Крис Халлс не любит, когда люди называют приложение его компании Life360 «трекинговым». Сооснователь и гендиректор сервиса предпочитает термин «обмен информацией о местоположении» (location sharing). Его бесплатное приложение создано, чтобы члены семьи отслеживали перемещения друг друга на карте – со взаимного одобрения. Пользователи могут сообщать, когда возвращаются домой или приходят на работу, делиться планами и т. д.
vrezka
Несмотря на незамысловатую идею, приложение за три года существования скачали более 100 млн раз, платформой Халлса пользуются 45 млн семей, причем половина аудитории живет за пределами США. И экспансия Life360 не останавливается: каждый месяц новые 2 млн семей обращаются к функционалу сервиса. Внутри приложения пользователи организуют семейные обеды, оповещают друг друга о времени ухода на работу и возможности забрать детей из детсада или с тренировки и т. д. Поскольку мамы юных футболистов из провинциального Канзаса – более активная и релевантная аудитория Life360, чем продвинутые калифорнийские стартаперы, в Кремниевой долине сервис иногда в шутку называют «приложением для красных штатов» (Red State App, «красные» — консервативные южные и центральные штаты).
«Нашей целью всегда было стремление стать хабом для отдельной семьи», – говорит Халлс, сидя в головном офисе стартапа в Сан-Франциско, в здании, где когда-то квартировал Twitter.
«Геолокация сама по себе не является нашей моделью, это всего лишь путь к ней. В умах аудитории мы хотим стать «семейной» сетью в той же степени, что Facebook является «социальной», а LinkedIn – «профессиональной», – рассуждает глава Life360.
Но чтобы состояться как бизнесу, сервису нужно быть чем-то большим, чем семейная сеть. Единственный источник доходов приложения сейчас – премиальная версия, которая открывает доступ к круглосуточной линии экстренной поддержки и помощи на дорогах. Более 50 000 пользователей платят за этот пакет $5 в месяц или $50 в год. В планах Халлса – запуск усовершенствованных встроенного мессенджера, совместных календаря и списков дел. Все эти функции привязаны к карте как стартовой точке входа в приложение. Например, ваш супруг может внести в список общих дел покупку молока, и когда вы будете проезжать мимо супермаркета, сервис «засечет» местоположение и пришлет уведомление-напоминание.
Объем ценных данных о пользователях, которые накапливает Life360, превращает его в привлекательного партнера для таких компаний, как автогигант BMW или производители «умных» домашних гаджетов вроде Nest и SmartThings. Правда, денег коллаборации с потребительскими брендами приложению пока не приносят.
quote_block node/249604
Например, сервис может уведомлять термостаты Nest, когда члены семьи находятся дома, так чтобы устройство более эффективно собирало информацию о жилом пространстве в эти часы. В 2015 году Life360 планирует сделать свои базы данных открытыми для любого разработчика, с разрешения пользователей.
Потенциально еще более прибыльное направление – сотрудничество с такими компаниями, как Telecom Italia. Пятый по числу абонентов сотовый оператор Европы согласился предустанавливать премиальную версию Life360 на каждый телефон, продаваемый через сеть. У приложения будут и другие партнеры из телеком-отрасли, говорит Халлс.
В следующем году у сервиса также появится функция дистанционного включения и отключения систем безопасности ADT. Благодаря Life360 руководство ADT рассчитывает свести к минимуму ситуации, при которых пользователи попросту забывают активировать или дезактивизировать свои системы защиты на электронных устройствах. В свою очередь в приложении появится опция покупки услуг ADT, а за каждую транзакцию Life360 будет взимать коммиссию. Весной 2014 года ADT инвестировала в компанию Халлса $25 млн в рамках привлечения финансирования на $50 млн, по итогам которого Life360 получила оценку выше $200 млн.
«Наши пользователи гораздо более ценны, чем аудитория Snapchat», – говорит еще один сооснователь Life360 Алекс Харо.
quote_block node/250334
Ведь платежеспособность каждого подростка, популярностью среди которых хвастает фотомессенджер Эвана Шпигеля, регулируется семейными отношениями, указывает он. «Если мы создадим устойчивую сеть и станем крупным игроком, может, это и замедлит нашу монетизацию, зато исключит риск гибели компании», – рассуждает Харо.
Life360 дольше, чем конкуренты, ходит в подающих надежды.
Основанное в 2008 году приложение изначально ограничивалось идеей платформы для семейного общения в случаях чрезвычайных ситуаций. Халлс и Харо хотели доказать, что смогут предоставить людям площадку для коммуникации более эффективную, чем власти, провалившиеся во время операции по ликвидации последствий урагана Катрина: тогда пострадавшим предлагали скачать PDF-файл с правительственного сайта, чтобы получить контакты экстренных служб. За первые два года работы Life360 пережило множество реинкарнаций, порой его сооснователям приходилось выживать на $300 в месяц. Халлс одно время вынужден был ютиться в чулане семьи своего друга в Беркли. Аудитория проекта тогда не превышала 5000 пользователей.
Прорыв случился в 2011 году. Apple разрешила разработчикам приложений собирать данные о местоположении и передвижениях пользователей. Сразу после Рождества-2011 число скачиваний Life360 резко пошло вверх, и рост с тех пор удваивается от года к году. Но привлечение новых пользователей остается приоритетом номер один. $50 млн поддеркжи от инвесторов руководство сервиса планирует как минимум два года вкладывать в расширение аудитории.
Деньги позволяют Life360 вести бизнес сообразно этике.
Например, компания ушла с рынка Саудовской Аравии, когда местные телекоммуникационные компании потребовали от нее приостановки отслеживания передвижений пользователей-женщин.
Халлс уже отклонил несколько предложений о продаже проекта от более крупных игроков. Он верит в перспективу сохранения независимости и хочет вывести компанию на IPO в горизонте нескольких лет. Но уже в ближайшее время на рынке могут появиться приложения-аналоги, рассчитанные на семейные коммуникации, от гигантов рынка масштаба Amazon и Google. Не исключено, что за это направление возьмутся и Facebook с Apple.
«Я ужасно боюсь конкуренции, – не скрывает Халлс. – Пока мы на 99,9% опережаем другие приложения на своем поле, но в любом сетевом бизнесе вы либо гигант, либо вас нет вовсе. Так что цель номер один – стать таким гигантом прежде, чем это сделает кто-то другой».