Nebius потребовала от держателей опционов из России продать их до 19 января 2025 года
«Иметь акции на вашем счете запрещено»
Австралийская компания Computershare, управляющая опционной программой Nebius Group, установила критерии по отнесению участников этой программы к лицам, связанным с Россией (Russia Connected Person, RCP). Правило будет применяться для участников опционной программы, получающих доступ к ней через платформу EquatePlus (принадлежит Computershare). Это следует из письма Nebius Group, с которым ознакомился Forbes (его содержание подтвердили два источника, знакомые с ситуацией).
Лицом, связанным с Россией, считается участник программы, постоянно или временно проживающий в стране. Среди пользователей EquatePlus это кто-либо с домашним адресом или местом работы в стране, налоговый резидент России или тот, кто просто находится в стране, следует из письма. В нем говорится, что российское гражданство само по себе не является основанием к тому, чтобы отнести участника программы к RCP. Не будут считаться RCP и те участники, чей адрес и/или налоговое резидентство за пределами России, следует из письма.
Участники программы, подпадающие под критерий лиц, связанных с Россией, согласно письму, разделены еще по одному признаку. Те, кто держит на счету акции, переведенные на него до 16 декабря 2022 года, могут иметь их там сколько угодно долго, либо продать в любой момент. В то же время те, кто не имел акций компании на своем счету к этой дате, держать их на этом счете не смогут. «Вы можете конвертировать завестившиеся (переданные настоящему владельцу от номинального держателя. — Forbes) акции — если они есть: вы увидите опцию исполнить/продать опцион. Возможности исполнить и держать опцион не будет, так как иметь акции на вашем счете запрещено. Крайний срок исполнения и продажи опциона — 19 января 2025 года», — указывают представители Nebius Group в своем письме.
Представители компании также указали, что продажа может быть возможна только том случае, если продавец имеет банковский счет где-то за пределами России и Белоруссии. Computershare не может совершать денежные платежи в Россию и Белоруссию, предупреждает компания.
Если же участник программы не относится к RCP, то для него нет ограничений и он может конвертировать, держать или продавать опционы в любое время, говорится в письме.
Представитель Nebius отказался от комментариев. Forbes направил запрос в Computershare.
Опционная цена
Nebius Group принадлежит компании из Нидерландов Nebius N.V. (до 15 августа называлась Yandex N.V.). Основной бизнес группы — сдача в аренду AI-инфраструктуры для разработчиков систем искусственного интеллекта. Также она развивает три стартапа: в области беспилотного транспорта (Avride), разметки данных (Toloka) и онлайн-образования (TripleTen). Крупнейший акционер компании — семейный траст LASTAR, основанный миллиардером Аркадием Воложем.
В июле 2024 года Yandex N.V. завершила продажу российского бизнеса консорциуму инвесторов. Сделка на $5,4 млрд предусматривала оплату акциями Yandex N.V. и денежными средствами в эквиваленте $2,8 млрд.
При продаже российских активов компания из Нидерландов внесла изменения в опционную программу, согласно которым 5,4 млн ее акций было погашено. Также были аннулированы незавестившиеся опционы сотрудников нового российского «Яндекса», следует из сообщения голландской компании в июле. На тот момент у ее сотрудников было 2 245 300 опционов на покупку акций. Из этого количества 1 820 050 опционов необходимо было реализовать в течение 90 дней со дня возобновления торгов акциями. На биржу NASDAQ уже переименованная из Yandex N.V. в Nebius компания вернулась 21 октября. 90-дневный срок с этой даты истекает 19 января.
При этом, как следует из отчетности Nebius, на конец III квартала, завершившегося 30 сентября 2024 года, у сотрудников компании оставалось 800 000 завестившихся опционов на акции. Средневзвешенная цена реализации — $40 за штуку. По итогам торгов 6 декабря цена одной акции Nebius составила $36,77 за штуку, что на 8% ниже средневзвешенной цены исполнения оставшихся у сотрудников Nebius опционов.
«Опционы имеет смысл реализовывать, только когда рыночная цена акции выше цены исполнения опциона (strike price), — напоминает финансовый консультант Антон Иншутин. — Держателю опциона нет смысла его реализовывать по цене исполнения выше рыночной, ведь он может купить эти же акции на рынке по более низкой цене (при условии доступа к этому рынку, что в текущей ситуации неочевидно)». По словам эксперта, при реализации такого опциона его держатель понесет «на бумаге» убыток, так как рыночная цена на момент реализации была ниже цены исполнения опциона.
В то же время по итогам торгов в пятницу, 6 декабря, акции Nebius подорожали на 18%. Капитализация всей компании достигла $7,4 млрд. После того, как 2 декабря Nebius привлекла $700 млн от группы инвесторов, включая Nvidia, Accel и Orbis, аналитики прогнозируют дальнейший рост капитализации компании Воложа. Например, Citron Research ожидает, что при текущих темпах роста рынка ИИ цена акции Nebius имеет потенциал достижения $50 за штуку или $10,1 млрд за всю компанию.
Один из акционеров Nebius, ранее участвовавший в опционной программе голландской компании, с которым пообщался Forbes, сказал, что не стал бы продавать сейчас свои акции даже с учетом того, что в России есть возможность положить денежные средства на депозит по ставке 21%.
Предупреждение Nebius Group к связанным с Россией лицам о продаже опционов до 19 января было бы логично отнести к действующим сотрудникам компании, поскольку бывшие сотрудники — это просто акционеры, размышляет один из собеседников Forbes, знакомых с условиями опционной программы.
Но как следует из раздела сайта Nebius с ответами на часто задаваемые вопросы, после продажи активов в России она не предоставляет работу каким-либо лицам, находящимся в стране. «Нет ни одного сотрудника Nebius, который находится в России», — подчеркнул другой собеседник Forbes, знакомый с ситуацией. Срок продажи опционов до 19 января обусловлен требованиями брокера, поясняет он. Участникам программы, по его словам, дали максимально возможное время для продажи после возобновления торгов акциями Nebius. Проводить такие сделки после 19 января не разрешат — Computershare и брокеры не могут делать сделки с резидентами России, продолжает он. Но это относится к бывшим сотрудникам, к достаточно маленькому количеству людей, добавил собеседник Forbes.
По чьей инициативе
Партнер компании CLS Павел Карпунин соглашается с мнением, что изложенные Nebius требования могут и не быть инициативой компании. «Вполне возможно, что это требование австралийского регулятора. Не обязательно, чтобы это было связано с санкциями. Я полагаю, что это связано с выпуском акций, что есть запрет выпустить акцию в пользу Russia Connected Person. А тот факт, чтобы это лицо просто держало акции, ничего не нарушает, — рассуждает Павел Карпунин. — То, что акция находится у определенного человека, юридического лица — это одно. Но выпустить акцию в его пользу — это уже нарушение со стороны эмитента, я так полагаю».
По словам эксперта, крупные компании пользуются принципом de minimis (что-либо, к чему в силу его малозначительности не применяется правовая норма) и в ежегодном отчете или в проспекте эмиссии сообщают об ограничениях на продажу, будь это связано с санкциями или с внутренним законодательством стран. «А что касается этого случая, единственное, что меня смущает, это то, почему они выпускают [акцию] и потом заставляют продать. Мне кажется, что тут, наверное, как-то договорились с регулятором», — заключает Карпунин.
Опционную программу для своих сотрудников планирует запустить и российский «Яндекс». Как ранее писал Forbes, в феврале 2024 года «Яндекс» известил своих сотрудников о планах по организации обмена опционов голландской Yandex N.V. на бумаги нового российского «Яндекса» в пропорции 1:1. Тогда на эти цели планировали выделить 5,4 млн акций российской компании — такое же количество бумаг, которые погасила голландская Yandex.
В апреле ООО «Яндекс технологии» приобрела более 14 млн акций (3,73%) новой холдинговой компании «Яндекс» для будущей мотивационной программы, писал «Интерфакс». С этой же целью в августе совет директоров компании решил дополнительно разместить до 15,61 млн акций. О дальнейших шагах в этом направлении «Яндекс» не сообщал. «Мы не комментируем свои планы», — сказал представитель «Яндекса».