К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Вопрос остается открытым: почему бизнес все больше использует ПО на базе open-source

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Бизнес в России все чаще полагается на программное обеспечение на базе открытого исходного кода (open-source software, OSS) при построении собственной IT-инфраструктуры. Согласно данным исследования Б1, из-за геополитических изменений, ухода зарубежных вендоров из страны и быстрого развития IT 83% российских компаний уже используют OSS (или планируют это делать) в целях безопасности, экономии и возможности кастомизации. Хотя многие при переходе на такой софт и сталкиваются с проблемами интеграции настройки этого ПО и администрирования, признают участники рынка

Открытые цифры

Открытое ПО становится основой рынка IT-услуг и драйвером развития информационных технологий по всему миру, в том числе и в России: 83% российских компаний используют или планируют использовать софт с открытым исходным кодом, говорится в исследовании Б1, с которым ознакомился Forbes.

Чтобы изучить, как российский бизнес использует открытое ПО, ГК Б1 опросила 150 экспертов в IT-области, представляющих компании из разных отраслей (более половины респондентов относятся к категориям крупного и среднего бизнеса) и поговорила с несколькими поставщиками программных продуктов и услуг, предоставляющими решения на базе ПО с открытым исходным кодом.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

77% всех респондентов используют российский софт с открытым исходным кодом. Преимущественно он нужен для организации IT-инфраструктуры (56%) и управления базами данных (53%), а в крупных компаниях — и для бизнес-приложений (55%). Почти все представители крупного бизнеса (90%) отметили, что используют OSS. Целью перехода на открытое ПО 52% респондентов назвали безопасность, 50% указали экономию, 39% — возможность кастомизации, следует из отчета Б1.

 

При этом подавляющее большинство опрошенных экспертов (96%), которые работали над переходом с зарубежного ПО, указали, что российские компании в той или иной степени смогли заменить иностранный софт, использование которого стало невозможным, а 47% отметили, что им удалось это сделать с полным сохранением функционала. «Компании все еще используют системы от ушедших вендоров, таких как Oracle, SAP и Microsoft, но нагрузка с них все быстрее переходит на OSS», — указано в отчете.

Примечательно, что компании, имеющие опыт работы с OSS, нередко сегодня используют для этого и ресурсы искусственного интеллекта. Так, большие языковые модели стимулируют адаптацию ПО с открытым исходным кодом: крупные компании применяют их для анализа больших объемов данных (60%), управления знаниями (40%), поддержки сотрудников и клиентов при помощи чат-ботов (45%), говорится в исследовании.

 

Однако в использовании такого ПО не все бывает гладко, признают респонденты. Наиболее часто им приходится сталкиваться с проблемами интеграции с существующими системами (39%), с настройки и администрирования (30%) и неудовлетворительным уровнем функционала (29%), а 25% респондентов и вовсе имели опыт отказа от использования открытого программного обеспечения.

Open-source как драйвер рынка

«Участие в открытых проектах — это стратегическое направление, а в текущей ситуации оно становится еще более важным. Российские заказчики перестают полагаться на иностранные решения и с большей готовностью используют продукты из России, — говорит руководитель комитета по открытому коду, главный исследователь безопасности операционных систем Positive Technologies Александр Попов. — Но нужно держать руку на пульсе, и участие в проектах по разработке позволяет оставаться частью профессионального сообщества несмотря на любые ограничения. Компаниям уже недостаточно быть просто пользователем — им нужно участвовать в разработке».

По мнению аналитиков Б1, ПО с открытым исходным кодом становится основой для рынка цифровых услуг. «Это относится как к вендорам, так и к тем, кто использует либо сами программы, либо их код в широком смысле, — продвинутым частным и корпоративным разработчикам, создающим цифровые продукты, дополнительные сервисы и приложения, связанные с конкретными решениями, основанными на open source, — пишут они в исследовании. — Эксперты сходятся во мнении, что в будущем доля OSS будет увеличиваться — прежде всего за счет бизнес-приложений, таких как офисное ПО, ERP-системы и финансовые программы».

 

Решение о переходе на открытый софт принимается по нескольким причинам: часто это экономия на поддержке, обслуживании и обновлении, считают эксперты. В Б1 приводят оценки Sirius, согласно которым расходы на обслуживание открытого ПО могут быть на 10-15% меньше проприетарного. Кроме того, в пользу выбора такого софта говорит независимость разработчиков от крупных корпораций и правительств, практически полное отсутствие ограничений в выборе компьютерной техники и элементов IT-инфраструктуры, возможность изменения исходного кода, снижение расходов на приобретение лицензий и различных прав, перечисляют в Б1.

Согласно прогнозам MarketsandMarkets, мировой рынок услуг, связанный с использованием OSS, с $25,6 млрд в 2022 году более чем удвоится к 2027 году и превысит $54 млрд. Российский рынок открытого ПО может достичь объема в 250 млрд рублей к 2030 году, считают в Б1, ссылаясь на данные по рынку инфраструктурного софта от Strategy Partners. «В отдельных категориях ПО, например, системы управления базами данных (СУБД), использование технологий с открытым исходным кодом стало единственно возможным способом создания продукта как для своих целей, так и для коммерческой реализации, — делится наблюдениями коммерческий директор Arenadata Андрей Жуков. — Неудивительно, что практически все компании из рейтинга РБК-500 либо применяют продукты на базе OSS-технологий в продуктивных бизнес-критичных системах, либо тестируют их».

Подводные камни

Однако не все так безоблачно для бизнеса, использующего OSS, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, такое ПО требует наличия специалистов, знания и опыта по поддержке, а в случае кастомизированных решений — дополнительных усилий по разработке, обращают внимание в Б1: «Все это может повлечь за собой изменения в операционной модели, и стоимость перехода на OSS даже при начальных низких затратах может оказаться значительной».

Во-вторых, открытый софт, разработанный корпорациями, не всегда бесплатный, перечисляют аналитики: «Несмотря на открытый программный код для корпоративных пользователей часто предусмотрены лицензии, за которые нужно платить, как и за сертификацию специалистов по использованию, поддержке и настройке». В-третьих, открытость кода и возможное участие в разработке программ большого числа независимых специалистов создают риски со стороны безопасности из-за недостаточной проработанности и отладки кода, и возможного преднамеренного включения в него вредоносного софта. К слову, по данным «Лаборатории Касперского», 45% уязвимостей, обнаруженных в OSS, имеют высокий и критический уровень.

Кроме того, вопросы лицензирования OSS иногда запутанны, и составные части систем могут иметь разные условия использования, указывают в Б1. Только основных лицензий для программного обеспечения с открытым исходным кодом можно насчитать пять: MIT, BSD, GPL, Creative Commons и Apache, при этом условия этих лицензий достаточно сильно различаются.

 

У открытости есть цена

На условной «бесплатности» OSS эксперты останавливаются отдельно. «Многие неискушенные клиенты воспринимают открытое ПО как практически бесплатную технологию, но быстро понимают, что стоимость собственной команды стала как никогда высока, — подчеркивает Андрей Жуков. — Кроме того, существуют риски в области закрытия открытого проекта или поддержки отечественных ОС». Уже давно разработаны схемы монетизации ПО с открытым исходным кодом, которая идет не через лицензирование и подписки — сам софт вендоры предоставляют бесплатно, — а за счет оплаты услуг по поддержке, сопровождению и консультированию, предостерегают в Б1. Например, в рамках модели Open Core базовые функции ПО доступны бесплатно, а премиальные или дополнительные и кастомизированные возможности предоставляются за отдельную плату.

Интерес крупнейших мировых технологических компаний к свободному ПО никак не связан с благотворительностью, продолжают в Б1. Например, Microsoft владеет крупнейшим репозиторием открытого софта GitHub, IBM — компанией Red Hat, предлагающей решения на базе свободной операционной системы GNU Linux, а одна из самых распространенных ОС для мобильных устройств — Android от Google — является ПО с открытым исходным кодом. Мировой объем рынка услуг, связанных с ПО с открытым исходным кодом, в 2023 году и вовсе уже оценивался, по данным Global Market Insights, в $30 млрд.

На фоне ухода из России крупнейших мировых вендоров, таких как SAP, Oracle, IBM и многих других, внедрение открытого софта в отечественных компаниях активизировалось, замечают в Б1: «Этому способствовали в том числе и меры, принятые правительством по ограничению использования иностранного ПО в государственных учреждениях». Однако такой быстрый переход на открытое ПО может привести к тому, что российские пользователи будут недооценивать значение изменения процессов разработки, управления изменениями, адаптацию кибербезопасности, настройку поддержки и обслуживания, управление лицензиями, обеспечение интеграции и совместимости с существующими системами, пересмотр экономической модели и бюджетирования, настройку систем мониторинга и оценки производительности, перечисляют в Б1. «Все это может привести к серьезным финансовым затратам, проблемам с внедрением и запуском новых решений, а также к проблемам с обновлением и обеспечением ИБ в будущем», — заключают в компании.

Экспортный софт

Именно софт с открытым исходным кодом является одной из немногих реальных возможностей России по импортозамещению и обеспечению технологического суверенитета, убеждены эксперты. Прорыв, по их мнению, в этой сфере возможен, когда есть свои технологические разработки, опыт и знания: «Российские компании уже создают версии собственных открытых программных продуктов, к тому же на фоне удачных примеров импортозамещения у российских разработчиков появляются идеи экспорта собственного ПО».

 

«В мире, по нашему мнению, достаточно стран, которые готовы использовать российские технологии в области кибербезопасности. Было бы здорово, если бы российские компании смотрели не только на внутренний рынок, — уверен Александр Попов. — Нужно смотреть вовне. И в этом также видим важность принципов открытого ПО. Это область роста для всех российских IT-компаний».

Для развития рынка роль государства остается очень важной, считают в Б1. Так, на начальных этапах разработчикам необходима господдержка (например, гранты на продвижение цифровых продуктов в дружественных странах, кредитование, гарантии, страхование при экспорте программного обеспечения), а также снижение давления государства в тех вопросах, которые не угрожают национальной безопасности, заключают эксперты.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+