«Авито» вложит 12 млрд рублей в разработки генеративного ИИ до 2028 года

Крупнейший в России сервис объявлений «Авито» представил новую стратегию внедрения GenAI, рассказали Forbes в компании. До 2028 года «Авито» планирует вложить в такие технологии около 12 млрд рублей и получить более 21 млрд рублей выручки от их использования. В частности, компания разработала семейство генеративных моделей и готовит к открытию новые образовательные программы с вузами для подготовки специалистов в области искусственного интеллекта (ИИ).
В «Авито» также впервые раскрыли экономический эффект от применения генеративного ИИ: запуски GenAI-продуктов в 2024 году уже обеспечили 670 млн рублей выручки в год. На 2025 год запланировано внедрение еще 20 новых сценариев использования генеративных моделей с потенциалом выручки более 1 млрд рублей.
«Наш кейс показывает рынку, что на GenAI действительно можно зарабатывать. Мы планировали вернуть вложения за пять лет, но уже в первом году получилось заработать выручку, — говорит старший директор по данным и аналитике «Авито» Андрей Рыбинцев. — Прибыльность инвестиций нам обеспечит использование больших нейросетей в области рекомендаций и монетизации. Помимо этого, мы создаем экспериментальные LLM-продукты, которые упростят опыт пользователей на платформе и улучшат их жизнь. «Авито» хорошо подходит для использования генеративных моделей, у нас много сценариев в создании контента и общении пользователей, где тоже есть гарантированный финансовый эффект».
Частью стратегии станет новое семейство генеративных моделей от компании — текстовой A-Vibe и мультимодальной А-Vision. Модели обучены на базе нейросети Qwen2.5 с 7 млрд параметров и специализированы для задач, связанных с покупкой и продажей, сообщили в компании. На базе A-Vibe появится и обновится сразу целый ряд функций. Среди них, к примеру, нейроописания объявлений (помогут создавать продающие тексты), нейроподсказки в мессенджере (предложат ответы в переписке, которые помогают быстрее договориться о покупке), нейроассистент (ответит за продавцов на вопросы покупателей, проконсультирует по наличию и характеристикам товара), нейроотзыв (автоматически создаст краткий пересказ множества оценок услуг исполнителей).
Кроме того, «Авито» организует новые образовательные инициативы для подготовки кадров в области ИИ. В 2024 году компания уже запустила магистратуру по Data Science в МФТИ, а в сентябре 2025 года стартуют еще три новые программы в НИУ ВШЭ и ИТМО: по разработке в ИТМО, Data Science и продуктовому менеджменту в НИУ ВШЭ. Компания также планирует получить образовательную лицензию для запуска полноценного центра дополнительного образования.