Одна вокруг света: путь первых поселенцев и священные места индейцев
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку на автомобиле в компании своей собаки Греты. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина проехала по исторической U.S. Route 66 —Матери дорог и Главной улице Америки — и рассказала, как вести переговоры с американскими полицейскими.
Перемещаясь по Штатам с востока на запад, я ощущала себя переселенцем XIX века. То там, то здесь мне мерещились длинные караваны из груженых фургонов, осваивающие пути к Дикому Западу. Это они оставляли за собой небольшие деревни, которые впоследствии становились городами. Американцы бережно хранят исторические напоминания о том периоде. И я, проезжая мимо, старалась представить, как на месте шикарных трасс когда-то были бизоньи тропы и малозаметные тропинки индейцев, по которым и прокладывали пути к своей мечте первые переселенцы.
Чимни Рок — естественное геологическое горное образование на западе штата Небраска. Издалека кажется, что оно имеет форму правильного круга, как рукотворный курган с высоким монументом в самом центре. Но скала создана природой, состоит из слоев вулканического пепла и глины, и это не что иное, как остатки эрозии горных обрывов, возвышающихся над долиной Норт-Платт. Тонкий каменный шпиль Чимни Рок сегодня выглядят так же, как его описывали первые поселенцы в середине XIX века. А в окрестностях я обнаружила заросли крыжовника. Еще зеленый и совершенно несъедобный, но напоминающий о родном городе в далекой Сибири.
В Дакоте я побывала на Зеркальном озере. Впрочем, в США много озер с таким названием, а в Южной Дакоте вообще много озер. На озере можно встретить только рыбаков: купание запрещено, а для отдыха есть более удобные места. Я же завернула к озеру просто так, название понравилось. Погуляла по окрестностям, приготовила завтрак, понаблюдала за рыбаками. Рыбалка без специальной лицензии невозможна. Да и взять с собой можно не всю рыбу, только определенного размера — об этом сообщают информационные щиты. Остальную рыбу надо отпустить обратно в озеро. Вода действительно прозрачная, словно зеркальная. И рыбы много, плещется у поверхности, будто выпрашивая: «Поймай меня!»
Мистическая, завораживающая, притягивающая, загадочная, пугающая — все это про Башню Дьявола в штате Вайоминг. Это гора вулканического происхождения, возраст который насчитывает 200 млн лет. Когда-то вулканическая сила вытолкнула из-под земли мощный столб породы, оставив его в одиночестве на плоскогорье. Он резко выделяется на фоне окружающего ландшафта и со своими размерами, формой и текстурой выглядит очень таинственно.
Вокруг природной башни сложилось много легенд, историй и слухов. Правда, названием она обязана не мистическому происхождению, а лингвистическому недопониманию. Индейцы поклонялись скале и называли ее Дом Медведя. Однако переводчик неправильно перевел слова индейцев, поэтому ей дали название Дом Плохого Бога, а позже сократили до Devil's Tower. Индейцы до сих пор считают это место священным, хотят переименовать обратно в Дом Медведя и ведут нескончаемые судебные разборки с местными властями, пытаясь ограничить доступ туристов.
Я приехала к горе уже вечером, особо не рассчитывая попасть к подножию. Но парк оказался открыт, и мы с Гретой разбили лагерь с видом на Башню Дьявола. Хотя виды на нее здесь отовсюду отличные, я убедилась в этом во время утренней прогулки с Гретой. В какую сторону ни пойдешь, она всегда рядом, будто следит за тобой. Действительно мистическая.
Через Вайоминг я проехала по историческому маршруту Бозмана, проложенному в середине XIX века. По этому пути эмигранты и переселенцы с Востока отправлялись в Монтану в поисках золотых приисков. Влекомые Золотой лихорадкой, охватившей искателей лучшей жизни, они не останавливались ни перед трудностями дороги, ни перед опасностями на пути. Маршрут проходил через основные охотничьи угодья индейцев и был небезопасным — обозы путников часто подвергались нападениям.
Тем не менее маршрут Бозмана к золотоносным полям Монтаны был сильно короче проложенных ранее и вел через нынешний Вайоминг. Он проходил через местность, которая вполне подходила для фургонной дороги. Маршрут обходил горы и пустыни, а сочная трава и вода местных рек были доступны для волов и мулов, которые тянули повозки, тогда как свежая дичь и дрова кормили и согревали путешественников.
Джон Бозман, чье имя носит маршрут, вел повозки по всей его длине только один раз, в 1864 году. Обоз передвигался по ночам, чтобы избежать столкновений с индейцами, и благополучно достиг цели. Храбрость Бозмана в продвижении по более короткому маршруту снискала уважение среди мигрантов и была главной причиной, по которой он был назван в его честь. Мы с Гретой не поехали на север по его следам — наверняка все золотые прииски уже обшарили до нас, — а повернули на запад, в сторону Йеллоустоуна.
Следующая остановка на нашем пути — Кухня Дьявола. Не знаю, почему это место называется так, но я заметила одну особенность: многое, что не подлежит логическому объяснению, приписывают нечистой силе. Вот и Devil's Kitchen относится к необъяснимым природным явлениям. Во-первых, находится в необычном месте: если не знаешь, где это, можно проехать мимо и даже не заметить. Но если и знаешь точные координаты, до последнего момента не понимаешь, куда попал. Вот небольшой указатель и поворот на дорогу через частные территории. Остановку делать нельзя, о чем предупреждают знаки, только транзитный проезд.
Съезжаю на грунтовку, разбитую джипами в непогоду. И кажется, что ты едешь по узкой колее непонятно куда — на горизонте только пустыня. Но вот импровизированная парковка, укатанная тяжелыми колесами тех же джипов, а за ней неожиданно появляется эта красота. Разноцветные образования горных пород, наросты и впадины, которые меняют и форму, и цвет.
В общем-то всю дорогу от Devil's Kitchen до ближайшего города Грейбула я ехала разинув рот. Небольшой участок бесплодных земель похож на сплошную мозаику. Как только колеса коснулись асфальта, сказка закончилась.