К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Знаки переноса: как метафоры способствуют пониманию искусственного интеллекта

Фото Patrick Pleul / picture alliance via Getty Images
Фото Patrick Pleul / picture alliance via Getty Images
Чтобы быстрее понять новое, мы часто используем отсылки к прошлому опыту зачастую в той же области, но иногда переходим на метафоры, сравнивающие новинку с вещами вроде бы далекими, зато нам хорошо знакомыми и понятными. Удачная метафора помогает схватить суть дела, хотя и не предполагает полной аналогии. В том, как метафоры и рефлексия помогают разобраться с ИИ, разбирается директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант

Еще до появления сегодняшнего интернета возникающую инфраструктуру передачи данных начали называть информационной магистралью, пытаясь подчеркнуть возникновение нового способа перемещаться в информационном пространстве. С появлением массового интернета эту метафору подхватили журналисты, а потом, по мере того как интернет превращался из чисто информационной технологии в операционную и «прорастал в офлайн», метафора отжила свое и вышла из употребления. В начале 1980-х прошлого века один из создателей персонального компьютера Стив Джобс полагал, что нашел понятную любому далекому от технологий человеку метафору для этого принципиально нового продукта: «велосипед для разума».

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Когда возникли поисковые системы в интернете, их создатели начали эксплуатировать для нового сервиса каждому знакомый образ собаки, обученной приносить предметы: Lycos, первый американский поисковик, вышедший на биржу еще в 1996 году задолго до появления Google, использовал образ ретривера в логотипе и в своей рекламной кампании 1998 года Go get it. Один из первых российских поисковиков «Апорт» использовал ту же метафору прямо в своем названии.

Неудивительно, что появление массовых продуктов на базе ИИ-технологий вызвало новый раунд метафор и сравнений, призванных объяснить смысл и суть происходящего. Сатья Наделла, глава Microsoft, еще в 2023 году вспомнил давнюю метафору Джобса про велосипед и развил ее применительно к современному ИИ: «Генеративный ИИ позволяет нам пересмотреть метафору велосипеда. Этот ИИ дает нам революционные возможности парового двигателя. Как паровой двигатель совершил революцию в транспорте и производстве во времена промышленной революции, генеративный ИИ обладает способностью совершить революцию в том, как мы работаем, общаемся и живем в цифровую эпоху».

 

Это интересный выбор метафоры. Появившиеся в середине XVIII века паровые двигатели принципиально и навсегда изменили отношение человечества к энергии: с этого момента люди перестали зависеть от ограничений естественных источников энергии, существующих в природе: воды, ветра, мускульной энергии людей и животных. Теперь энергию можно было производить там, где и когда она нужна, и в необходимых количествах. Мир перешел к индустриальному обществу, и именно паровой двигатель стал драйвером перемен. Но в то же время, разглядывая из нынешних времен те первые двигатели, мы видим не только материализацию прорывной идеи, но и все недостатки. Неуклюжий, неэффективный, громоздкий аппарат, отживший свое, но породивший двигатели следующих поколений: внутреннего сгорания, электрические, реактивные. Это они формируют нашу энерговооруженную среду и открыли человечеству путь в космос.

Слова Наделлы красиво показывают трансформационный потенциал ИИ во всем, что требует усилий разума, а не механических, — и одновременно напоминают про незрелость доступных решений. Этот свежесозданный велосипед на паровом ходу иногда описывают как пришельца из фантастического будущего, но на деле мы и представить себе не можем, как будут выглядеть и на что станут способны ИИ-технологии и продукты, которые можно будет сравнить уже с электромобилями или ракетами — и которые невозможно построить на основе решений паровой тяги.

 

Интересно выглядят и метафоры 2024 года, связанные с животным миром. На этот раз, однако, они отсылают не только к пользовательскому опыту, как в случае с «Апортом», но и к процессу создания ИИ-моделей. Я уже писал о словах Мустафы Сулеймана, руководителя ИИ-направления в Microsoft, неоднократно в 2024 году повторявшего, что ИИ следует скорее воспринимать как новых цифровых существ, и о метафорах исследователя из Anthropic Джошуа Бэтсона, гласящих, что ИИ-модели скорее выращивают, чем программируют. Слова Бэтсона очень гармонично дополняют мысли Сулеймана. Это неудивительно: процесс обучения у нас скорее ассоциируется с биологическим миром, а модели действительно приходится учить.

Кстати, многочисленные страхи по поводу внедрения ИИ, по сути, напоминают страхи противников некоторых биотехнологий: людей не очень настораживает наше вмешательство в неодушевленную природу и модификация/создание новых объектов в ней — а вот редактирование генома уже многих пугает. Тут-то и начинаются битвы сторонников и противников ГМО. Основы страха удивительно похожи на опасения насчет ИИ: слишком сложная, до конца непонятная система; если в нее лезть, то, помимо желаемых эффектов, возможны неожиданные опасные побочки.

Появление массово доступного ИИ нередко сравнивают и с относительно недавним появлением интернета. Думаю, в следующем году по мере накопления разнообразного опыта использования ИИ в бизнес-процессах мы получим много полезных инсайтов, сравнивая этот опыт с событиями, сопровождавшими развитие интернета. Оно вылилось в серьезную цифровую трансформацию коммуникаций, управленческих моделей, в возникновение принципиально новых бизнесов. Интересно будет посмотреть, как и кому поможет своевременная рефлексия на тему происходившего с середины 1990-х до примерно 2020-го. Не менее любопытно будет проследить и то, во что обойдется отсутствие такой рефлексии: грабли в технологическом мире бьют со временем все больнее.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+