К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ускользающая красота: что мешает носимым гаджетам завоевать мир

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Рынок носимых гаджетов с каждым годом становится все разнообразнее по ассортименту и все больше по объему. Когда инновационные устройства совершат решающий рывок и превратятся в по-настоящему крупный бизнес?

2014-й обещает стать годом носимых компьютерных устройств. Сотни беспроводных девайсов на батарейках были презентованы на представительной выставке Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе в январе: умные очки, часы, украшения, фитнес-браслеты и даже пара образцов нижнего белья с доступом в интернет. Если эта волна захватит массовую аудиторию, вскоре мы обнаружим, что круглосуточно семь дней в неделю отслеживаем собственную физическую активность: частоту сердцебиения, график сна, пройденную дистанцию, эффект от занятия сексом, чистки зубов и ультрафиолетового облучения.

Проблема заключается в том, что уровень ажиотажа вокруг носимых гаджетов никак не сопоставим с реальным уровнем развития рынка. Без ответов остаются вопросы о чрезмерно высоких ценах, неэффективном расходовании энергии, слишком ограниченной практической пользе, зачастую непрезентабельном дизайне и слежке за пользователями. «Мы пока очень далеки от превращения потребителей в подобие роботов», – говорит технологический директор Deloitte Consulting Билл Бриггс. По его оценке, в 2014 году продажи носимых устройств достигнут 10 млн (просто сравните эту цифру с миллиардом проданных смартфонов), а объем рынка – примерно $3 млрд. «Нам еще предстоит увидеть, как появятся новые категории товаров и будут эволюционировать уже существующие», – прогнозирует эксперт.

Первые владельцы очков дополненной реальности Google Glass, умеющих записывать видео, уже стали персонами нон грата во многих ресторанах, казино, кинотеатрах, стрип-клубах и медицинских учреждениях. Другой раскрученный гаджет – умные часы Samsung Galaxy Gear – в прошлом году провалился на рынке из-за узкой базы приложений, невпечатляющего внешнего вида и задранного до $300 ценника. То есть устройство-дополнение смартфона южнокорейская корпорация предложила аудитории фактически по цене самого смартфона.

 

«Многие из этих девайсов напоминают попытку начать новую жизнь с Нового года, то есть обращают на себя много внимания и доставляют много положительных эмоций в первые несколько недель, но затем превращаются в обузу и постепенно забываются», – говорит Скотт Макгрегор, генеральный директор компании Broadcom, производящей бюджетные интегрированные чипы для носимых устройств.

Крупнейший мировой производитель смартфонов Samsung Electronics одним из первых пришел на формирующийся рынок, чтобы застолбить за собой лидерство в сегменте, пока неповоротливые конкуренты из Apple продолжают доводить до ума свою долгожданную новинку – умные часы iWatch, выхода которых аналитики ожидают до конца 2014 года. Galaxy Gear от Samsung синхронизируются со смартфонами на операционной системе Android через Bluetooth и умеют оповещать владельца о текстовых сообщениях, звонках и электронных письмах. Но скептики продолжают ругать устройство за недолговечный заряд батареи и резко выступающий объектив камеры на ремешке, который резко нарушает целостность дизайна.

 

Часы и впрямь могли бы выглядеть лучше, признает маркетинговый директор мобильного бизнес-подразделения Samsung Ли Янг Хи. На его запястье – блестящие кремовые Gear, инкрустированные десятком переливающихся бриллиантов. Ли должен влюбить потребителей в гаджеты Samsung. Уже в этом году корейцы могут представить рынку свой аналог Google Glass.

Второе поколение умных часов Samsung Galaxy Gear – попытка компании разом снять накопившиеся к первой версии устройства претензии

Главный вызов для Samsung, да и для всех других игроков в отрасли, – сохранить правильный баланс между инженерной мыслью и дизайном. Для браслета или очков внешний вид определенно важнее, чем для того же смартфона, который проводит большую часть времени в вашем кармане и изредка показывается «на публике». Модели вроде той, что носит Ли, Samsung, к примеру, создает в альянсе с известными домами моды или ювелирными компаниями, например, Swarovski. Google Glass на показе дизайнера Дианы фон Фюрстенберг носили модели на подиуме, а теперь дизайном очков занимается итальянская Luxxotica, в портфолио которой – легендарные Ray-Ban. На выставке CES один из самых заметных на рынке стартапов Pebble представил «люксовую» модификацию своих популярных умных часов Steel – в стальном корпусе и с кожаным ремешком, отсылающими к дизайну классических Rolex («тюнингованные» Pebble стоят $249). Производитель фитнес-браслетов Fitbit недавно объявил о коллаборации с дизайнером-миллиардером Тори Берч – весной тандем обещает представить «суперэлегантный» фитнес-аксессуар. Samsung уже исправляет ошибки первых Gear, проданных в количестве более миллиона штук, – вместе с новым смартфоном-флагманом Galaxy SV в марте увидело свет второе поколение часов. Заряда батареи по-прежнему хватает ненадолго, зато устройство стало тоньше и ярче, а камера «переехала» на циферблат, что позволило добиться заметного прогресса в дизайне. Правда, не оправдались слухи о снабжении устройства собственной SIM-картой для телефонных звонков – функции, которой остро не хватает многим носимым гаджетам и которая, по мнению аналитиков, резко ограничивает потенциал роста рынка.

 

По сути, единственной востребованной моделью умных часов, умеющей совершать и принимать звонки, остается Filip – цветной пластиковый корпус, укомплектованный разъемом для маленькой «симки» и ориентированный на детей.

Изначально GPS-устройство, Filip в 2009 году придумал норвежский предприниматель Стэн Киркбак – после того, как провел полчаса на грани сердечного приступа, разыскивая потерявшегося в торговом центре сына.

Он предусмотрел, чтобы гаджет не только передавал родителям информацию о передвижениях их чад, но и позволял звонить на предустановленные пять номеров. В ноябре оператор AT&T представил Filip американским пользователям – по цене $199 с опцией месячного контракта стоимостью $10.

Инженеры потратили два года на разработку устройства, в компактном и одновременно стильном корпусе которого вмещались бы и функционал голосовой телефонии, и данные GPS-трекинга, говорит генеральный директор Filip Technologies Джонатан Пичи. В легкомысленном на первый взгляд девайсе на самом деле решены такие сложные технологические дилеммы, как антенна, «вмонтированная» в ремешок умных часов, и блок питания, упрежденный от возможности перегрева. И все-таки, Filip выглядят чересчур громоздкими, чтобы стать безусловным кассовым хитом.

Детский GPS-трекер Filip – первая попытка совместить умные часы и телефон в одном носимом гаджете. Технологически прорывное устройство ругают за громоздкость во внешнем виде

 

При всем видимом разнообразии носимых гаджетов, массовость продаж сегменту обеспечивает главным образом один тип устройств – фитнес-трекеры, на которые приходится девять из десяти реализуемых в рознице девайсов, свидетельствуют подсчеты аналитической компании Accenture. Доминирующие на рынке бренды – Fitbit, Nike и Jawbone – уже привлекают повышенное внимание венчурных капиталистов (например, в августе Fitbit получил $43 млн инвестиций) и расширяют ассортимент до всех мыслимых функциональных пределов. И тем не менее, лидеры по-прежнему слабо защищены от безымянного стартапа, собирающего свои первые $10 000 на платформе Kickstarter. В среднем набор комплектующих для носимого гаджета обходится всего в $10, за счет дешевых чипов. Для сравнения, тот же показатель для смартфона составляет около $100, говорит генеральный директор Broadcom Макгрегор.

«Любому под силу как минимум довести свою идею до стадии прототипа – на это уйдет менее года работы одного инженера, – объясняет эксперт. – Ниша носимых гаджетов – настоящий рассадник инноваций».

Но создать устройство и выработать у потребителя привычку им пользоваться – задачи совершенно разного уровня. «Спустя три месяца после покупки всего 40% людей хотят продолжать носить эти гаджеты, – говорит Чендер Чавла, технологический консультант, оценивающий перспективы отрасли для венчурных фондов и производителей. «Если ключевая проблема, которую вы решаете, – заставить меня не вынимать телефон из кармана, не уверен, что у вас хватит потенциала перевернуть рынок», – соглашается аналитик IDC Джонатан Гоу.

В тех же фитнес-трекерах пользователи видят для себя выгоду, только если устройство становится важно для ежедневного опыта. Производители должны обеспечивать покупателям удовольствие и вырабатывать у них привычку социальной коммуникации посредством носимых гаджетов. В Fitbit для этого выпустили собственное мобильное приложение, в котором можно соревноваться с друзьями и формировать свою ленту подписки. Компания утверждает: чем более социально активен пользователь в приложении, тем чаще он пользуется самим браслетом. Другая ценность фитнес-трекеров – возможность экономии ресурсов для контрагентов. С начала 2010 года компания продала софт тысячам компаний, которые решили осуществлять мониторинг физического состояния своих сотрудников как часть корпоративной программы оздоровления. К такой программе в среднем присоединяются 20% работников, а альянс с Fitbit сильно увеличивает показатель вовлеченности людей, говорит координатор программ Эми Макдона.

 

Британская нефтегазовая корпорация BP  раздала бесплатные браслеты Fitbit сотрудникам, которые взяли на себя обязательство пройти миллион шагов в 2013 году. Таковых оказалось более 23 000, и примерно три четверти из них достигли заветной цели, получив по 500 «очков здоровья». Тысяча очков – и вы получаете 50-процентную скидку на премиальный план медицинского страхования HealthPlus. При этом в совокупности внедрение программы поощрения ведущих здоровый образ жизни сотрудников сократило расходы BP на медобслуживание на 3,5% в год, говорят в компании. По мнению Макдона, в будущем страховщики смогут напрямую работать с владельцами браслетов Fitbit, подталкивая людей к регулярным физическим упражнениям через «пряник» в виде скидок на свои услуги.

Фитнес-трекер Fitbit дальше других носимых гаджетов продвинулся в сфере практического применения. Но к дизайну устройства по-прежнему много вопросов

Впрочем, вопросы функционального применения носимых гаджетов по-прежнему меркнут на фоне судьбоносного вопроса: как они выглядят? Например, Fitbit и его аналог от Nike – Nike+ FuelBand – до сих пор привержены спартанскому пластиковому спортивному стилю, а из заметных конкурентов только трекер Jawbone как-то задумывается над эволюцией дизайна. В Кремниевой долине успех продолжает определяться числом проданных устройств и точностью механизма фиксации физических упражнений, говорит консультант Чавла. Пока мало кто понимает, что пришло время смещать акцент на вкус и поведенческие паттерны потребителей, фундаментальные индикаторы бизнеса по продаже вещей, которые люди носят на себе.

Вот почему все взоры обращены в сторону Apple.

 

Да, компания из Купертино не будет на рынке первой и не провернет трюк, удавшийся с iPhone  и iPad, но ее сильными сторонами остаются чувство дизайна и умение задавать для гаджетов, приложений и онлайн-сервисов стандарты, которым потом следуют все остальные.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+