К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Большой брат и Ко: как умные гаджеты следят за вами

Фото Gabriela Hasbun для Forbes
Фото Gabriela Hasbun для Forbes
Термостаты, фитнес-браслеты и другие инновационные устройства, может, и не приносят вам большой пользы, зато о многом говорят вашему врачу, страховщику и работодателю

В прошлом году 51-летний Карл Далал нагулял более 1,5 млн шагов в окрестностях Хьюстона. Каждый его шаг был учтен устройством Fitbit Zip, прикрепленным к одежде. «Я ношу его с религиозным упорством, — рассказывает Далал. — И моя жена тоже». Его упорство объясняется тем, что за шагами следит еще кое-кто — его работодатель BP.

Прогулки помогли Далалу снизить взносы по медицинской страховке. Корпоративная оздоровительная программа, которой он руководит, позволила BP America сэкономить на медицинском обслуживании сотрудников. Кроме Далала еще около 14 000 его коллег, 6000 членов их семей и 4000 пенсионеров получили бесплатные Fitbit в 2013 году, в этом году число участников программы увеличилось на несколько тысяч.

Эти умные устройства, подключаемые к смартфонам, продаются как средство для повышения качества жизни. Каждая компания, выпускающая гаджеты для наших ботинок, запястий, автомобилей или стен, производит колоссальные объемы информации, которая должна помочь нам снизить вес, быстрее бегать, осторожнее водить машину и потреблять меньше энергии.

 

Увлечение измерением своей жизни можно считать нарциссизмом, но уже понятно, что снимать замеры с чужой жизни может быть очень выгодно.

Расход энергии

Ваши данные вместе с информацией о тысячах других людей могут помочь в решении крупных проблем, будь то снижение затрат на здравоохранение или отказ от строительства ненужной электростанции. Компании, выпускающие умные гаджеты для снятия разных показателей, уже научились капитализировать терабайты данных, полученных от клиентов.

 

Nest Labs, созданная выходцами из Apple, производит умные термостаты и датчики задымления (Google приобретает эту компанию за $3,2 млрд, сделка в стадии оформления). Сейчас Nest активно развивает побочный бизнес — управляет энергозатратами некоторых своих клиентов в интересах энергетических компаний. По данным Управления энергетической информации США, правительства американских штатов повысили расходы на программы, призванные помочь энергетическим компаниям регулировать спрос на электроэнергию, с $1,3 млрд в 2003 году до $6 млрд в 2012-м.

Nest запустила программу услуг в области энергетики в апреле 2013 года и сразу же заключила соглашения с дюжиной партнеров, среди которых чикагская ComEd и Southern California Edison. Крупнейший американский производитель термостатов Honeywell оказывает аналогичные услуги 35 энергетическим компаниям. Основатель Nest Тони Фаделл уверен, что выручка от услуг для энергетиков в конце концов превысит выручку от продажи термостатов домохозяйствам и повысит прибыльность бизнеса: «Мы будем продавать все больше и больше услуг, потому что оборудование, установленное на стене, прослужит десятки лет», — объяснил Фаделл в декабрьском интервью, которое он дал в офисе Nest в Пало-Альто.

Развитие побочного направления для Nest — тяжелый труд.

 

Компании приходится подстраиваться под трехлетний цикл планирования во многих крупных компаниях, увеличивать объем продаж термостатов: сегодня устройства, регулирующие температуру в комнатах в зависимости от перемещений жильцов, установлены менее чем в 1% домохозяйств США.

Условия сделок Nest с энергетиками бывают разными. В некоторых случаях энергетическая компания платит клиентам от $30 до $50 в год за каждый установленный термостат в обмен на право регулировать мощность кондиционера в жаркие дни, чтобы снизить нагрузку на электросеть. По условиям других договоров Nest делит сэкономленную на издержках сумму с коммунальной компанией. По оценкам экспертов, программы реагирования на рост потребления энергии приносят $80 на каждый установленный термостат, поэтому 1% домохозяйств США теоретически создает пирог

в $100 млн, которые ежегодно делят между собой Nest, коммунальные компании и потребители.

Самым привлекательным в предложении Nest для коммунальных компаний является то, что самообучающиеся термостаты с течением времени усваивают расписание жизни в доме и регулируют температуру соответствующим образом. Термостаты Honeywell не следят за движениями и полагаются на заданную пользователем программу. И если Honeywell направляет все пользовательские данные в энергетические компании, то Nest берет на себя задачу анализа этих данных и управления энергопотреблением.

«Мы не даем коммунальным компаниям возможности управлять термостатом. Мы не делимся с ними данными. И мы не станем работать, если они не согласны на наши условия», — говорит один из основателей Nest Мэтт Роджерс. Директор Nest по услугам для энергетиков Бен Биксби говорит, что переговоры ведутся со многими сбытовыми компаниями, но пройдут годы, прежде чем выручка станет по-настоящему большой.

А пока Фаделл и Роджерс пытаются избежать судьбы других проектов по оптимизации работы коммунальных служб, которые закончились провалом. Прошлый бум подобных сервисов пришелся на 2008 год, когда правительство США субсидировало обновление сетей энергетических компаний, чтобы они могли в реальном времени предоставлять данные о потреблении энергии третьим сторонам.

 

Google и Microsoft отреагировали, выпустив бесплатные программы PowerMeter и Hohm, позволявшие потребителям анализировать структуру своего энергопотребления. Разработка обеих программ была прекращена в 2011 году из-за отсутствия интереса. Cisco, кстати, тоже пыталась тогда создать систему управления для энергетических компаний.

Каковы перспективы новых сервисов? Электросбытовые компании считают успешными программы, которые снижают потребление энергии на 30%. Серверы и алгоритмы Nest позволяют снижать его в пиковые периоды на 50–60%, утверждает Фаделл. Но, как говорят аналитики, трудно получить независимое подтверждение тем показателям экономии электроэнергии, о которых заявляют создатели умных термостатов, поскольку надо учитывать много сложных переменных. «Мы интуитивно понимаем, что они помогают сберегать энергию, но этот эффект еще не измерен, — говорит Дебби Кимберли, вице-президент по программам энергоэффективности в компании Austin Energy (это один из партнеров Nest). — Мы пока пытаемся оценить эти показатели».

Здоровый контроль

Производитель фитнес-датчиков Fitbit продает их крупным компаниям вроде BP, чтобы помочь им управлять своим бюджетом на здравоохранение. Скоро аналогичный продукт выпустит конкурирующая компания Jawbone. Причина растущего спроса — новые правила, введенные в рамках реформы здравоохранения Барака Обамы, повысили объем поощрений, которые работодатели могут выделять сотрудникам, следящим за своим здоровьем, — размер денежных вознаграждений за снижение страховых выплат вырос с 20% до 30%.

Fitbit начал работать с работодателями после того, как несколько компаний, включая Autodesk и TokyoElectron, обратились к небольшому стартапу, чтобы использовать выпускаемые им браслеты в корпоративных программах оздоровления.

 

Сегодня Fitbit оптом продает свои шагомеры тысячам работодателей со скидкой, предоставляя им и специальное программное обеспечение, которое позволяет сравнивать показатели разных офисов компании или оценивать подвижность отдельных сотрудников, если они дали разрешение на такое использование их персональных данных.

Это одно из самых быстро растущих направлений бизнеса Fitbit, говорит генеральный директор компании Джеймс Парк.

Эми Макдоно, которая отвечает в Fitbit за взаимоотношения с работодателями, отказывается комментировать, как данные Fitbit влияют на ценообразование при переговорах с поставщиками медицинских услуг. Но в страховой компании Cigna Forbes подтвердили, что фитнес-браслеты «могут влиять на цены» при заключении договоров коллективного страхования. Оценка данных еще не завершена.

Требуется еще несколько лет роста, прежде чем корпоративный бизнес Jawbone и Fitbit станет привлекательным. Пока что обе компании предлагают бесплатные и открытые программные интерфейсы для связи их приложений для смартфонов с базами данных страховых компаний, работодателей и приложениями для фитнеса вроде RunKeeper, если пользователь даст на это согласие. Вице-президент Jawbone по управлению продуктами Трэвис Богард говорит, что Jawbone вслед за Fitbit может предложить работодателям ПО для анализа данных.

 

Компания также может получать часть выручки от сторонних поставщиков услуг, таких как сервис Sleepio, который берет со страдающих бессонницей $25 в неделю за сеансы когнитивно-поведенческой терапии и следит за их сном с помощью браслета Jawbone UP (пока бесплатно для Sleepio), или служба онлайн-фитнеса Wello’s со стоимостью месячного абонемента $199, которая тоже использует данные с браслета.

Год назад Jawbone потратила $100 млн на производителя высокотехнологичных браслетов для отслеживания потоотделения, подвижности и температуры тела BodyMedia, который только запустил пробный проект с Cigna. С помощью браслетов компания следила за несколькими тысячами человек, имевших риск развития диабета, и Cigna удаленно снабжала их советами тренеров, чтобы подтолкнуть к более активному образу жизни. По словам представителя Cigna Джо Монди, первые данные показали, что риск развития диабета у пользователей снижался более чем на 10%.

В конечном счете Cigna хочет включить в эту программу миллионы сотрудников  и полагает, что правильный «ориентированный на потребителей продукт» поможет на 13% снизить ежегодный рост страховых премий, вычисляемых на основе профилей риска сотрудников компаний.  «Мы сможем буквально пригнуть кривую роста расходов», ­— говорит Монди.

 

Темпы роста медицинских расходов для страховых компаний на самом деле снижаются в последние несколько лет (в прошлом году расходы выросли на 6%, тогда как ранее годовой рост доходил до 12%), потому что потребители получают больше информации о ценах разных больниц и о дженериковых препаратах, добавляет Монти. Новые персонализированные данные о сне и подвижности людей могут сделать ценообразование еще более прозрачным. И все же Макдоно из Fitbit предупреждает, что пройдет не менее трех лет, прежде чем компания сможет однозначно заявить, что ее устройства и аналитические услуги помогают снизить издержки. Не стоит забывать, что ради защиты тайны частной жизни сотрудников,  медицинские расходы которых покрывает компания, работодатели вынуждены привлекать внешних подрядчиков для управления этими данными.

Личная информация

Работодатели, которые собирают больше данных о персонале, разумеется, сильнее рискуют подвергнуться хакерской атаке или пострадать от недобросовестных сотрудников, которые будут манипулировать этими данными для снижения расходов на медицинскую страховку. Случаи несанкционированного доступа к информации больниц США в 2013 году уже привели к тому, что уровень ошибок в диагнозах составил, по данным Ponemon Institute, 15%.

Бремя защиты данных ляжет на корпоративных клиентов, говорит технический директор компании Palo Alto Networks, работающей в области корпоративной безопасности. «Я не думаю, что безопасность сильно волнует компании, которые переносят все в интернет», — говорит он.

Успех новых гаджетов во многом зависит от того, какие преимущества получат потребители в обмен на персональную информацию. «Самым главным, несомненно, будут сами данные», — считает Богард из Jawbone. Измерение собственных показателей и контроль за своим здоровьем — только начало, добавляет он.

 

Другими словами, большинство людей не интересует, сколько именно шагов они прошли, но их волнуют счета за электричество и стоимость медицинской страховки.

В этом новом мире, где все личные  данные отправляются множеству разных служб, шагомер Карла Далала сообщит страховой компании, что он бегает как угорелый, а термостат Nest поможет охладить его пыл.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+