребность брать на себя риски, создавать новое, идти вперед, а у примитивной части мозга есть потребность в определенности, любви и стабильности.
Игнорирование этого факта — наша большая ошибка как предпринимателей. Что происходит в бизнесе, когда мы испытываем тревогу от проживания различных событий? Мы начинаем совершать множество дорогостоящих, разрушительных, ни на чем не основанных действий.
В особенно тревожное время, такое, как сейчас, человек в своей префронтальной коре начинает придумывать сценарии будущего. Он проживает эти сценарии мысленно, в воображении, но при этом примитивная часть мозга реально вырабатывает все биохимические вещества, запускающие стресс и негативные эмоции! Для нее нет разницы, реальны события или нет. Реакции тела настоящие — так при мыслях о кислом лимоне рот наполняется слюной.
Недавно один предприниматель, у которого я покупал недвижимость, сказал, что скоро в Москву приедут люди из регионов и начнут бить богатых палками. Можно представить, что он испытывает, проживая мысленно эту ситуацию, и почему хочет продать свои активы. Но это лишь его фантазия. Фантазия, вызывающая мощные негативные эмоции и влияющая на действия и принятие решений.
Поэтому необходимо помнить, что есть несколько полезных, но контринтуитивных вещей в работе мозга.
Идентифицируйте угрозу
Идентификация тревоги и ее обозначение — это первый метод ухода от стресса. Не игнорировать угрозу, не делать вид, что ее нет, а точно обозначить проблему. Самое интересное — когда мы видим и идентифицируем угрозу, это нас в определенной степени успокаивает, снижая уровень кортизола.
Cамая страшная угроза — неизвестная угроза. Самый большой стресс возникает от неизвестной опасности.
Страшно идти в темноте неизвестно куда, ожидая в любой момент самого худшего. И самое главное: важна даже не сама угроза, а значение, которое мы ей придаем. Чаще всего это фантазия. В 2013 году я испытывал сильнейший стресс и огромное выгорание из-за проблем в моих компаниях. Часть из них умирала. Я стал работать с коучем, который идентифицировал эти угрозы и «вытащил» из меня значение, которое я им придавал.
Дошло до того, что мозг нарисовал сценарий, где в случае неуспеха от меня отвернутся все близкие люди, я буду, образно говоря, изгнан из стаи. В сценарии присутствовали конкретные люди. Коуч посоветовал позвонить им и спросить, как они поступят в случае негативного развития событий.
Мы встретились, поговорили, и я получил просто невероятную поддержку, потому что ничего из сказанного не совпадало с моими фантазиями на данную тему! Они не имели абсолютно никакого отношения к реальности. Я снова начал хорошо спать, хотя до этого в течение трех месяцев смотрел по ночам в потолок, терзаясь мыслями. Очень важно идентифицировать картинки будущего, создающие невероятный стресс и запускающие выработку кортизола, гормона стресса.
Дойдите до конечной точки
Мысль, что у вас может закрыться бизнес, абсолютно безразлична примитивному мозгу. Мозг не воспринимает слово «бизнес». Он хочет знать, какие имеются факторы для выживания, размножения и питания. Если закроется бизнес, что это будет означать? Уйдет жена, отвернутся дети и родители?
Что дальше? Дойдите мысленно до конечной точки. Даже если вы ее просто увидите, уровень стресса значительно снизится.
Существует целый ряд эмоций, которые контролирует рептильная часть мозга, «слепая зона» всех предпринимателей. Мужчины-предприниматели особенно часто делают вид, что их это не касается. Думают, что они машины, и забывают, что перед каждым действием стоит эмоция. Принятая на вооружение модель поведения говорит, что все эти эмоции для слабаков. В реальности же все иначе.
Сделайте себя объектом наблюдений
Когда я приехал в Россию в 2008 году, у меня был четко сформированный образ предпринимателя: человек, жертвующий всем краткосрочным, погруженный на 100% в свой проект; терминатор, не чувствующий боли, идущий к цели без сна и отдыха. И все это — для создания долгосрочного себя. Люди из Forbes воспринимались мною как идеальные машины по зарабатыванию денег без чувств и эмоций. Но, когда я запустил популярный Youtube-канал и взял интервью более чем у тысячи сверхуспешных бизнесменов, картина полностью изменилась.
В итоге моя рекомендация очень проста — сделайте себя объектом своих наблюдений и исследований. Осознанно наблюдайте, что вызывает различные эмоции. Когда вы бываете спокойнее всего, а в каких ситуациях испытываете самый большой стресс? У всех по-разному, но, как только мы осознали эти вещи, мы лишили их власти над собой. Это 90% успеха.
Если же этого не делать, происходит выгорание. 75% предпринимателей каждые 5 лет подвергаются риску выгорания. Неразрешенный стресс в течение долгого времени всегда приводит к выгоранию. Кем бы вы ни были, вы проиграете эту войну.
Выгорание всегда происходит по одной причине — вы долгое время не удовлетворяли какие-то свои потребности. Для чего в нас вообще существует механизм выгорания (burn-out)? Если дотронуться до горячей плиты, сразу приходит сигнал боли, и вы убираете руку. Так и боль выгорания. Она показывает, что мы систематически не удовлетворяем важные потребности нашего «животного» внутри, скрытые потребности в определенности, любви, тактильности.
Проблемы, приводящие к выгоранию
Во-первых, обратная сторона пассионарности. Огромная страсть предпринимателей позволяет двигать бизнес вперед, но и выгорание у них происходит в 95% случаев. Так как любое поражение для них — это уход от миссии и схлопывание мира. Прекрасно, когда у вас есть страсть, но если вы будете делать все с перебором, то обязательно окажетесь в зоне большого риска.
Вторая большая ловушка еще менее очевидна. Если мы что-то делаем хорошо, то стремимся делать все больше и больше. С одной стороны, превращаемся в профессионалов, но при этом жизнь становится все более однообразной и начинает напоминать день сурка.
Успешные предприниматели превращаются в менеджеров, управляющих другими менеджерами. Одни и те же проблемы и вопросы изо дня в день. Это ловушка неудовлетворенной потребности, из которой надо сознательно вытаскивать себя, порой только с помощью когнитивно-поведенческой терапии, которая помогает предпринимателям выходить за рамки и преодолевать кризисы.
Конечно, в них лучше вообще не заходить, но как это сделать? Используйте правило «знай и удовлетворяй своего зверя, древние рептильные структуры мозга». Мы наблюдаем за собой, выявляем свои потребности и удовлетворяем их. То же самое можно делать в отношениях с близкими людьми или супругами.
Важно понять, что потребности нужно удовлетворять не только в работе и бизнесе. Большая ошибка предпринимателей заключается в попытке удовлетворить все свои потребности именно в бизнесе! Например, у вас есть потребность в вариативности, и в бизнесе вы начинаете создавать огромное количество проектов, потому что так интереснее. Но бизнесу это вредит. Поэтому вариативность лучше удовлетворять за счет других активностей. Когда мы живем только работой, мы начинаем превращать бизнес в место удовлетворения всех своих потребностей, и обычно это приводит к серьезным проблемам. Оставьте свою компанию в покое и поставьте себе диагноз!