«Мерило успеха — это время»: музыкант Boulevard Depo о новом альбоме и русском рэпе
Новая работа Артема Кулика (Boulevard Depo) — альбом «ФУТУРОАРХАИКА». На этот раз Boulevard Depo сам выступил в роли саундпродюсера (совместно с ShawtyShine и Hyyddraa), отказался от готовых битов и создал уникальные звуки с помощью аналогового оборудования. Рэпер открывает свое видение будущего музыки через звуковые эксперименты и сложные текстовые концепты, а также отдает дань уважения наследию футуристов и авангардистов.
За несколько дней до выхода альбома Forbes Young поговорил с Boulevard Depo о новаторском подходе к написанию треков, рэп-индустрии, источниках вдохновения и о том, в чем для него измеряется успех.
«Заглянуть в будущее»
— Твой альбом называется «ФУТУРОАРХАИКА». В пресс-релизе приводят твои слова: «Мне довольно сложно сформулировать идею альбома одной фразой, но есть одно, на мой взгляд, наиболее подходящее слово — «трансформация». Можешь рассказать, что ты имеешь в виду? И какая вообще концепция заложена, в том числе в названии?
— Я на все смотрю как на циклы, на повторяющуюся спираль. Я вижу, что условно футуристическая музыка может звучать как олдскульный бум-бэп, только с новыми элементами, с новыми фишками, взятыми из других жанров. То есть, как что-то архаичное, но уже другое. В альбоме я просто пытаюсь заглянуть в будущее и представить, как музыка может трансформироваться.
По сути, вся музыка, которая сейчас популярна, такова. Мы даже видим, что сейчас на западе Charli XCX (британская певица и автор песен. — Forbes Young) — мейнстрим, хотя это абсолютно не мейнстримная музыка. Мы видим, как JPEGMAFIA (американский рэпер, певец и музыкальный продюсер. — Forbes Young) врывается в чарты со своим странным музлом и тоже в общем-то хорошо себя чувствует.
Еще название альбома коррелирует с концепцией Андрея Фурсова (российский историк, социолог и публицист. — Forbes Young) по поводу футуроархаики и будущего как прошлого неофеодализма. Поэтому и социальный аспект у меня тоже по текстам проскакивает кое-где в альбоме.
— Кажется, после выхода альбома больше всего будут говорить про трек «ДЫРБУЛЩИЩ» — оммаж стихотворению Алексея Крученых «Дыр бул щыл». Признайся, тебя тянет куда-то в сторону авангардного искусства?
— В принципе, люди, которые меня вдохновляли в последний год, — это Сергей Курехин (музыкант-авангардист, композитор, сценарист и актер. — Forbes Young), футуристы, группа «Звуки Му» Петра Мамонова. Я считаю, что у них у всех есть своеобразная преемственность друг от друга. И я эту ниточку просто протянул дальше в современность. Этого музыке сейчас очень не хватает, как мне кажется.
— Как ты писал этот трек? Импульсивно накидывая звуки в микрофон, разбавляя их знакомыми словами, вроде «финесс» и «Мосгоргаз»?
— У меня был план, и я его придерживался (смеется). Я весь текст записал, в общем-то, за минут 30, может быть, 40. Я подбирал звуки по ритмике и рифме, плюс я открывал Genius (музыкальный медиаресурс. — Forbes Young), читал тексты Kizaru (российский хип-хоп-исполнитель. — Forbes Young) и вычленял оттуда популярные англицизмы. Laffy Tuffy — берем! So icy — берем! Я когда это писал, уже знал, что получится интересно.
— Принимая во внимание твой отчасти новаторский подход к написанию треков, расскажи, о чем твой новый альбом?
— Мне кажется, это альбом-зеркало. Он просто отражает действительность, которая уже сформирована. Ты когда смотришь в зеркало, ты ведь тоже не видишь себя здесь и сейчас, ты видишь немножко с запозданием. Так устроен свет.
— Почему у альбома, помимо тебя, всего два продюсера — ShawtyShine и Hyyddraa?
— Я с ними уже работал до этого, когда писал альбом «СЕРТОЛОВСКИЙ ТОКСИК». Считаю их очень талантливыми ребятами. Достаточно «свежими», чтобы что-то предложить в музыкальном плане, и мне с ними было комфортно работать. Я подбирал себе такую команду, чтобы я смог без референсов объяснить, что мы делаем и какой вообще план.
Ведь не со всеми людьми возможно построить экспериментаторскую работу. Сейчас такое время, когда все построено на референсах: «Хочу звучать, как Трэвис Скотт, на максималках, на русском!» — например. А мы не знали, куда мы шли, и мне очень сложно было это объяснить другим людям. Поэтому я просто собрал команду из ребят, которые действительно меня понимают.
— Такое ощущение, что с каждой новой пластинкой твое звучание становится все более андеграундным. Почему?
— Хороший вопрос. Мне кажется, я просто стараюсь выдержать баланс. Мне нравится концепция золотой середины. Пытаюсь найти баланс всего классного, что есть в мейнстримной музыке и в андеграунде.
— А ты не боишься быть при этом непонятым?
— Да, я непонятый, в общем-то, с самого своего появления. Просто каждый мой альбом — это концепт. Вот тут он такой, в альбоме OLD BLOOD другой был. Какой будет следующий концепт, тоже сложно предугадать.
«Мы только подбираемся к серебряному веку»
— Хочется узнать твое мнение о российской рэп-индустрии в целом. Такое чувство, что она переживает какой-то очередной пик. Только темы в музыке сменились от «тачек и денег» до чего-то более простого и понятному каждому. Можно сказать, что сейчас золотой век хип-хопа на русском?
— Ну, я бы не сказал, что это золотой век. Я бы сказал, что сейчас мы только подбираемся к серебряному веку. Ближайшую пятилетку нас как раз-таки ожидает плавный подход к золотой эпохе. А что дальше будет — это все от нас и зависит.
Просто долгое время у нас лейтмотивом шел повтор западных тенденций. А там со времен пандемии музыка очень мало чего нового родила. Те же самые трансформации Канье Уэста — это тоже означает, что на Западе сейчас не знают, в какую сторону идти. Они тоже ищут этот путь: куда они пойдут дальше и чем будут руководствоваться для записи новых золотых и платиновых альбомов.
Сейчас вообще спадает западное влияние и есть очень сильные предпосылки к тому, чтобы сделать нашу рэп-музыку самобытной. Например, Дима Хаски — мне кажется, один из сильнейших музыкантов, кто на этом поле играет.
«Мерило успеха — это время»
— Какой из твоих альбомов для тебя самый значимый?
— Они мне все по чуть-чуть нравятся. Разные в них вещи нравятся, некоторые фишки я проецирую на новые альбомы, какие-то вещи отходят в сторону. Вообще, большая часть моих треков старых мне уже не нравится, у меня другие интересы. OCB Smoking Raw я вообще слушать не могу, меня тошнит. А наши работы с Summer of Haze (российский электронный музыкант. — Forbes Young) нравятся до сих пор.
— Тебе важен вообще успех? Что для тебя мерило успеха? Хочется выхлоп какой-то получить от нового альбома?
— Для меня мерило успеха — это время. Исполнитель, который уже 10 лет на коне, — это успешный артист. Потому что на краткосрочной дистанции можно ввалить кучу денег в промо, что-то из этого выжать, а дальше что ты сможешь предложить? Сможешь что-то еще модифицировать, трансформировать себя? Если ты действительно можешь, тогда да, базара ноль.
— То есть для тебя главное — просто творить и показывать?
— Конечно. Более того, я думаю, понять, успешен ли альбом, можно будет года через три минимум. Мне вот до сих пор очень жирный плюс ставят за создание альбома OTRICALA. А на момент выпуска он был просто проглочен интернетом и совершенно не замечен. И я такой думаю: «Где вы были все, когда я это выпускал?» Кажется, «ФУТУРОАРХАИКА» — это вот что-то из этой же категории релизов, которым нужно время.
— Ты скучаешь по временам YungRussia (российского музыкального объединения, созданного Boulevard Depo, в состав которого входили хип-хоп-группы Dead Dynasty, Dopeclvb, Sabbat Cult и Litalima), раз уж мы вспомнили альбом «Отрицала»?
— В какой-то мере, да. Я просто понимаю, что сейчас это, в принципе, невозможно. У меня появилась семья, у меня появилось очень много ответственности, я уже не тот человек, что был лет 5−10 назад, который проводил большую часть времени на улице.
Остались воспоминания о том, какое это было легкое, беззаботное время. А сейчас мы все стали взрослее. Еще и все находимся в разных городах, а то и в странах. И, в принципе, невозможно было бы вернуть все это назад. Да и незачем. Потому что мы все уже другие. У меня сейчас другой круг общения, он не менее классный и интересный. Я не перестаю что-то новое узнавать, а это для меня одна из главных вещей в общении. Что-то узнать, чему-то учиться, помогать друг другу.
«Тебе это никто в готовом виде в рот не положит»
— Чем ты вообще вдохновляешься при написании музыки?
— Я, например, не смотрю развлекательный контент от слова совсем. Я смотрю лекции, выступления — какие-то такие узкопрофильные вещи. Для меня это банально интереснее.
У меня долгое время был интерес к истории нашего государства — а это же тоже целый такой обширный пласт, на изучение уходит много времени. И когда ты находишь одну интересную тему, ты обязательно в ней найдешь еще несколько смежных. Еще с недавних пор, вот как я женился, начал ходить в театр. Недавно с женой мы ходили на спектакль «Холопы» Андрея Могучего (режиссер-постановщик. — Forbes Young) в БДТ — было мощно. Как люди работают со словом, как люди работают со временем — это очень интересно.
— Как это помогает тебе, как рэперу?
— Я всегда в поиске тем для текстов и интересных речевых оборотов. А каждое время в нашей истории рождало интересных, необычных персонажей, которые необычно размышляли, необычно разговаривали. И вот какие-то вещи перенимаются оттуда. Ну и как раз вот как пример — это упомянутые мною «Звуки Му». У них есть, например, альбом «Шоколадный Пушкин» с треком «Рэп-2», который тоже состоит из звуков, имитаций под американский рэп. Вот это вот попробуй нащупай и найди все, тебе это никто в готовом виде в рот не положит. Надо смотреть, искать и интересоваться. Ну и если судить по новому альбому, я как будто бы вдохновлялся вообще не рэпом.
У меня есть правила определенные: пока пишу релиз, я не слушаю русскую рэп-музыку, которая выходит. Иногда я делаю это в развлекательных целях. Ну либо это кто-нибудь из близкого круга общения что-то выпустил. Я все хотел послушать Saluki и его BOLSHIE KURTKI, но никак руки не дойдут.
— Кстати, что с вашим совместным с Saluki альбомом? Ты еще в январе прошлого года говорил, что вы собираетесь его выпустить. На каком все этапе?
— У нас готово где-то шесть-семь демок. Но пока как-то не до этого — одно, второе, пятое, десятое, и там уже Saluki выпускает BEACH ROCK HOTEL, я иду заниматься плотно своим альбомом, потом у него BOLSHIE KURTKI выходят, а я еще этот не доделал. Я вижу, просто, что он там тоже своим барахлом занят, а я своим барахлом занимаюсь.
В любом случае, это не потерянная история. Думаю, что-то из этого вырастет.
— Что может быть важным для молодых музыкантов на старте карьеры?
— Когда мы, YungRussia, начинали, мы это делали на энтузиазме. Исходя из чего я делаю вывод, что главное — это энтузиазм и желание. Именно желание заниматься этим делом, не желание получить прибыль. Энтузиазм — это такой же капитал, который важно пустить в правильное русло, чтобы он просто не прогорел сам по себе.
— Если, допустим, у тебя есть какая-нибудь фуллтайм-работа, а рэп — хобби. В какой момент надо бросить работу и заниматься только музыкой?
— Если ты можешь с музыки зарабатывать себе минимум, на который ты можешь прожить, то стоит бросать работу. Если ты не можешь прожить на деньги от музыки, не надо бросать смежную деятельность, которая тебе приносит деньги. Потому что в любом случае первые несколько лет в музыке ты будешь только вкладывать — в музыку, клипы, промо. А там уже дальше как пойдет.
— Ты живешь сейчас только на роялти со стримингов? Ты ведь почти не даешь концертов и не ездишь в туры.
— Я собственные туры всегда приурочиваю к альбомам. В феврале стартую с новым туром по России как раз. А по поводу доходов — тут все зависит от самого артиста. У всех по-разному, мне кажется. Мне большую часть капитала приносят именно живые выступления, а доходы со стримингов — это просто такая регулярная вещь.
— То есть можно больше заработать денег с десяти концертов, чем с 10 млн прослушиваний трека «5 минут назад» на стримингах?
— Думаю, да. Я не такие уж баснословные деньги получаю за те вещи, которые мы делали с Глебом Геннадьевичем (Глеб Голубин, рэпер Pharaoh. — Forbes Young) вместе. Это не львиный процент моих доходов. Мне даже моя новая музыка больше приносит.
Но живые выступления — это в любом случае большая часть дохода. Я бы мог, кстати, увеличить эти доходы раз в десять, если бы выступал на корпоративах. Но для меня это с морально-этической точки зрения вещь принципиальная. Поэтому я свою копеечку имею — и не жалуюсь.