Прошедший 2018 год был непростым для мировых финансовых рынков. Протекционистская политика Дональда Трампа, повышение доходности американских государственных облигаций, а также неожиданно сильный рост курса доллара США – все эти события задавали нервозный тон на мировых рынках капитала.
Новый, 2019 год, как кажется, унаследует эту нервозность, но при этом откроет для инвесторов и новые возможности для прибыльного и эффективного вложения капитала.
Все внимание к Трампу
Взгляды участников финансовых рынков сейчас прикованы главным образом к действиям администрации Дональда Трампа, который начал воплощать в реальность лозунги своей предвыборной кампании. По всей видимости, он продолжит быть в центре внимания и в следующем году.
Обещания Трампа защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции и возродить американскую промышленность становятся явью. В США наблюдаются хронические дефициты торгового счета (с 1970-х) и счета текущих операций платежного баланса (с начала 1980-х). Это, в свою очередь, привело к значительному ухудшению такого важного показателя, как чистая международная инвестиционная позиция. В 2018 г. она была отрицательной и заметно превысила 40% ВВП США. Так что в этой связи действия администрации Трампа выглядят вполне обоснованными.
Другой вопрос заключается в том, насколько действенна эта политика в качестве инструмента, сокращающего торговый дефицит. Как известно, страны — торговые партнеры США в ответ на американские ограничения вводят уже свои ограничения, а это негативно влияет на объемы американского экспорта. Кроме того, сократить дефициты торгового и текущего счета мешает низкая норма сбережений в США и недавняя налоговая реформа Трампа, которая привела к значительному увеличению дефицита государственного бюджета. Последнее, при прочих равных условиях, также ведет к росту дефицита текущего счета платежного баланса.
Таким образом, если принять во внимание те трудности, с которыми столкнулась администрация Трампа, можно сделать вывод, что в 2019 году попытки американской администрации добиться сокращения торговых дефицитов продолжатся. А финансовые рынки, очевидно, будут также нестабильны и будут по-прежнему внимательно следить за ходом переговоров между США и их торговыми партнерами.
Еще одним фактором, увеличивающим волатильность на рынках, может стать рост доходности государственных облигаций США, вызванный ужесточением монетарной политики ФРС и ростом дефицита федерального бюджета США из-за налоговой реформы Трампа. Так как американские гособлигации являются финансовым активом с исторически низким уровнем риска, рост их доходности может вызывать отток капитала с рынка акций в целом и с развивающихся рынков в особенности.
Куда вложиться
Упомянутая выше отрицательная чистая инвестпозиция при прочих равных условиях будет стимулировать долговременное снижение курса доллара США против других валют. Так что в итоге, прогнозируют аналитики Citi, индекс доллара DXY понизится с текущих значений в районе 97 пунктов до 94 пунктов к началу 2019 года, а к концу 2023 года он может уйти вниз до 76 пунктов (что равносильно снижению на 20% по отношению к текущим уровням).
Долговременное ослабление американского доллара, даже при условии роста доходности американских гособлигаций, может нарушить прежде эффективно работавший механизм, когда повышение процентных ставок в долларах приводило к оттоку капитала из развивающихся рынков в пользу США. В свете таких обстоятельств аналитики Citi полагают, что в 2019 году могут стать интересным объектом для инвестиций именно развивающиеся рынки.
Акции развивающихся рынков сейчас торгуются с дисконтом порядка 20% к глобальному рынку акций (по коэффициенту цена/прибыль), причем ожидаемые в 2019 году темпы роста корпоративных прибылей, вероятно, будут превышать средние по миру. Особенно интересными представляются китайские акции, так как они заметно подешевели в 2018 году из-за протекционистской политики Трампа, в то время как темпы роста экономики КНР, как предполагается, в 2019 году составят 6,4%.
Достаточно позитивно выглядят и акции компаний континентальной Европы. Эти бумаги торгуются с дисконтом порядка 7% к глобальному рынку акций и порядка 20% к рынку акций США (по коэффициенту цена/прибыль). Темпы роста корпоративных прибылей здесь в 2019 году, по-видимому, превысят среднемировые.
По рынку британских акций аналитики поддерживают нейтральную рекомендацию. С одной стороны, низкий курс фунта стерлингов поддерживает экспортные доходы британских компаний, но с другой стороны, неопределенность относительно Брекзита повышает политические риски для экономики Соединенного Королевства. Нейтральную рекомендацию аналитики также поддерживают по рынку акций США, что связано, главным образом, с относительно высокими стоимостными коэффициентами по данным бумагам и исчерпанием положительного эффекта от налоговой реформы Трампа.
На глобальных рынках облигаций основной фактор, который необходимо будет принимать во внимание – это тенденция к повышению процентных ставок в развитых странах, что, при прочих равных условиях, приводит к снижению цен облигаций в валютах развитых стран. В этой связи аналитики Citi считают возможным обратиться к облигациям в валютах развивающихся стран. В частности, интересными представляются китайские государственные облигации, особенно в свете открытия китайского рынка облигаций для иностранных инвесторов. Что касается облигаций в валютах развитых стран, стоит присмотреться к американским корпоративным облигациям инвестиционного уровня (доходность порядка 4% годовых), а также к высокодоходным облигациям (доходность около 6%).
Какие бы активы не выбрал инвестор, основным правилом должно быть поддержание высокодиверсифицированного портфеля активов, собранного на основе адекватной оценки ситуации в мировой экономике, политике и на финансовых рынках. И как бы ни были привлекательны те или иные активы, только данная стратегия позволит минимизировать риски и потери в случае неблагоприятного развития событий на рынках и обеспечит высокую прибыльность вложений во всех остальных случаях.