Делай как я: основательница бренда Holy Corn о заработках, тратах и накоплениях
Уроженка Набережных Челнов Алиса Пейрис (ранее Басырова) задумала производить здоровый попкорн в 23 года, окончив МГИМО и год поработав в консалтинговой компании McKinsey & Company (сейчас — «Яков и Партнеры»). За пять лет она вывела свой бренд Holy Corn почти на 300 млн рублей годовой выручки, согласно базе данных СПАРК, а также расширила ассортимент компании другими снеками и напитками. Сегодня, помимо России, продукция бренда продается в Казахстане, Белоруссии и других странах.
В последние два года Алиса почти не дает интервью. Но специально для Forbes Young она поделилась своими финансовыми секретами. Почему? «Я согласилась поучаствовать, так как моя история может быть актуальна молодым ребятам, определяющимся в своем жизненном пути», — признается она.
Первые деньги
«Я была довольно идейным ребенком. Старшая в семье — помимо младшего брата, у меня много двоюродных и троюродных родственников, — я любила быть среди них «командиром», привлекать их в разный движ.
В детстве мы издавали собственную ежеквартальную газету «Коктейль» для всей нашей большой семьи. Это был мой первый полноценный продукт — с определенным тиражом, постоянными рубриками (интервью с дальними родственниками, рецепты от любимой тети), рекламой. Естественно, я не могла продавать его, но проводила праздничные мероприятия, раздавала газету и просила скидывать монетки за нее в коробку. Мне нравилась такая креативная журналистская деятельность, которая к тому же сплачивала семью.
В 11 лет я решила продавать клубнику с дачи. Не могу сказать, что был излишек ягод, да и в продажах не было особой финансовой потребности. Но я иногда выпрашивала у родителей часть объема, продавала на автобусных остановках и рвалась конкурировать с бабушками за покупателей. За раз удавалось заработать 500–1000 рублей — это были активные агрессивные продажи. Деньги я отдавала родителям. Мы жили в Набережных Челнах, семья — средний класс: папа хирург, мама провизор».
Первая работа
«Более значительные деньги появились в подростковом возрасте: за победы в олимпиадах часто выдавали гранты. Так, в 10-м классе, выиграв Всероссийскую олимпиаду по истории, я получила порядка 100 000 рублей, которые отдала родителям. Как победитель я гарантированно могла поступить в МГИМО на факультет международных отношений. Но я хотела на экономику и в итоге прошла на бюджет на престижный факультет международных экономических отношений. Я знала, что родители не смогут платить за обучение, и надеялась только на себя.
После переезда в Москву мне присылали небольшие карманные деньги, также я получала стипендию. Чувствовала себя комфортно, много училась, общежитие было бесплатным. Единственной моей luxury-тратой периодически было такси — шерила с другими студентами поездки до университета. Со второго курса я начала придумывать собственные предпринимательские активности. Например, проводила speed dating-вечеринки (быстрые свидания), договариваясь с пустующими ресторанами и другими площадками. Выходило до 30 000 рублей прибыли за мероприятие.
Я знала, как зарабатывать, и понимала, что могу делать деньги бизнесом. Но каждый раз задавала себе вопрос: готова ли заниматься той или иной идей по-крупному, масштабироваться, строить империю. В университетские годы такой идеи не нашлось».
Хорошие заработки
«После МГИМО у меня была возможность поступить в магистратуру за рубеж, но я не хотела финансово напрягать родителей. Устроилась в McKinsey младшим консультантом. Попасть туда было дико сложно, конкурс был сумасшедший, я готовилась четыре месяца. У меня было не самое классическое резюме: без корпоративного опыта, но с предпринимательским. Оказалось, что в корпоративном мире тоже нужны такие люди.
Я работала с 09:00 до 02:00, сразу попала в крутые проекты. Резко изменился лайфстайл: высокая зарплата, съемная комната в центре Москвы на Третьяковке, ужины в «Кофемании», такси за счет компании. Но я не видела себя в корпоративном мире и через какое-то время начала задумываться о старте своего дела: искала идею, рисовала бизнес-планы, придумывала Holy Corn».
Первая дорогая покупка
«Свою высокую зарплату в McKinsey я старалась не тратить, из дорогих покупок могу назвать брекеты. Откладывала все на будущий бизнес, копила «подушку».
Уволившись в 2017 году, я уехала на месяц во Вьетнам и Камбоджу. Что-то мне подсказывало, что это будет мой последний отдых. И действительно, в последующие пять лет я ни разу не уходила в отпуск, во всех поездках работаю. В том же году я начала разработки продукта, на старте вложила 500 000 рублей».
Моя «подушка»
«Я не самый лучший пример в личных финансах, хочу сразу снизить уровень пафоса. На данный момент я держу деньги только в наличных (в рублях и валюте) и на дебетовом счету. При наших оборотах бизнеса можно подумать, что у меня есть сбережения, какой-то капитал. Но нет, пока мой приоритет — вкладывать обратно в бизнес.
Дело в том, что я сама себе регулирую зарплату, ограничиваю ее такой цифрой, чтобы хватало на жизнь: 80% трачу, 20% стараюсь откладывать. У меня нет своей машины, недвижимости, а квартиру я арендую».
На чем экономлю, на чем — точно нет
«Я не избалована тратами. Дизайнерская одежда и сумки вообще не являются для меня показателями богатства и статуса. Мне лично не нравятся вещи с логотипами.
Для меня самое важное — чтобы были закрыты базовые вопросы: еда, медицина, самообразование. Готова тратить на сервисы, которые сэкономят мое время, к примеру, на доставку готовой еды. Я не ограничиваю бюджет на покупку продуктов в супермаркете, хожу в кафе и рестораны. Самые большие статьи расходов — еда и такси».
Как веду бюджет и куда инвестирую
«Я пробовала разные сервисы [для трекинга личных финансов], но сейчас в основном трекаю расходы в приложении своего банка, отслеживаю динамику. В конце месяца смотрю, какие категории оказываются самыми большими, и стараюсь их корректировать.
Я не покупаю ценные бумаги, не открываю вкладов. С детства, видя разные экономические кризисы, у меня было сомнение относительно надежности финансовых институтов. Это ощущение витало в воздухе. И это то, с чем я сейчас пытаюсь бороться. Хочу найти для себя баланс: с определенным уровнем толерантности к риску выбрать какие-то инструменты для долгосрочного накопления».
Вредные и полезные финансовые привычки
«Самая лучшая моя привычка: я — довольно экономная. У меня сложно найти необдуманные траты.
Помню, как родители в начале каждого года проводили собственную стратсессию, садились вместе и рисовали план. Это было два-три исписанных листа: с финансовыми целями и списком крупных покупок на год. Меня до сих пор удивляет, как это было прогрессивно для того времени, и даже сейчас звучит необычно. Я тоже хочу внедрить подобный инструмент в свою жизнь, чтобы понимать, какую часть средств можно выделить, например, на покупку ценных бумаг или доходные вклады».