После замедления YouTube 24% россиян стали использовать технические средства ускорения видеосервиса. Об этом говорится в опросе компании edna, с которым ознакомился Forbes. В исследовании приняли участие 2315 человек со всех регионов России в возрасте от 18 до 65 лет. На «VK Видео» перешло 12%, 11% переместились на Rutube, а 10% выбрали другие отечественные платформы. Еще 19% респондентов сказали, что продолжат смотреть YouTube, пока сервис работает, 13% просто перестали смотреть онлайн-видео, а 12% и вовсе не заметили каких-либо изменений.
Согласно опросу edna, вообще не смотрят отечественные видеосервисы 20% россиян. Из тех, кто использует российские видеоплатформы, 24% считают, что им не хватает разнообразия контента, а 16% недостает любимых блогеров. Еще 10% респондентов отметили нехватку зарубежного контента. Среди недостатков отечественных видеосервисов россияне также перечислили неудобный интерфейс (8%) и плохо отлаженный поиск (5%). И только 16% респондентов нашли на российских видеохостингах все, что им необходимо.
Российские операторы, в том числе МТС и билайн, начали предупреждать о замедлении работы YouTube по независящим от них причинам еще летом. Российские власти, в том числе Роскомнадзор (РКН), в ответ указали на прекращение поддержки инфраструктуры кеширующих серверов Google в России (Google Global Cache, GGC — собственная сеть доставки контента Google в стране).
В свою очередь, эксперты связывали замедление YouTube с действиями Роскомнадзора, который блокирует видеосервис с помощью технических средств противодействию угрозам (ТСПУ), установленных на всех сетях операторов. Тогдашний глава комитета по информполитике Госдумы Александр Хинштейн в одном из постов отмечал, что «деградация» YouTube — вынужденный шаг, направленный не против российских пользователей, а против администрации иностранного ресурса».
Трафик YouTube в России с начала августа упал примерно на 30% и стабилизировался на этом уровне. При этом российский интернет-трафик за последний год вырос более чем на треть, причем динамика прироста усилилась с конца июля — начала августа. Эксперты поясняют это увеличением трафика сервисов, исправляющих ситуацию, и объемов загрузок YouTube с зарубежных серверов американской компании.
В свою очередь, российские видеосервисы стараются привлечь ушедшую с YouTube аудиторию. Так, Rutube в августе запустил функцию переноса контента с YouTube. В сентябре VK внедрила видеокодек AV1 для своей видеоплатформы, чтобы пользователи смогли смотреть ролики в высоком разрешении даже с низкой скоростью доступа в интернет. А в октябре VK запустила грантовую программу для блогеров на 100 млн рублей.