Наш звонок очень важен для вас: что не так с идеей маркировки массовых спам-обзвонов
Передайте по цепочке
Минцифры продолжает сражаться с телефонным спамом: еще 7 октября ведомство разместило для общественного обсуждения поправки в закон «О связи». Чиновники предложили решить проблему, обязав все российские компании заранее сообщать операторам о цели обзвонов. А все звонки, о которых компания не отчитается — блокировать. Сами эти обзвоны в законопроекте названы «массовыми телефонными вызовами». Об их цели и заказчике предполагается сообщать оператору, с номеров которых предстоит делать обзвон клиентов. Тот, в свою очередь, должен передать информацию принимающей стороне — оператору, на сеть которого совершается вызов. Он и отобразит на экране абонента информацию о том, кто и зачем звонит.
Какие именно звонки считать массовыми, в законопроекте не указано. Согласно тексту документа, это определит правительство.
Авторы инициативы уверены, что эти меры «значительно сократят риски телефонного мошенничества, а также защитят граждан от массовых нежелательных звонков». Массовые телефонные вызовы совершаются с различными целями, в том числе для предложения товаров и услуг, а также в противоправных целях, говорится в пояснительной записке.
В апреле 2024 года глава Минцифры Максут Шадаев на конференции «Телеком будущего 2024» заявил, что у абонентов «выработалось очень напряженное отношение к любым коммерческим обзвонам». Директор департамента государственного регулирования рынка телекоммуникаций Минцифры Дмитрий Тур на заседании Столыпинского клуба в Москве 29 октября пояснял, что предполагается создание объединенной базы данных, в которой операторы смогут обмениваться информацией о звонках. «Это взаимодействие должно будет происходить на уже существующих рыночных принципах», — рассказал он, подчеркнув, что для конечного абонента это должно быть бесплатной услугой.
«Невозможно технически»
Бизнес, впрочем, рассмотрев идею маркировки всех обзвонов, считает, что реализовать ее будет крайне затруднительно.
Отображение сведений о звонке на экране телефона непосредственно в момент вызова невозможно с технической точки зрения, отметила в своем отзыве на законопроект Ассоциация больших данных (АБД, объединяет в том числе МТС, «Билайн», «Мегафон», «Яндекс», «Ростелеком», Сбербанк, ВТБ). Разработка технических средств, обеспечивающих это, потребует денег и времени как от бизнеса, так и от государства, обращают внимание в ассоциации. «Необходимо создать не только механизм, позволяющий такие сведения отображать на экране, но и механизм, отслеживающий, что такого отображения нет», — подчеркнули в АБД.
К тому же в законопроекте не определено, кто будет нести расходы, связанные с технической реализацией системы маркировки вызовов, отмечают в АБД: «Если эти затраты возложат на операторов, скорее всего, они будут компенсировать их, повышая корпоративные тарифы».
Информирование абонентов о цели каждого звонка приведет к повышению расходов и самого бизнеса на дополнительный штат сотрудников, автоматизацию процесса предоставления сведений, закупку софта, указывают в комиссии по связи Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Кроме того, воплощение этой инициативы грозит и возможными задержками в предоставлении услуг клиентам, отмечают в комиссии РСПП. «Вместо того, чтобы просто позвонить клиенту, понадобится сначала заполнить данные о вызове, дождаться их обработки оператором связи. Если такой лаг будет достаточно большим, компании могут столкнуться с тем, что заказы клиентов перестанут быть актуальными, а сроки доставки товаров сорваны», — поясняют в комиссии. Отдельный вопрос — как реализовать инициативу на сетях фиксированной телефонной связи, где просто нет возможности вывести информацию о вызове на телефон, указывают в комиссии по связи РСПП.
В Минцифры рассказали Forbes, что уже подробно обсудили законопроект о блокировке анонимных спам-звонков с отраслью телекома и учли все основные замечания операторов. «Итоговая оценка затрат будет проведена позже, поэтому выводы о расходах делать преждевременно. Речи о больших затратах не идет. Изменения также никак не коснутся граждан и не повлияют на стоимость услуг связи», — заверяют в Минцифры. Сейчас документ проходит финальные согласования, добавили в министерстве.
Идентификация без принуждения
Сейчас оборудование, системы сигнализации и связи не позволяют осуществлять регистрацию и передачу данных о маркировке звонков, констатируют в «ТрансТелеКоме» (ТТК). «Реализация законопроекта потребует создания специализированных технических решений как на государственном уровне, так и для каждого оператора аналогично тому, как было при появлении системы «Антифрод» (создана Роскомнадзором для борьбы с телефонным мошенничеством в конце 2022 года) и при реализации «закона Яровой», — сообщили в ТТК.
Система блокировки звонков с подменных номеров «Антифрод» за девять месяцев 2024 года заблокировала 577 млн звонков от мошенников, доля преступлений с использованием подмены номера на телефонных сетях уменьшилась с 30% до 2%, сообщил 23 октября на форуме «Спектр 2024» руководитель Роскомнадзора Андрей Липов.
При этом ряд операторов связи комментируют инициативу, не драматизируя ситуацию. Как сообщили Forbes в МТС, важно создать гибкий механизм, позволяющий юрлицам и ИП при организации массовых информационных и рекламных вызовов обращаться к любому оператору мобильной связи, который будет выступать в роли агрегатора. В «Мегафоне» даже считают, что маркировка вызовов позволит исключить возможность анонимных звонков от юридических лиц, а также звонки мошенников, представляющихся сотрудниками известных организаций. В «Вымпелкоме» (бренд «билайн») не ответили на запрос Forbes.
У мобильных операторов есть сервисы, позволяющие маркировать вызовы. Компании платят операторам за то, чтобы при звонке отображалась информация о них, например, что это доставка цветов или онлайн-магазин. Суть их одинакова: при звонке с зарегистрированных у оператора номеров у пользователя на экране телефона появляется название компании и/или сфера ее деятельности, поясняет партнер Comnews Research Леонид Коник. «Стоимость такой услуги 20-30 копеек за звонок, что не очень обременительно для любого бизнеса, ведь за СМС при подтверждении регистрации или заказа любая компания платит по три-четыре рубля», — добавил он.
Но для многих бизнесов принуждение к идентификации неприемлемо, ведь это сузит их воронку продаж, считает Леонид Коник. «А для аутсорсинговых колл-центров, которые специализируются на исходящем обзвоне, идентификация означает смерть бизнеса, ведь они постоянно совершают звонки от имени разных заказчиков, — рассуждает он. — Кроме того, если у бизнеса есть спрос на исходящий обзвон, он не исчезает, а трансформируется — прежде всего в звонки через мессенджеры».
Аналитик и автор Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко считает идею маркировки массовых вызовов «избыточной и малополезной, если не сказать вредной». «Если цель Минцифры максимально снизить нагрузку на телефонную сеть голосовыми звонками, то эта идея выглядит хорошей попыткой. Еще, наверное, исполнение и недоисполнение этой инициативы позволит выписать новые штрафы нерадивым операторам. Удобство пользования телефонной связью в России не вырастет, а упадет, головной боли у всех участников процесса прибавится», — заключил он.