К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Это база»: где и как молодые и успешные управленцы заработали первые деньги

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Продавщица билетов на дискотеку, веб-разработчик из ICQ и завхоз кондитерской лавки — кем только молодые топ-менеджеры не трудились на самом старте, чтобы подзаработать и заложить фундамент на будущее. Forbes Young поговорил с участниками рейтинга «30 до 30» о первых деньгах и начале карьерного трека

«Главное — среда, в которую вы попадете», — замечает Ирина Бязарти, директор по продуктам жилой недвижимости в Avito и номинантка в рейтинг «30 до 30» 2024 года. На своей первой серьезной работе в «Яндексе» она получала всего 35 000 рублей в месяц. Но Бязарти нравились атмосфера в коллективе и функционал, поэтому она целыми днями зависала в офисе. В итоге после стажировки ей предложили полноценную должность, а за четыре года в компании она выросла до старшего продакт-менеджера и потом перешла в Avito.

Опыт работы на старте — это не столько про деньги, сколько про ступеньки, которые ложатся в основу карьерной лестницы, рассуждает Бязарти. Forbes Young собрал истории трех топ-менеджеров из рейтинга «30 до 30» — о самых первых шагах в карьере и том, чему они научили.

Telegram-канал Forbes Young
Просто о сложной картине мира
Подписаться

Конфетный период

Финансовый директор сервиса «Самолет Плюс» и победительница рейтинга «30 до 30» 2023 года 28-летняя Маргарита Стюкова выросла в Караганде, промышленном городе Казахстана. Ее детство прошло в тяжелый для страны период, когда закрывались предприятия, родителям, работающим на заводе, не платили зарплату, а в доме не было базовых продуктов и вещей. Бабушка Стюковой всю жизнь трудилась главным экономистом на одном из местных предприятий, но осталась без работы и в 60 лет начала карьеру заново. Открыла кондитерский отдел в гастрономе — продавала торты и импортные конфеты, которые были тогда в диковинку. 

 

В 12 лет Стюкова с радостью погрузилась в бабушкин бизнес. Учет финансов велся в тетради, и по вечерам Маргарита выпрашивала «пописать накладные» — заполнить графы прихода и расхода. Стюкова приходила в лавку после уроков и постепенно погрузилась во все процессы. Она считает, что этот опыт многое заложил, например научил ее сходу определять типажи и запросы покупателей, таким образом увеличивать чек. «Люди проходили, не останавливаясь, а мне нужно было задать правильный вопрос и сформулировать быстрое предложение, — делится Стюкова. — Главное, что я уяснила в том конфетном отделе: я продаю не конфеты — я продаю эмоции».

Маргарита Стюкова (Фото DR)

До окончания школы Стюкова проводила в магазине все летние каникулы, выходные и праздники и, по собственным словам, делала в свои смены двойную выручку. Ей хотелось принести больше денег в семью, которая продолжала жить скромно. «Конфеты вроде «Рафаэлло» и киндеров казались мне верхом кондитерского искусства, но мы не могли их позволить себе часто. Я мечтала, что вырасту и буду покупать их коробками», — смеясь, вспоминает она. Помимо продаж, девочка общалась с поставщиками, вела учет остатков и знала, какие позиции пользуются наибольшим спросом. Она считает, что поработать в продажах стоит всем молодым людям до 18 лет: «Это база, которая научит понимать запросы клиентов».    

 

В магазине Стюкова получала небольшую зарплату — около 500 рублей в переводе с тенге за 12-часовую смену. Так она смогла собрать деньги на поездку в летний лагерь, а еще накопила 30 000 рублей на переезд в Москву. «Мне хотелось уехать из Караганды, получить качественное образование и улучшить свою жизнь, — говорит Стюкова. — А если уж переезжать в Россию, то именно в финансовый центр».

Стюкова поступила на бюджет на факультет бизнеса и менеджмента Высшей школы экономики. Жила в общежитии, а чтобы подзаработать, устроилась ассистентом к профессору по теории вероятностей и математической статистике. А еще как репетитор давала уроки студентам, которые были на грани отчисления, получая за это 1000–1500 рублей в час, и писала на заказ курсовые и дипломные работы. Но экономить все равно приходилось. Стюкова вспоминает, как считала, сколько стаканчиков кофе может позволить себе в месяц, и получалось не больше двух-трех. 

Нужно искать серьезную работу, заключила девушка. За год до выпуска из университета ей попалась лидерская программа «Северстали», направленная на развитие сотрудников с позиции стажера до управленца. Обычно за стажировки ничего не платили, а тут обещали 90 000 рублей за месяц. «Казалось, что можно решить вообще все вопросы в жизни, просто попав туда», — вспоминает Маргарита. 

 

Отбор шел четыре месяца и включал видеоинтервью, логические и аналитические тесты, решение кейса на дому и очный ассесмент-центр (комплексная оценка сотрудника, включающая разные упражнения, деловые игры и пр.) на целый день. Стюкова не рассчитывала, что пройдет конкурс, но дошла до финального этапа, на который поехала с высокой температурой, долго сомневаясь. В итоге она получила приглашение на стажировку в Череповце. «Сложно сказать, что мне помогло. В компании сказали, что мой потенциал было видно сразу. Я всегда пытаюсь ответить на вопросы: какую задачу мы решаем? как можем сделать это эффективно? Наверное, принимающие оценили такой подход», — рассуждает Стюкова. 

«Удача — это, безусловно, важно, но «везет тому, кто везет»

Стажировка длилась почти два года: сотрудник по полгода пробовал себя в разных подразделениях — внутреннем консалтинге, производстве, контроллинге и маркетинге. По окончании программы в 2019-м Стюкову назначили менеджером по контроллингу продаж в машиностроении. За следующие три года она выросла до руководителя направления отчетности в производстве и реализации стали. А затем Стюковой предложили должность исполняющей обязанности директора по экономике «Самолета Плюс» — сервиса покупки, ремонта квартир и других услуг компании «Самолет», которая строит недвижимость. Туда ее пригласила бывший руководитель из «Северстали». Уже через два месяца Маргариту повысили до финансового директора, она занимает эту должность и сейчас.

Хотя самой Стюковой повезло с первой зарплатой, начинающим специалистам она советует не гнаться за деньгами, а делать ставку на обучение и развитие навыков. Для этого важно на собеседовании оценить руководителя, с которым придется работать, ведь «обтесывать и задавать первые стандарты профессионализма» будет именно он, говорит финдиректор. Чтобы быстро расти, по мнению Стюковой, стоит находить задачи, за которые никто не берется: чем проблемнее место и роль, тем больше риски, но и шансы проявить себя выше. «Удача — это, безусловно, важно, но «везет тому, кто везет», — резюмирует она.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Мальчик за монитором 

Первые деньги 31-летний Андрей Сухань, директор по данным (CDO) «Райффайзенбанка» и победитель рейтинга «30 до 30» 2023 года, начал зарабатывать еще в школе — сумел монетизировать свое увлечение программированием. Он рос в простой семье, в которой «долго не было компьютера». Родители купили его в 2004 году, когда Андрей перешел в четвертый класс. В придачу к компьютеру шел учебник по программированию «Borland Delphi. Руководство разработчика». Школьник погрузился в чтение, затем взял у соседа книги по языкам C++ и PHP и таким образом за два года «хорошо прокачался в программировании».

Андрей Сухань (Фото Юрия Чичкова для Forbes)

Знакомые подсказали, что можно подрабатывать на фрилансе: писать программы и сайты под ключ. Так в седьмом классе Сухань начал получать деньги. Заказы были разными: кто-то просил поправить веб-страницу, кто-то приходил с более сложными запросами, например написать программу на WordPress или создать целый онлайн-магазин. «Мои первые проекты, конечно, были очень примитивные. Если кто-то из тех заказчиков меня когда-нибудь узнает — извините», — смеется Сухань. Зато пока школьник набивал руку, он «очень проникся айтишкой, разработкой и продуктом». 

 

Общение с заказчиками шло через мессенджер ICQ, и они не знали, что за монитором сидит 13-летний мальчик, рассказывает Сухань. Он считает, что тот опыт помог ему прокачать коммуникативные навыки: «Мне нужно было звучать убедительно — как эксперту, который сможет взяться за любой проект». За три года никто из заказчиков так и не заметил подвоха. «Видимо, они не могли и предположить, что на другом конце — школьник на фрилансе, — смеется он. — К счастью, тогда интернет не поддерживал объем трафика для стабильной видеосвязи, и «аська» (ICQ. — Forbes Young) была нашим всем». 

Разработчику платили в долларах через сервис Webmoney. «В то время почему-то так было принято», — объясняет Сухань. В среднем один заказ приносил около $100, а за самый большой проект под ключ он получил целых $500. Поскольку паспорта у Андрея еще не было, переводы он оформлял на родителей. Те поначалу относились к работе скептически и не верили, что хобби может приносить доход. Сухань вспоминает, как еле уговорил отца поехать вместе в офис Webmoney, чтобы получить первый гонорар: «Когда папе протянули 120$, он долго смотрел, застыв и не понимая: «Это что, нам?!». Тот гонорар потратили на сборы сестры-первоклашки.     

После школы Сухань поступил в Финансовый университет на факультет прикладной математики и информатики. Первые три года прилежно учился, а потом заключил, что пора переходить к практике. «Мы строили параболы, решали дифференциальные уравнения и интегралы — это хорошо развивало мозг, логику и пространственное мышление. Но как применять все это в жизни?» — вспоминает свои мысли Сухань. Он решил, что лучше всего сможет применить свои навыки программирования и математики в аналитике, и начал искать стажировки. Так он оказался в билайне: после летней практики за 20 000 рублей в месяц ему предложили полноценную ставку аналитика данных с зарплатой 60 000 рублей. «Я даже не представлял, куда потратить столько денег!» — восклицает он.

«Впитывайте все, что происходит вокруг, и задавайтесь вопросом: а почему это устроено так и можно ли сделать лучше?»

Сухань собирал информацию, делал таблицы, готовил презентации для компании. Работать нужно было 20 часов в неделю, студент приезжал в офис после пар. Он вспоминает, что смог выстроить хорошие отношения с руководителем и за четыре года в билайне вырос до senior-аналитика с зарплатой в 160 000 рублей. А потом перешел на такую же должность в «Яндекс Маркет». Там «карьера закрутилась»: с 2017 по 2020-й Сухань прошел путь до заместителя руководителя службы аналитики в «Яндекс Маркете», а потом перешел в Delivery Club, уже на позицию CDO. Еще через два года его позвали в «Райффайзенбанк», где он занял такой же пост.  

 

Что помогло росту по карьерной лестнице? Сухань рассказывает, что постоянно учился новому: проходил курсы, смотрел лекции на YouTube, читал книги. Делать так же он советует всем начинающим специалистам. Знания Андрей называет «турбоускорением», которое помогает быстрее решать задачи, а значит, показывать хорошие результаты и расти. «В профессиональном плане все быстро меняется — выделяйте время на освоение новых трендов, смотрите и ходите на конференции. Впитывайте все, что происходит вокруг, и задавайтесь вопросом: а почему это устроено так и можно ли сделать лучше?» — рекомендует он. Еще один важный в карьере навык, по мнению Суханя, — находить low hanging fruits (с англ. — «низко висящие плоды»), то есть возможности для быстро достижимых побед. Они принесут много «баллов в карму» и помогут подтвердить, что компания сделала правильный выбор, взяв вас на работу, говорит Андрей: «Обычно такие задачи всегда перед глазами, но люди либо привыкли их не замечать, либо нет времени и ресурсов за них взяться». 

Активный студент

Директор по продуктам жилой недвижимости Avito 30-летняя Ирина Бязарти родом из Осетии. В 2001 году, когда ей было 8 лет, семья переехала в Москву. Папа работал в полиции, а мама занималась воспитанием Ирины и ее младшей сестры. «Мы жили обычно — на съемных квартирах, свою смогли купить только через 10 лет», — рассказывает Бязарти. 

Ирина Бязарти (Фото DR)

Свои первые деньги она тоже заработала в школе. Восьмиклассницей Бязарти продавала билеты на школьную дискотеку, помогая друзьям-старшеклассникам. За пару раз удалось собрать около 1000 рублей, которые она затем потратила на обеды в кафе.

Бязарти с отличием окончила школу и поступила на бюджет на факультет рекламы и связей с общественностью Высшей школы экономики. Когда она была на втором курсе, родители предложили самой заработать на летний отдых. «Тогда это был шок: «Как работать, я же учусь!?» — вспоминает свою реакцию Бязарти. — Пришлось что-то придумывать». Со школы у нее был хороший английский язык, она нашла двух учениц и преподавала им в течение года. За один урок Бязарти брала 700 рублей — так в 2012 году заработала первые 35 000 рублей, которые потратила на поездку с подругами в Испанию.

 
«Способности и мотивацию в моем случае замечали, возможности не нужно было выпрашивать, их давали и шли навстречу»

В университете было много возможностей попрактиковаться, вспоминает Бязарти. Например, она помогала вести университетские соцсети, за что получала повышенную стипендию, участвовала в совместных мероприятиях вуза и «РИА Новостей» и писала пресс-релизы, была помощником PR-директора на международном инновационном форуме и фестивале rASiA в Москве. Первую работу Бязарти нашла тоже благодаря вузу. На последнем курсе один из предметов на факультете вела топ-менеджер «Яндекс Маркета». После выпуска она пригласила нескольких человек с курса на полугодичную стажировку в команду категорийных менеджеров «Яндекс Маркета». Так Бязарти оказалась в «Яндексе», где проработала четыре года.

Кроме зарплаты в 35 000 рублей, бонусом шло много «плюшек»: соцпакет, питание в офисе и др., вспоминает Ирина. Спустя три месяца она почувствовала себя уверенно, в том числе и в финансовом плане: переехала в квартиру, которую арендовала вместе с подругами. Работа была интересной, поэтому Бязарти «целыми днями зависала в «Яндексе». После стажировки ей предложили на выбор несколько штатных позиций, и она выбрала проджект-менеджмент. Начинала с младшего сотрудника, потом перевелась на роль middle-менеджера продукта и к 2019 году выросла до старшего продакт-менеджера. В том же году Бязарти приняла предложение от Avito и перешла на позицию продакта в направление новостроек сервиса. Через полтора года она возглавила продукт этого направления, а потом — продукт всей жилой недвижимости в Avito.

Свой динамичный рост топ-менеджер объясняет правильной рабочей средой. «В обеих компаниях рядом были единомышленники, которые умеют работать в командах, помогая друг другу, хорошо выстроены процессы, и все нацелены на решение проблемы клиента, — перечисляет Бязарти. — А главное, способности и мотивацию в моем случае замечали, возможности не нужно было выпрашивать, их давали и шли навстречу». Тем, кто находится в самом начале карьерного пути, Бязарти советует искать компании с похожими культурами, а также не гнаться за «быстрыми деньгами», учиться командной работе и, кроме хард-скиллов (hard skills — жесткие навыки, или специфические для каждой отрасли знания), развивать «софты» — умение слушать, эффективно коммуницировать, быть эмпатичными и стрессоустойчивым.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+