Олимпийское спокойствие: как НХЛ придумала хоккейный турнир круче Олимпиады
Что это такое?
Кубок мира по хоккею — совместное коммерческое предприятие НХЛ и профсоюза игроков. Комиссар НХЛ Гэри Беттмэн озвучил идею нового проекта в январе 2015-го. По мотивам Кубка Канады, который проводился в конце 1990-х – начале нулевых, менеджмент лиги придумал идеальный турнир. Две недели (с 17 сентября по 1 октября), простой формат (16-17 матчей на всех), одна арена («Эйр Канада-центр» в Торонто на 19 800 мест), только лучшие хоккеисты (почти все из НХЛ), только сильные команды: к США, Канаде, России, Чехии, Швеции и Финляндии добавили две сборные — Европы и молодых (до 23 лет) звезд Северной Америки. Лига и профсоюз, которые далеко не всегда соглашаются друг с другом, на этот раз все детально обсудили, поэтому сейчас в Торонто играют все звезды — от Овечкина и Малкина до Кросби и Стэмкоса. Супертурнир планируют проводить раз в четыре года в крупных хоккейных городах. И если проект окажется удачным (что весьма вероятно), он вполне может стать альтернативой олимпийскому хоккейному турниру. Тем более что Международный олимпийский комитет (МОК) отказывается покрывать часть расходов на транспортировку и страховку игроков лиги на Олимпиаде, а НХЛ с этим категорически не согласна.
Сколько стоит Кубок мира?
Точные цифры оргкомитет не открывает, но, по информации авторитетного канадского СМИ TSN, расходы на организацию турнира составят порядка $65 млн, из них $10-15 млн — на страховку игроков. Плюс аренда стадиона, маркетинг, призовой фонд ($500 тысяч каждой команде-участнице, еще 500 тысяч — финалисту и миллион — победителю) и компенсационные выплаты 30 командам НХЛ (по миллиону каждой), которые отпускают игроков из предсезонных тренировочных лагерей на турнир. Для сравнения: по словам министра спорта Виталия Мутко, весенний чемпионат мира (16 команд, 2 стадиона) по хоккею обошелся России в 1,2 млрд рублей (больше $18 млн).
Кто и сколько заработает на Кубке мира?
Поначалу организаторы планировали $90-100 млн дохода, но по ходу подготовки к турниру стало понятно, что можно рассчитывать и на большее. Эксклюзивные права на телетрансляцию в США и еще 20 странах заполучил ESPN (первое за много лет сотрудничество с НХЛ), а показывать турнир в Канаде будут каналы медиагруппы Rogers Communications. Финансовые детали по этим сделкам не обнародовали, но конкурент Rogers на канадском рынке компания TSN озвучила свое предложение — $28-32 млн, и оно не было принято.
Огромный интерес к турниру проявили крупные компании: Honda, Pepsico, Visa, Air Canada и другие стали официальными партнерами Кубка мира. Adidas экипирует все 8 команд, а также поставляет атрибутику для болельщиков, которую уже давно можно приобрести в официальном магазине НХЛ. Цены на бейсболки, футболки, пуловеры и хоккейные свитеры колеблются от $20 до $300. И еще до начала турнира некоторые позиции были помечены «few left» — количество ограничено.
За месяц до старта Кубка мира было объявлено еще об одной сделке — организаторы продали рекламное место на форме игроков, что во многих американских спортивных лигах запрещено (или было запрещено до недавнего времени). Свой логотип на плечи хоккейных свитеров пристроила компания SAP, немецкий производитель программного обеспечения. Сумма сделки не разглашается, но, по информации Sportsbusinessdaily.com, организаторы собрали со спонсоров $25 млн.
Билетная программа Кубка мира изначально была обречена на успех — мало где в мире любят хоккей так, как в Торонто. За три недели до начала турнира босс НХЛ Гэри Беттмэн объявил, что 90% билетов проданы. И это несмотря на довольно сложно устроенную систему реализации: в онлайне билеты на отдельные матчи ($20-400) можно было купить в короткий период осенью 2015-го, а абонементы ($1250-5000) стали доступны в августе 2016-го. Доходы по этой статье поделят между собой НХЛ, профсоюз и клуб «Торонто Мейпл Лифс», на чьем стадионе проходит турнир.
Почему новый турнир имеет коммерческий успех?
Североамериканские хоккейные правила (то есть больше динамичности и зрелищности), никаких лишних команд и проходных матчей. Все лучшие (кроме травмированных) игроки — в заявках. Такое очевидно интересно и спонсорам, и зрителям. ESPN даже не стала тратиться на агрессивную рекламную кампанию, проморолики были сдержанны и кому-то даже могли показаться скучными, зато получили хороший отклик в соцсетях.
По случаю такого особенного турнира организаторы решили добавить интерактива в телетрансляции. Впервые в официальных матчах под эгидой НХЛ в свитера хоккеистов и шайбы вмонтированы специальные сенсорные устройства, а по всей арене установлены считывающие инфракрасные камеры — это позволяет моментально получать данные по скорости, траектории и прочим игровым характеристикам. В НХЛ, которая зарабатывает около $4 млрд за сезон, прекрасно понимают, что качественная телекартинка — верная заявка на успех, причем не сиюминутный, а многообещающий.