К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Интернет умер, да здравствует интернет: почему привычный нам веб скоро исчезнет

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Социальные сети и платформы по всему миру ведут борьбу с контентом, созданным искусственным интеллектом: YouTube и TikTok уже ввели маркировку видео, созданных ИИ, а Бюро по авторскому праву США в своем отчете порекомендовало предпринять «незамедлительные действия на федеральном уровне», чтобы взять под контроль распространение любого синтетического контента. Вице-президент по стратегии и инновациям МТС, CEO Future Crew Евгений Черешнев предупреждает о скорой смерти интернета, к которому мы привыкли

С точки зрения эволюции мы всего лишь биологические компьютеры с конечным сроком годности, и каждый из нас в течение жизни выполняет только ту программу, которая вошла в голову через книги, фильмы, новости, слухи, — в первую очередь, через тексты. Из вакуума программа не берется — каждого из нас ведет вперед логика, кем-то и когда-то заложенная, сформированная, заряженная.

Контент и смыслы — это то, что перекраивает геополитическую карту мира, создает и свергает режимы, вдохновляет или вгоняет в депрессию. Более того, весь прогресс человечества невозможен без текста. Любое изобретение, любая технология созданы как раз благодаря тому, что ученые изучают тексты, созданные когда-то другими учеными. А затем создают свои тексты.

Сейчас основная проблема Сети в том, что на исконно свою территорию мы, люди, впустили синтетическую форму жизни, которая начала писать тексты сама. Пока повинуясь промпт-запросам. Но автоматизация поисковых хотелок людей на основе вероятностного анализа и сложных систем динамических графов, создаваемых на лету на основе анализа интернет-трафика здесь и сейчас — это дело времени.

 

С этой точки зрения действительно есть три проблемы. Во-первых, огромное количество компаний сегодня начинают использовать генеративный ИИ для создания нового контента — текстов, видео, фото, интерактивных блогерских стримов и т.д. Взять хотя бы TikTok Symphony — сервис, с которым можно быстро генерировать рекламу с помощью цифровых двойников блогеров. Или Synthesia — стартап, специализирующийся на создании виртуальных копий людей, способных вести прямой эфир, образовательные курсы — в общем, делать все то же самое, что и живой человек, но в десятки раз дешевле. В 2023 году компанию оценили в $1 млрд. Они не единственные на рынке — таких продуктов десятки.

Фактически количество контента, создаваемого не людьми, растет экспоненциально. На горизонте трех-пяти лет, я думаю, до половины всего контента, который вы будете видеть в сети, будет создано не людьми. Причем что-то людьми будет хотя бы проверено, но жалкие единицы — львиная доля будет выкладываться ИИ в сеть в том виде, в котором ИИ его создал.

 

Вторая проблема связана с первой: рынок ИИ растет. По данным Statista, объем мирового рынка ИИ в 2025 году составит $244 млрд при прогнозе в $827 млрд уже к 2030-му. В России эффект от внедрения ИИ в 2025 году может составить до 2% ВВП, если верить прогнозу правительства. Такие темпы роста подразумевают почти тотальное внедрение ИИ в каждый бизнес, в каждый процесс, даже в личную жизнь каждого человека в том или ином виде: человекоподобные боты, работающие в службе поддержки, ИИ-агенты, обрабатывающие и извлекающие смысл из e-mail-переписки или собирающие новостные ленты, аватары, приходящие вместо тебя на конференц-звонки и онлайн-курсы, пишущие комментарии в социальных сетях и отвечающих на чужие. Мы внедряем ИИ, который начинает потреблять контент вместо человека.

Если сложить первую и вторую проблему, получаем третью: ИИ создает контент, который сам же и читает, при этом все лучше понимая паттерны поведения людей: что, в каком месте и при каких обстоятельствах «хозяева» потребляют и, что куда важнее, что хотят или не хотят потреблять. Весной этого года в Индии во время выборов дипфейки использовали, чтобы перетягивать голоса от одних кандидатов к другим, в США была похожая история с Тейлор Свифт и Дональдом Трампом. И это вершина айсберга — анализируя поведенческие данные в глобальных масштабах, ИИ, безусловно, сможет манипулировать общественным мнением. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Пока правительства почти всех государств искренне убеждены, что смогут контролировать этого джинна, выпущенного из бутылки, и заставят его работать исключительно в своих интересах и против целей потенциальных геополитических оппонентов. Но правда в том, что регуляторика тут будет почти бесполезна. Аналогичная ситуация сегодня в области кибербезопасности — во всех государствах принята масса законов, регулирующих эту деятельность. Но эти законы пока не способны гарантировать абсолютную защищенность беспроводных кардиостимуляторов, инвазивных инсулиновых помп, не сделали невозможным хакерский удаленный доступ к беспроводным камерам, находящимся сегодня почти везде, от детских домов до женских консультаций. 

 

Генеративный ИИ — это проблема совершенно иного порядка, с другого уровня ставками и последствиями и, как бы это ни звучало, с еще меньшей эффективностью регуляторики на данном этапе развития. В некоторых странах регуляторы сегодня требуют маркировать контент, созданный ИИ. Такие требования прописаны в недавно принятом Евросоюзом AI Act, похожие принципы уже год действуют в Китае. В других случаях применение ИИ при производстве контента просто ограничивают жесткими рамками — так поступил губернатор Калифорнии, в сентябре подписавший несколько законопроектов, защищающих работников киноиндустрии от засилья ИИ-контента. И тут есть чего бояться: недавний случай, когда американский подросток покончил с собой после продолжительного общения с ИИ-агентом, показывает реальные риски для жизни при бесконтрольном развитии ИИ.

Но подобная регуляторика сегодня — не решение во многом потому, что любое регулирование экспоненциально развивающейся технологии — это выстрел в ногу: то государство, что ограничит себя в общей гонке, просто вылетит из нее. Люди и государства думают, что действуют уникально, но в реальности предсказуемо выполняют ровно ту программу, которую способны, а это в настоящее время — тотальное внедрение ИИ вперед стран-конкурентов.

Интернет, к которому мы привыкли, и правда умирает. Его место уже занимает кое-что новое — экосистема, наполненная умными ИИ-агентами, решающими в сети собственные задачи. Пока эти агенты анализируют информацию, созданную людьми — фото, видео, музыку, тексты — и по запросу самих людей. Но это временно: машины будут все больше вариться в собственном соку, обрабатывая контент, созданный другими машинами. Наша задача как вида — сначала принять эти изменения, быть к ним готовыми, а затем адаптироваться. Иначе мы останемся на обочине истории.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+