Палитра для винодела. Натуральное вино может быть оранжевым, зеленым и даже голубым
Самая нелепая ошибка из тех, что может допустить сомелье на «слепой» дегустации, — не угадать цвет вина. Когда вина подаются в непроницаемо-черных бокалах, некоторые образцы, поверьте, могут сбить с толку. И ладно, если бы выбирать приходилось между красным, белым и розовым. Спектр винных оттенков гораздо шире. Недавно он пополнился голубым вином. Да-да, группа испанских предпринимателей совместно с Университетом Страны Басков разработала технологию получения ярко-голубых вин.
Сам продукт — купаж красного и белого винограда, а его цвет — результат соединения антоциана (пигментное вещество из кожицы красного винограда) и пищевого красителя индиго. Ни сортовой состав, ни регион происхождения винограда не раскрываются, и в этом часть замысла производителей. Они считают, что вино лучше пить без предубеждения, порожденного винной мифологией. Трудно сказать, какой отклик найдет столь инновационный продукт. Но его создатели правы как минимум в одном: цвет вина во многом предопределяет отношение потребителя. И виноделы с давних времен этим пользовались.
Например, слава светлых бордоских кларетов выросла на противопоставлении с «черными винами» из региона Кагор (Cahors), которые нагревались в процессе настаивания, отчего и приобретали очень насыщенный темный цвет. Vinho Verde, «зеленое вино» с северо-запада Португалии, из исторической провинции Минью (Minho), тоже стало категорией, обозначающей молодые и слегка газированные вина. Сначала это название относилось только к молодым белым винам, зачастую имеющим зеленоватый оттенок, но со временем перенеслось и на розовые, и на красные вина, сделанные в данной стилистике в ограниченном регионе. Во французском департаменте Юра (Jura) до сих пор производят дедовским способом «желтые вина», напоминающие херес. А после того как европейские виноделы с легкой руки грузинских коллег увлеклись амфорами, винный тезаурус пополнился термином «оранжевое вино». Так стали называть белые вина, сброженные и настоянные на мезге по кахетинскому методу в амфорах. Их цвет больше похож на янтарный, но французский термин ambré уже занят производителями крепленых вин.
В отечественном виноделии тоже есть история о влиянии цветного названия на популярность вина. Некогда один из совхозов объединения «Массандра» производил десертное «Рубиновое». Вино было очень неплохим, однако успехом не пользовалось. И вот однажды кому-то пришла в голову счастливая мысль переименовать «Рубиновое» в «Черный доктор», переведя на русский язык тюркское название сорта винограда «еким кара». Имидж вина преобразился, и вскоре «Черный доктор» стал самым большим дефицитом советского винного рынка. Собственно, рынка как такового не было, но вот видите: магия цвета заставляет в него поверить.