Турок Угур Самут начинал свой предпринимательский путь с запуска сервиса по поиску апартаментов. 13 января 2016 года его нынешняя компания Medigo объявила о получении $3,5 млн инвестиций от китайской корпорации CL Global Healthcare. «Мы будем обеспечивать поддержку Medigo при выходе на рынок Китая», — комментирует CEO китайской корпорации Гонг Джоу. Инвесторы, в числе которых и Accel Partners, уже вложили в сервис более $10 млн. Почему именно в Medigo?
Однажды находившемуся в тот момент в Китае польскому предпринимателю Павлу Цебуле понадобился дантист, но он не смог найти подходящего. Так у него возникла идея глобального сервиса по поиску нужных клиник. Такая же мысль посетила Угура Самута. Правда, находился он в тот момент на другом конце света – в Берлине. Спустя несколько недель молодых предпринимателей познакомил венчурный капиталист Кристоф Мэр, владелец инвесткомпании Atlantic Internet (он станет посевным инвестором их стартапа).
Medigo помогает подобрать подходящее лечение со сравнительным анализом предложений от клиник в разных странах мира. Клиент отправляет всю информацию о состоянии здоровья, а затем ему предоставляется несколько опций. В зависимости от выбранного тарифа можно воспользоваться услугами консультанта, организации трансфера, визовой поддержки, проживания, персонального помощника, переводчика, а также получить местную SIM-карту. C каждой клиникой у Medigo свои договоренности. «По факту, пациент платит напрямую клинике — мы не делаем никаких наценок на стоимость лечения (кроме тех случаев, когда пациент хочет дополнительное сопровождение в виде переводчика и другие допуслуги), а вот клиника уже возвращает нам определенный оговоренный процент», — объясняет Угур Самут.
Заработал Medigo в апреле 2014 года, а уже в июне компанию поддержал американский венчурный фонд Accel Partners, среди инвестиций которого Facebook, Dropbox, Spotify, Xiaomi и другие известные компании. Три месяца ушло на переговоры и due diligence, после чего Medigo получил €5 млн на развитие бизнеса. По данным Accel Partners, ежегодно 6-10 млн человек путешествуют в другие страны для получения медицинского обслуживания. «Рынок медицинского туризма оценивается в $55 млрд, и он растет с каждым годом на 15%», — объясняет интерес фонда его представитель в ответе на запрос Forbes. До этого, по его словам, рынок регулировался неэффективными оффлайн-инстументами.
«Medigo — очень хороший проект, — говорит Лев Орловский, основатель сервиса MedViser, среди инвесторов которого Роман Абрамович. — Он помогает пациентам решить проблему выбора оптимального места лечения за рубежом. Больной может выбрать иностранную клинику для прохождения необходимого медицинского вмешательства через интерфейс, похожий на kayak.com или booking.com. Medigo так же, как MedViser, стремится увеличить прозрачность на рынке мединского туризма, сократить расходы, а также предоставить пациентам единую платформу, которая обьединит фрагментированный глобальный рынок медицинского туризма. Я вижу потенциальные синергии между нашими проектами».
По статистике Medigo, около 10% всех пациентов в мире предпочитают лечение за границей. «Наша главная задача – обеспечить их качественным обслуживанием», — говорит Угур. Команда Medigo проводит тщательный анализ, аттестацию больницы и только после этого заключает с ней договор. Важным моментом на начальном этапе построения компании стало регулирование юридических вопросов в 23 странах, где сейчас работает сервис. «Сложнее всего было в Таиланде», — признается Угур. Проблемы возникали, в основном, из-за трудностей перевода.
Всего на данный момент услугами компании пользуются около 2000 пациентов в месяц, из них всего 50 — из России. Первый российский клиент появился в мае 2015 года. Это стало возможно после того, как в марте 2015-го к команде Medigo присоединился Дмитрий Ладыженский, бывший редакционный директор Gameland. С Угуром он познакомился тоже в Берлине. Сейчас Дмитрий отвечает за продвижение в СНГ.
В Москву Угур Самут и Дмитрий Ладыженский приехали осенью 2015 года для переговоров с российскими клиниками и страховыми компаниями. «Кризис сыграл для нас положительную роль», — говорит Угур. «Мелкие компании по организации лечения за рубежом уходят с рынка. Раньше было много компаний, которые состояли из 1-3 работников, а то и просто человек с лэптопом на кухне позиционировал себя компанией по организации медицинских услуг», — добавляет Дмитрий Ладыженский. Большинство клиентов из стран СНГ, по его словам, выбирают тарифные планы «Премиум» ($219) и «Консьерж» (цена по запросу) из-за необходимости транспортных услуг, организации проживания и сопровождения переводчика. Также компания собирает оргсбор — €199 (если смета на лечение не превышает €5000) или €499 (если смета на лечение превышает €5000).
Даниил Данин, исполнительный директор сервисно-информационного портала MedAboutMe.ru, отмечает, что Medigo очень напоминает американский сервис Whatclinic и немецкий проект CareMondo. Но, по его мнению, в России экономическая ситуация меняется не в пользу потребителей. «Курс доллара растет, поэтому возможно развитие и внутреннего медицинского туризма. У Medigo на сайте пока только одна московская клиника — ЕМС. У россиян есть тренд на лечение в Китае, но есть и подводные камни: необходимо сразу выбирать сертифицированные и в России лекарства», — предупреждает Данин.
Главная задача сервиса, как и любого стартапа в этой сфере, — увеличение узнаваемости бренда. В компании планируют проводить тренинги и семинары как среди врачей, так и среди потенциальных клиентов. Еще одна цель — достигнуть прозрачности по цене и качеству. Если шансы на лечение крайне малы, высока вероятность того, что Medigo откажет клиенту в услугах.
Владимир Гурдус, сооснователь и исполнительный директор компании Team Drive, инвестирующий в связанные с медициной проекты, отмечает, что пока рынок, на котором работает Medigo, не рынок брендов. «Medigo — это интегратор, который собирает информацию о клиниках, анализирует рынок, ничего не навязывая. В Америке около ста подобных сервисов, в России — пару десятков. Ведущей можно будет назвать компанию, которая займет хотя бы 1% рынка. Однако пока в медицинском туризме нет своего Uber».
Именно на это, похоже, и нацелены Самут с Цебулей. В команде Medigo более 50 человек из 30 стран мира. 10 из них отвечают за организацию медицинских услуг и консультирование пациентов, есть отдел по работе с клиниками, IT-отдел, по пять человек работают в отделах маркетинга, контентного наполнения и развития бизнеса. Как уверяет Угур, у них нет конкурентов: все компании нацелены на локальные рынки и не работают на глобальном уровне. Например, Medigo за счет широкой географии предлагает российским клиентам более дешевые варианты лечения. «Для жителей Иркутска, например, удобнее съездить в Южную Корею, а некоторые клиенты из России предпочитают медицинские туры подороже – в США. В то же время клиенты из США летают лечиться в Мексику, Таиланд, на Коста-Рику: там дешевле», — говорит Ладыженский.
С момента запуска платформа помогла более 16 000 пациентов найти для себя подходящие клиники. Сейчас в партнерской сети более 500 клиник в 23 странах мира (в планах на год — 48 стран). Штаб-квартира находится в Берлине, в ближайшие месяцы компания планирует расширить деятельность офисов в Сингапуре и в Австралии. «В течение не более пяти лет выйдем на IPO», — смело заявляет Угур Самут. Видимо, смелость и подкупает его инвесторов.