К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Биржа серого товара»: почему у ритейлеров появились претензии к «Яндексу»

«Биржа серого товара»: почему у ритейлеров появились претензии к «Яндексу»
Крупные ритейлеры обвиняют «Яндекс» в торговле «серым» товаром. Компания в ответ заявляет, что она лишь рекламная площадка. Так чем же является «Яндекс.Маркет» для российского интернет-рынка?

Борьба крупных магазинов против «серого» импорта идет уже несколько лет. Первой жертвой этого крестового похода стали любители зарубежного шопинга, которым планируют ужесточить правила беспошлинного ввоза товаров. Сейчас в поле зрения лобби попал «Яндекс».

Президент «М.Видео» Александр Тынкован, выразив позицию сразу нескольких крупных торговцев, заявил, что «Яндекс.Маркет» превратился в мегарегулятора рынка электронной торговли и «биржу серого товара». И он должен нести ответственность, поскольку через эту площадку можно приобрести «серый» товар.

В «Яндексе» выразили желание проанализировать обвинения в продаже контрафакта на предмет судебной защиты деловой репутации. В компании считают свой «Маркет» базой данных рекламных предложений интернет-магазинов. Cейчас на «Яндекс.Маркете» доступны 61,6 млн товаров от почти 15 000 магазинов, а его сайт хотя бы раз в месяц посещают 20 млн человек —треть от всех российских интернет-пользователей.

 

Иностранные агенты

«Зарегистрировался, добавил товары в корзину, оплатил и жди посылку» — это краткая инструкция по пользованию маркетплейса AliExpress. Этот сервис является частью китайского интернет-ритейлера Alibaba, который в 1999 году бывший учитель Джек Ма основал буквально в своем гараже. Изначально Джек Ма хотел сделать сервис, который бы помогал малому и среднему бизнесу развиваться, но теперь это один из мировых лидеров. Продажи Alibaba в 2012 году составили $170 млрд, а в 2014 году этот показатель, как ожидается, вырастет до $420 млрд. Представители интернет-ритейлера утверждают, что у него более 300 млн покупателей по всему миру, а в июне-июле компания планирует провести IPO на бирже.

 

Директор по развитию российского направления AliExpress Денис Маккавеев в интервью ресурсу Habrahabr заявлял, что Россия стала для AliExpress главным рынком сбыта еще в первом квартале 2013 года. При этом Маккавеев говорит, что активных действий по продвижению сервиса в России не было — рост был естественным.

Активные действия по завоеванию российского рынка использовал другой зарубежный маркетплейс — интернет-аукцион eBay. Еще в 2012 году он открыл российское представительство, провел рекламные кампании и чуть позже запустил в России собственную электронную платежную систему PayPal. И если в конце 2012 года российские пользователи аукциона делали по 30 000 заказов в сутки, то в конце 2013 года уже 90 000 заказов. А в середине марта представители eBay заявили о намерении использовать склад в Латвии, чтобы сократить время доставки товаров до 5-6 дней.

«В России только около 20% людей покупают в интернете, — рассказывает руководитель «Яндекс.Маркета» Алексей Авдей. — Большое количество пользователей боятся покупать в интернете, думают, что им товар не привезут. Или привезут, но не тот». Причем в России рынок электронной коммерции очень сильно фрагментирован — здесь нет своего Amazon, eBay или Rakuten, которые занимают долю в десятки процентов.

 

Стать крупным игроком на привлекательном российском рынке электронной коммерции и пытается «Яндекс», если судить по его шагам в развитии «Маркета».

Посмотрели и купили

Сентябрьским днем 2012 года «Яндекс» устроил показ мод в центре современного дизайна и инноваций MOD. Мир моды и крупнейшая российская интернет-компания, у которых, как кажется на первый взгляд, мало общего, нашли точку соприкосновения в торговле. Дефиле было частью презентации проекта «Яндекс.Гардероб» — раздела «Маркета», где можно было выбирать одежду.

«Яндекс» долгое время агрегировал каталоги товаров различных интернет-магазинов и давал пользователям возможность сравнивать ассортимент, читать отзывы. Но сейчас «Яндекс» старается быть все ближе к пользователям — пытается сделать маркетплейс с большим количеством продавцов, возможностью сразу положить товар в корзину и заказать доставку. И все это не покидая сайт «Яндекс.Маркета».

Следующий шаг на этом пути «Яндекс.Маркет» сделал в ноябре 2013 года, когда включил на своем сайте возможность оформить заказ прямо на сервисе, сложив в корзину товары из разных интернет-магазинов. «Малым и средним магазинам нужны заказы, и наша задача помочь им с этим», — объясняет Авдей. При этом в «Яндексе» уверяют, что не хотят подменять магазины, а действуют как торговая площадка.

 

Хотя стать местом покупки российская интернет-компания не против, об этом говорили ее представители в ходе анонса «единой корзины». Естественно, забирать себе «Яндекс» будет не весь платеж, а лишь комиссию в размере от 1% до 50%. Ее размер сможет установить интернет-магазин. При этом от старой системы оплаты за клик компания пока отказываться не собирается.

На следующем шаге «Яндекс» задумался о доставке товаров. Если в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга электронная торговля уже развита и проблем с доставкой нет, то в регионах ситуация несколько иная. «В Москве только 15 миллионов человек живет, а там еще больше 100 миллионов», — говорит один из основателей агрегатора служб доставки MultiShip Бадма Будаев. В январе 2014 года «Яндекс» выкупил программное обеспечение MultiShip и пообещал вложить в развитие компании несколько миллионов долларов.

Блокнот на остров

«Представьте, что вы живете на Сахалине и хотите купить себе блокнот Moleskine. Наверное, привезти вам его сможет какой-нибудь крупный магазин вроде «Озона». Но в мелких интернет-магазинах такой блокнот может быть дешевле», — объясняет Будаев. Его сервис MultiShip как раз должен объединить интернет-магазины со службами доставки. В итоге клиенты мелких магазинов смогут выбирать из нескольких курьерских служб.

 

В «Яндексе» объясняют покупку MultiShip тем, что для «Маркета» нужен был агрегатор служб доставки, но делать самостоятельно такой сервис было нецелесообразно. «Мы бы тогда что-нибудь другое для «Яндекса» не сделали», — говорит Авдей. Поиск такого агрегатора «Яндекс» начал еще в марте прошлого года, а в июне вышли на MultiShip. После сравнения нескольких агрегаторов приняли решение в пользу этого сервиса.

Как рассказывает Будаев, для интернет-магазинов использование MultiShip бесплатно. Сервис зарабатывает за счет платных сервисов вроде SMS-оповещения клиента и скидок от компаний-перевозчиков. «Отдельно интернет-магазины не смогут получить такие скидки, у них объемы не те», — говорит Будаев.

Один из драйверов роста российской электронной коммерции — это регионы. «И тут мы можем предложить магазинам MultiShip, который поможет достаточно просто наладить доставку в регионы», — объясняет Авдей. Но у компании есть еще одна мечта — сделать своеобразный абонемент: платишь фиксированную сумму, и у тебя бесплатная доставка целый год.

«Яндексу» для своего маркетплейса не хватает возможности оплачивать товары на сайте «Маркета». В октябре 2013 года представители компании заявляли, что в перспективе это будет сделано — вероятно, в партнерстве с «Яндекс.Деньгами». И тогда инструкция AliExpress — положил в корзину, оплатил и жди курьера — будет актуальна и для «Яндекса». И зачем знать название магазина, если все знают «Яндекс»: он позаботится, чтобы товар привезли.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+