Чем известна Светлана Баланова, возглавившая «Национальную Медиа Группу»
Светлана Баланова родилась в Москве в 1970 году. Она вспоминала, что с детства проявляла лидерские качества: с семи лет командовала октябрятской «звездочкой» и активно участвовала в деятельности пионерских организаций. В 15 лет, рассказала она корреспонденту Forbes Woman, заработала свои первые деньги: вместе с бабушкой, работавшей костюмером, отправилась в киноэкспедицию, где помогала в костюмерной, заполняла финансовые документы для оплаты работы участников массовки и даже снялась в нескольких эпизодах. По окончании школы собиралась поступать в театральный институт — хотела быть режиссером, как ее дед. Однако, по ее словам, не смогла из-за существовавшего тогда негласного правила: чтобы попасть на режиссерский факультет, нужно было получить другую специальность или пару лет поработать в театральном закулисье. «Мне говорили, что у меня есть талант, но отправляли работать в бутафорский цех». В итоге Светлана Баланова поступила Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ).
На втором курсе она начала работать, как и большинство студентов-лингвистов — переводчиком. Однажды ей предложили подработку на промышленной выставке, на стенде итальянской компании IMA, производившей упаковочное оборудование. «Директор по продажам рассказывал всем гостям примерно одну и ту же историю о компании и ее продуктах, показывал буклет. На второй день он заметил, что мой перевод обгоняет его презентацию. Он сказал мне: «Хорошо, ты уже все знаешь. Будут технические вопросы — инженер в соседней комнате, спросят про цены — зови меня». И ушел пить кофе. Сразу после выставки он предложил мне стать помощником по продажам главы представительства в России, — вспоминала Баланова. — Оказалось, что бизнес — это безумно интересно и мало чем отличается от театра». В компании IMA Светлана Баланова проработала три года, это время она называет «школой молодого бойца». Чтобы совмещать учебу и работу, пришлось перевестись на вечернее отделение, что, впрочем, не помешало Балановой окончила институт с отличием.
Следующим место работы Светланы Балановой стала компания «3М Россия», куда она пришла по объявлению — на позицию координатора отдела продаж и маркетинга. В возрасте 26 лет она стала стала руководителем бизнес-направления «Товары для офиса и товары народного потребления». «Я стала, наверное, самым молодым членом правления филиалов 3М в мире», — комментирует Баланова. В 1998 году она возглавила логистическое направление компании, тогда же начала учиться в бизнес-школе британского Open University, где в 2000 году получила степень MBA.
Светлана Баланова проработала в «3M» почти 20 лет, возглавляла российский и украинский офисы, была главным операционным директором 3М Attenti и президентом 3M Electronic Monitoring (обе компании занимались производством аппаратуры слежения за перемещениями людей, 3M Electronic Monitoring в 2017 году продана консорциуму фондов). В 2012 году она покинула компанию, чтобы занять пост генерального директора IBS.
От системной интеграции к цифровой трансформации
IBS была основана в 1992 году как системный интегратор, в 1994 году она начала заниматься дистрибуцией компьютерного оборудования, в 2000-м — производить собственное ПО (для этого была создана дочерняя компания Luxoft). К 2012 году акции компании торговались на Франкфуртской бирже, а Luxoft готовилась выйти на NYSE. Однако сооснователь CEO компании Сергей Мацоцкий неожиданно покинул свой пост (по данным CNews, этому предшествовал внутренний конфликт в компании), оставшись председателем правления. Его место заняла Светлана Баланова.
Как Анатолий Карачинский стал одним из самых успешных российских IT-бизнесменов
К тому моменту в компании уже происходили изменения. «После 2010 г. появилось ощущение, что рынок классической интеграции становится менее прибыльным и интересным. Стало понятно, что постоянно идти в технологическом русле вендора бесперспективно», — рассказывала Баланова в интервью газете «Ведомости». В 2014 году девальвация рубля и санкции поставили перед компанией новую задачу: «уменьшать стоимость, максимально использовать уже купленное, вкладываться в сервис», а также производить собственное ПО в нишах, не охваченных вендорами. Это принесло свои плоды: в 2016 году IBS была одним из лидеров рынка России по темпам роста доходов от оказания IT-услуг — на 30% в долларовом выражении. В 2017 году выручка компании росла, по словам Балановой, «двузначными темпами». Если в 2014 году IBS Group провела делистинг с Франкфуртской биржи, то в 2017-м снова задумалась об IPO.
К этому времени относится кейс «Пятерочки», которым IBS особенно гордится. Это проект по цифровой трансформации HR-направления торговой сети. В розничной торговле традиционно высокая текучка, а в результате интенсивного расширения сети внутренняя кадровая служба перестала справляться с нагрузкой. IBS помогла перевести обслуживание HR-транзакций на аутсорс в сервисный центр, интегрированный с внутренними ресурсами компании, разработала каталог HR-сервисов с возможностью масштабирования. «Сам процесс рекрутинга был придуман заново: с нуля и сразу «в цифре». В «Пятерочке» теперь нет рекрутеров — вместо них операторы, работающие на этапах воронки найма, а также роботы, которые постепенно заменяют человека, — рассказывала Светлана Баланова. — Однако важны не цифровые технологии сами по себе, а бизнес-эффект, который они дали. Цифровизация обеспечила ретейлеру кадровую основу для постоянного наращивания сети: если в 2015 году компания ежемесячно принимала на работу до 8000 новых сотрудников, то в 2017 году – уже 12 000—14 000». Впрочем, Баланова не устает повторять: цифровизация ретейла — это не только и не столько автоматизация рутинных процессов, сколько новые способы взаимодействия с клиентами и меняющиеся под их влиянием бизнес-модели.
В 2019 году Светлана Баланова стала дипломированным директором (Dip IoD), отучившись в Британском институте директоров (Institute of Directors, UK). Она объясняла это необходимостью взаимодействовать с независимыми директорами в совете директоров IBS. В том же году она заняла позицию независимого директора в наблюдательном совете небанковской кредитной организации акционерного общества «Национальный расчетный депозитарий». «Надеюсь, что внесу достойный вклад в развитие НРД как надежного и доверенного поставщика высокотехнологичных пост-трейдинговых сервисов и инфраструктурных решений для участников финансового рынка», — прокомментировала она свое назначение.
С началом пандемии коронавируса IBS быстро переориентировалась на удаленную работу и начала принимать меры поддержки сотрудников — например, запустила вебинары по самым разным темам, от клиентского сервиса до укрепления здоровья.
Из медиахолдинга в медиагруппу
24 марта 2020 года стало известно о назначении бывшего главы «Роскомнадзора» Александра Жарова на должность генерального директора «Газпром-медиа». А через три дня его первым замом стала Светлана Баланова. Это была новая должность в управленческой структуре холдинга. Основной задачей Балановой стало формирование стратегии цифровой трансформации компании.
Трансформация началась еще в 2019 году — в рамках этого процесса, например, были созданы центр технологических компетенций, который разрабатывал решения для цифровых платформ холдинга, и adtech-компания «Квант», занимающаяся размещением и управлением рекламой на основе больших данных. К моменту вступления Балановой в должность уже более двух месяцев шел проект по переносу сервиса Premier на собственную платформу. Прежняя, от Huawei, не справлялась с нагрузкой, которая только возросла с началом пандемии, когда Premier открыл бесплатный доступ к собственному контенту. К июню переход был завершен. «Перевод сервиса с видеоплатформы Huawei требовал напряженной работы всех специалистов технической команды… Уверена, наши зрители заметят и оценят эти позитивные изменения и новые возможности Premier», — комментировала Баланова. По ее словам, суммарное количество визитов на сайт Premier со стационарных компьютеров и мобильных устройств выросло на 136% по отношению к цифрам с начала года до 15 марта, количество сессий в мобильном приложении увеличилось на 153%, среднесуточный охват активной аудитории — на 170%.
В сентябре 2020 года директором по цифровой трансформации «Газпром-медиа» стала Софья Квашилава, ранее занимавшая посты генерального продюсера Okko Entertainment и директора по контенту Rambler Group. В октябре холдинг объявил о старте проекта по созданию Общего центра обслуживания — единой сервисной площадки на базе дочерней компании «ГПМ Партнер». Площадка должна объединить кадровый, бухгалтерский и налоговый учет, IT-поддержку, административно-хозяйственную деятельность, закупки и другие функции всех подразделений. Тогда же директором «ГПМ Партнер» стала Екатерина Юрченко, которая ранее вела похожие проекты в «Магните» и «Норильском никеле». Миграция сервисов на площадку началась 15 января 2021 года.
А 29 января стало известно, что Светлана Баланова уходит из «Газпром-медиа». «Светлана Баланова получила предложение возглавить Национальную Медиа Группу, которое приняла», — говорится в пресс-релизе.
Без стеклянного потолка в голове
В 2012-м, 2013-м и 2014 году Светлана Баланова включалась в рейтинг «Топ-50 самых влиятельных женщин в российском бизнесе» журнала «Компания». В 2013 году, по данным TAdviser, стала победителем в номинации «Мастер бизнеса» конкурса «Деловые женщины», организованного компанией Ernst & Young (а уже в следующем году вошла в его жюри). В том же 2013-м стала лауреатом премии TIAW World of Difference 100 Awards Международного альянса женщин (присуждается «выдающимся личностям, чьи усилия способствовали расширению экономических прав и возможностей женщин на местном, региональном или мировом уровне»). С 2014 по 2019 годы входила в список лучших высших руководителей IT рейтинга «Топ-1000 ведущих менеджеров России».
«Я никогда осознанно не занималась построением карьеры, но всегда была абсолютно открыта ко всем возможностям, которые на меня сваливались. И эти возможности оказались значительно интереснее, нежели те планы, которые я могла бы сама себе придумать», — говорила Светлана Баланова в интервью Forbes Woman. По ее словам, развивать карьеру ей помогала напористость и инициативность. Недостаток этих качеств — главное, что мешает женщинам продвигаться по карьерной лестнице, утверждала она в интервью Financial Times: «Гендерной дискриминации на российском рынке труда нет. Женщин сдерживает стеклянный потолок, который у них в головах».
При этом Светлана Баланова отмечала, что женщины недостаточно представлены во многих областях: «В ИТ-индустрии,– границы которой, правда, размыты, здесь трудно определить, где заканчивается просто экономика и начинается цифровая экономика,– лидеров-женщин 15-25%. Тем временем в России прогнозируется в ближайшие десять лет потребность в более 2 млн новых ИТ-специалистов. Обеспечить такое количество работников без участия женщин будет просто невозможно. Однако в госкорпорациях женщин почти нет в руководстве». Добиваться гендерного баланса, по мнению Балановой, следует, демонстрируя рынку его преимущества: «Я не являюсь сторонником жесткого квотирования, а считаю необходимым объяснять рынку те экономические и другие преимущества, которые получают компании с повышением диверсификации совета директоров, в том числе и с участием женщин».