Тегеран против Starlink: как в Иране процветает черный рынок спутникового интернета
Как-то в ноябре в одном городе на юге Ирана Мохаммад кое-кого ждал в переулке неподалеку от собственной квартиры. 38-летний консультант по строительному бизнесу должен был встретиться с представителем продавца, которого нашел через Telegram, и готовился отдать тому более $700 за устройство на базе незаконной технологии, якобы угрожающей тегеранскому режиму: терминал Starlink, который обеспечил бы ему свободный выход в интернет без цензуры.
Созданный компанией SpaceX сервис спутникового интернета Starlink в Иране запрещен. Страна известна чуть ли не самыми жесткими интернет-ограничениями во всем мире. Магазины приложений Apple и Google, а также приложения типа Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) и Slack государственная цензура блокирует. Нередко власти арестовывают тех, кто публикует высказывания, которые можно счесть «антиисламскими» или критикующими правительство.
Но за прошедшие два года с тех пор, как миллиардер и основатель SpaceX Илон Маск запустил сервис, его пользовательская база сильно увеличилась. Когда сервис активировали в Иране, в страну хлынула контрабанда фирменных устройств. Угрозы штрафов и тюремного заключения рост черного рынка не сдержали, поскольку набирает обороты движение активистов, стремящихся дать людям выход в интернет. Как стало известно Forbes USA, сейчас высокоскоростной доступ к мировой сети есть приблизительно у 20 000 местных жителей, причем цензурировать, а уж тем более блокировать данный канал связи правительство почти не в состоянии.
По сравнению с совокупным населением Ирана порядка 89 млн человек — это капля в океане. Кроме того, из-за заоблачных цен перекупщиков терминалы по карману далеко не каждому: посредники продают системы по цене от $700 до $2000, хотя обычная розничная стоимость в Соединенных Штатах составляет $250. К слову, для Ирана те же $250 ― это средняя месячная зарплата.
Чтобы пользоваться сервисом Starlink, необходимо также вносить ежемесячный платеж в размере $70, однако в силу санкций, которые Америка наложила на иранские банки, требуется хитроумная схема с применением криптовалют и предоплаченных кредитных карт. Вдобавок, чтобы активировать аккаунт в стране, отличающейся от страны покупки, пользователи платят единоразовый взнос «внешнего региона» на сумму $200.
Но для тех, кто может себе такое позволить и не прочь рискнуть, причины обзавестись терминалом Starlink сильно разнятся — от повседневных до политических. Forbes USA пообщался со множеством иранских пользователей сервиса ― им нефильтруемый интернет-трафик дает более высокую скорость передачи данных для видеозвонков и компьютерных игр, беспрепятственный доступ к социальным сетям и возможность свободно высказываться, а еще помогает лучше организовываться против правительства.
«Массовое использование Starlink в Иране ― возможно, та самая технологическая революция, на которую мы рассчитывали в борьбе против подавления режимом интернет-пространства, ― рассуждает Ахмад Ахмадиан, исполнительный директор правозащитной группы Holistic Resilience из Лос-Анджелеса. ― Starlink может сокрушить цифровой железный занавес Исламской Республики».
Мохаммаду (фамилию Forbes USA не называет ради его же безопасности) Starlink будет помогать в работе, где ему требуется взаимодействовать с иностранными клиентами из Канады. Печально известное своей низкой скоростью интернет-соединение в Иране часто мешало бизнесу, ведь иногда мужчина не мог подключиться к клиентскому аккаунту Dropbox и перенести рабочие файлы и документы. Отыскав продавца через персоязычный Telegram-канал NasNet, продвигающий технологию Starlink, и встретившись с доставщиком, иранец говорит, что процедура получения терминала оказалась довольно простой: «Я отправил курьеру свое местоположение и получил товар как пиццу».
Помимо помощи в приобретении спутниковых систем, NasNet также публикует на YouTube видео с пошаговыми инструкциями по установке и устранению неполадок. В основном эти материалы снимает женщина из Ирана, уже 10 лет проживающая в Европе и попросившая сохранить анонимность. Из соображений собственной безопасности она делает так, чтобы в кадр не попадало лицо. Активистка подчеркивает, что открытое, неподцензурное и высокоскоростное интернет-подключение может изменить жизнь людей. «Многим иранцам мысль об интернете без ограничений кажется чем-то из области фантастики, ― объясняет она. ― Это как если бы мучающийся жаждой человек шел по пустыне и вдруг увидел колодец. Поначалу не верит, что такое вообще возможно, а потом никак не напьется».
В Иране Starlink впервые появился в 2022 году. Тогда люди вышли на улицы в знак протеста против убийства полицейскими 22-летней Махсы Амини, которую арестовали, удерживали под стражей и, по некоторым данным, избивали за преступление, состоящее в том, что она ходила с непокрытыми головой, руками и ногами. С целью подавления массовых акций протеста иранские власти отключили интернет ― к подобной тактике они прибегают регулярно, чтобы усмирять недовольных.
Волнения подтолкнули министерство финансов и Государственный департамент США к тому, чтобы сделать исключение по санкциям для служб связи, и три дня спустя Маск активировал работу Starlink на территории Ирана. «Для этого терминалы требуется использовать в стране. Подозреваю, правительство такое не одобрит, но если вдруг кто-то завезет их в Иран, они будут работать», ― заявил при этом бизнесмен. На просьбу дать комментарий ни он сам, ни пресс-служба SpaceX не ответили. Согласно расчетам CNBC, в настоящий момент оценочная стоимость SpaceX составляет $350 млрд (в текущем месяце компания провела вторичное размещение акций).
В следующие несколько месяцев после сентябрьских протестов 2022 года иранско-американский активист из Лос-Анджелеса Мехди Яхьянежад за счет пожертвований от местных благотворительных фондов и частных лиц приобрел около 100 терминалов Starlink. Их он отправил активистам и другим соратникам в соседние с Ираном государства, а те помогли провезти технику внутрь страны. Кроме того, Яхьянежад направлял в SpaceX запросы на совершенствование работы систем для иранских пользователей. Как он сам отмечает, по его совету компания добавила в комплект складной штатив (так станцию проще перевозить в рюкзаке) и открепляемые Ethernet-кабели вместо проприетарных разъемов, заменить которые в Иране невозможно. Власти Исламской Республики обратились в находящийся в швейцарской Женеве Международный союз связи, специализированное учреждение под эгидой ООН, и потребовали отключить Starlink. Недавно Иран жаловался на то, что не в состоянии находить устройства вообще, так как один терминал запросто умещается в рюкзак.
Мохаммад осознает все риски, сопряженные с покупкой. Станции Starlink рассчитаны на установку снаружи под открытым небом, но мужчина их разместил внутри квартиры рядом с дверью на балкон, прикрытой черной шторой. «Соседям я пока не доверяю», ― добавляет владелец устройства. Это означает, что система работает гораздо медленнее, чем должна ― по его оценке, вероятно, наполовину от заводской мощности. Но оно того стоит: скорость все равно «намного лучше моего предыдущего интернета».
Перевод Forbes.ru