Около 70% молодых россиян сомневаются в своем достатке из-за чужого контента
В России более 70% молодых людей заявили, что контент или высказывания других людей могут заставить их в разной степени усомниться в собственном финансовом благополучии. Это показал опрос, проведенный коммуникационным агентством «Пиархаб» и исследовательским центром «Позиция» (ранее A2:Research) по просьбе Forbes Young. В нем приняли участие 1288 жителей крупных городов в возрасте от 16 до 27 лет. Большинство из них — представители поколения Z (зумеров), родившиеся с 1997 года.
Согласно исследованию, больше половины молодых россиян регулярно (ежедневно, раз в неделю, месяц или квартал) ощущают, что на их настроение влияет успех других людей, еще 20% испытывают это чувство, но редко. Чаще всего его провоцируют социальные сети лидеров мнений (53%), публикации в СМИ (26%) и социальные сети друзей и знакомых (20%). Почти половина зумеров видят примеры успеха, влияющие на настроение, в YouTube, по 22% — в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Среди профессий, ассоциирующихся с успехом и богатством, молодые люди выделили блогеров и лидеров мнений (29%), IT-специалистов (26%), актеров и музыкантов (26%).
Самая распространенная реакция на увиденные примеры успешной жизни — появление неуверенности в себе и собственных силах — вариант отметили 40% тех, кто с этим сталкивается. Больше четверти испытывают тревогу или страх за собственный финансовый достаток, а каждый пятый чувствует на себе влияние FOMO (от англ. fear of missing out. — Forbes Young) — страха упустить какую-либо возможность. Чтобы минимизировать дискомфорт, более трети зумеров исключают его источник — например, отписываются от блогера. Каждый пятый сокращает время нахождения онлайн. Прорабатывают ситуацию с психологом или психотерапевтом и занимаются любимым хобби или спортом 16% и 15% молодых людей соответственно.
Неконтролируемое стремление человека соответствовать уровню жизни других, по его мнению, более успешных и состоятельных людей, и возникающие из-за этого тревога и сомнения в собственном достатке называют денежной, или финансовой, дисморфией. Хотя она официально не признана психическим расстройством, о ней все чаще пишут в СМИ и социальных сетях. Впервые термин «денежная дисморфия» использовала финансовая компания Credit Karma. Согласно ее исследованию, это очень распространенная проблема во всем мире. Примерно 43% зумеров и 41% миллениалов (людей, родившихся в период с 1981-го по 1996 год) страдают от подобной тревожности и полагают, что они зарабатывают меньше, чем все остальные.
Опрос «Пиархаба» также показал, что более 40% зумеров считают необходимым маркером успеха и богатства наличие внушительной финансовой подушки, а треть — недвижимости в престижном районе. При этом 46% респондентов не имеют накоплений, 32% скопили до 50 000 рублей, 11,2% — от 50 000 до 100 000 рублей, и только 11% имеют свыше 100 000 рублей сбережений.