Объект насмешек: как Мари де Гурне боролась за равные с мужчинами права и оказалась забыта
«Пол, для которого запрещено все хорошее»
Мари родилась 6 октября 1565 года в Париже в семье Гийома Ле Жарса, дворянина и казначея короля Генриха III. Судя по всему, семья жила в достатке, поскольку Гийом смог купить замок Гурне-Сюр-Аронд в Пикардии. Именно по названию замка Мари вошла в историю как Мари де Гурне. Правда, переехала она туда в связи с печальными событиями: когда в 1577 году Гийом умер, его семья оказалась в непростом финансовом положении. Помимо Мари, у ее матери Жанетты было еще пятеро детей, и прокормить всех было непросто — денег на жизнь в столице не хватало.
Мать хотела дать Мари традиционное для женщин того времени образование. Ее с детства готовили к роли жены, учили прясть и шить, однако в 11 лет Мари решила, что все это не для нее. Больше шитья ей нравилась наука, хотя в то время считалось, что научные изыскания «не для девочек». Она решила заняться самообразованием, и, несмотря на возражения матери, сама выучила латынь. Учебников у Мари не было, поэтому она часами сравнивала тексты на латинском и их перевод на французский, пытаясь понять значения слов и принципы построения предложений. Кроме латыни, она изучала философию и литературу, а также интересовалась алхимией с целью лучше понимать, как устроен мир вокруг.
Глубже погружаясь в учебу, Мари все больше убеждалась, что ей будет тесно в роли жены и матери. Ей казалось несправедливым, что мужчины имели куда больше возможностей для самореализации, ведь всем людям на Земле вне зависимости от пола «бог дал один и тот же мир и одну и ту же честь». Позже она написала в одной из своих книг, что счастлив тот из ее читателей, кто не относится «к полу, для которого запрещено все хорошее», то есть не является женщиной.
Твердо решив отказаться от брака, Мари поставила себе цель: научиться зарабатывать на жизнь самостоятельно. Ее мечтой стало избежать «катастрофы зависимости от других», в том числе финансовой.
Приемная дочь философа
В 18 лет Мари прочитала «Опыты» Мишеля де Монтеня. Книга произвела на нее сильное впечатление. Монтень казался девушке смелым, не таким, как остальные философы. «Труды Монтеня открыли мне саму себя», — писала позже Мари. У нее появилась новая мечта: лично встретиться со своим кумиром.
Мишель де Монтень действительно не был похож на современников. Он призывал воспитывать в себе привычку мыслить самостоятельно, а главным объектом «Опытов» сделал самого себя, свою личность, размышления и поступки, что было революционным для XVI века, когда фигура автора казалась вторичной. Неудивительно, что для Мари «Опыты» Монтеня стали настоящим откровением.
В 1588 году, будучи в Париже, она послала философу записку с предложением встретиться, и тот согласился. Монтеню к тому моменту уже было 55 лет, казалось, что между ним и Мари — пропасть. Однако они нашли общий язык. Монтень был поражен тем, как его новая знакомая «одинока» и не похожа на других женщин своего времени. Философ предположил, что «эта душа когда-нибудь будет способна на самые прекрасные вещи». Так начались их дружба и сотрудничество.
Вскоре Монтень приехал в замок Гурне и провел несколько месяцев в гостях у Мари. Вместе они работали над второй редакцией «Опытов». Мари играла роль секретаря и одновременно редактора, она записывала за Монтенем его мысли и вносила правки в уже написанный текст. В свободное от работы время они гуляли и обсуждали восточных философов, обменивались наблюдениями.
Монтень стал для Мари не только наставником, о котором она всегда мечтала, но и вторым отцом. Пожилой философ тоже испытывал к девушке отцовские чувства и называл ее «приемной дочерью». «Это не ошибка, что я хочу называть [Монтеня] только отцом, тем, от которого зародилось все хорошее в моей душе», — говорила Мари. Она прибавляла, что ее настоящий отец, «хороший и наделенный добродетелями» человек, не ревновал бы, если бы сам мог познакомиться с Монтенем.
В 1592 году Монтень умер. Это стало ударом для Мари. Она написала своему другу: «Насколько несчастье, связанное с потерей моего отца, изменило меня! Он потерян, ничего не осталось ни от меня, ни от моей жизни». После смерти Монтеня вдова философа отправила Мари новую версию «Опытов». Та внесла в текст исправления и опубликовала труд Монтеня в 1595 году.
- «Будь проклят мой пол»: как Мари Бонапарт стала родоначальницей психоанализа во Франции
- «Набат разума раздается по всему миру»: как Олимпия де Гуж стала прабабушкой феминизма
- Бунтарка от медицины: как Надежда Суслова стала первой женщиной-врачом в России
Синий чулок, ведьма и старая дева
Еще за год до смерти Монтеня де Гурне потеряла мать. После ее смерти Мари переехала в Париж, где стала общаться с писателями и интеллектуалами, посещала модные литературные салоны. Покровительницей Мари стала Маргарита де Валуа. В 1594 году состоялся литературный дебют Мари де Гурне: она выпустила книгу под названием «Прогулка месье де Монтеня».
Несмотря на это, она так и не стала своей в светских парижских кругах. Один из друзей Мари отмечал: «У этой хорошей девушки, которую я всегда очень ценил, была искренняя и щедрая душа. В ее красоте больше говорилось о разуме, чем о теле, и она знала много вещей, необычных для людей ее пола».
Мари действительно сильно выделялась на фоне других женщин. Ее желание заниматься литературой вызывало непонимание, презрение и злость — считалось, что это традиционно мужская область и женщине здесь делать нечего. С этой точкой зрения де Гурне не могла согласиться. Она писала: «Презрение к работе женщин высказывали те, кто не давал себе труда хотя бы прочитать их, не зная, о чем они пишут, какие мнения высказывают». По мнению Мари, мужчинам нельзя отказывать женщине «в правоте суждения только на том основании, что у тебя есть борода».
Мари была резка и остра на язык, она не пыталась казаться мягкой и не любила уступать в спорах. В итоге де Гурне стала подвергаться жестоким насмешкам и травле. За Мари закрепился целый ряд обидных прозвищ: ее называли «старой девой», «ведьмой», «сумасшедшей» и «синим чулком». Однажды де Гурне разыграли, заставив поверить, что сам король Англии заинтересовался историей ее жизни. Мари потратила больше месяца на автобиографию и даже послала ее в Англию, прежде чем узнала, что это был всего лишь розыгрыш, а английский король вряд ли вообще знает о ее существовании.
В другой раз, когда Мари ждала визита поэта по фамилии Ракан, несколько шутников один за другим наведывались к ней, выдавая себя за Ракана. Когда поэт наконец пришел к ней сам, Гурне не поверила, что это он, и в гневе выгнала его, вооружившись тапком.
В итоге Мари де Гурне стала одним из самых популярных персонажей анекдотов, которые рассказывали друг другу завсегдатаи светских салонов в Париже. «Старуха из Пикардии» (еще одно прозвище де Гурне) старалась относиться к постоянным насмешкам и издевкам спокойно. «Я нетерпелива и субъективна в гневе, — писала Мари, — отчего часто получаю удары».
«Фрикасе из экстравагантности и химер»
Мари приходилось разбираться и с другими проблемами. Она писала тексты, публиковалась, переводила с латыни и зарабатывала на жизнь своим трудом, но ее финансовое положение оставалось тяжелым. Де Гурне была вынуждена обратиться за финансовой поддержкой к кардиналу Ришелье, и тот назначил ей небольшую пенсию. Этого хватало де Гурне на скромную жизнь.
В 1622 году Мари написала и издала за своей счет «Равенство мужчин и женщин», а четыре года спустя опубликовала еще одно эссе на ту же тему, «Женское горе», в котором исследовала формы дискриминации женщин своей эпохи. Де Гурне писала, что единственное различие между полами — физиологические особенности. Но разная физиология не означает, что мужчина и женщина абсолютно «разные виды». «Человеческое животное не является ни мужчиной, ни женщиной», — считала она.
Де Гурне также писала, что женщины достойны получать образование наравне с мужчинами. Этот вопрос волновал Мари особенно сильно. Ее подруга нидерландка Анна Мария ван Шурман стала первой женщиной, которой удалось поступить в Утрехтский университет. Однако заниматься вместе с другими студентами Анне было запрещено. На лекциях она сидела за специальной занавеской, чтобы ее не видели юноши.
Такое положение дел злило Мари. Она писала, что в глазах общества образ грамотной и образованной женщины — это «фрикасе из экстравагантности и химер», не имеющее ничего общего с действительностью, а в «Женском горе» с горечью отмечала снисходительное отношение мужчин к «женщине, которая говорит».
Де Гурне интересовал не только вопрос равенства между полами, в своих текстах она касалась самых разных тем — например, рассуждала об убийстве Генриха IV, эволюции литературы, поэзии, воспитании принцев и дворянских привилегиях. В своих эссе она пыталась убедить дворянство, что обладания титулом недостаточно, чтобы чувствовать себя исключительными, а будущему королю Людовику XIII советовала помнить, что его миссия — служить своему народу. Кроме того, Мари поддержала своего покровителя кардинала Ришелье в стремлении запретить дуэли, ставшие частью повседневной французской жизни той эпохи.
Мари де Гурне умерла в Париже 13 июля 1645 года в возрасте 79 лет. Единственным наследством, которое она оставила друзьям, оказалась ее богатая библиотека: больше ничего ценного в доме писательницы не было. До конца жизни и после смерти Мари оставалась для современников странной чудачкой, и многие годы о ней помнили только как о восторженной поклоннице Монтеня, издавшей его «Опыты». Писательницу фактически обрекли на забвение.
На самом же деле Мари де Гурне была одной из самых самобытных писательниц и философов XVII века, оказавших влияние на французскую литературу, а ее идеи о равенстве между полами и важной роли образования для женщин нашли позднее отклик у феминисток.