iOS вращения: как мобильные разработчики адаптируются к трудностям нового времени
Что происходит с iOS в России
Российский рынок iOS-разработки переживает непростые времена. Apple Developer (платформа для разработчиков цифровых продуктов) и Apple Search Ads (рекламная платформа) отключили учетные записи российских разработчиков, что усложнило публикацию и продвижение приложений. Многие официальные российские приложения были удалены из App Store или периодически пропадают для скачивания, среди них банковские сервисы (Сбербанк, Альфа-банк, Модульбанк, банк «Авангард», Уралсиб и др.), e-commerce-приложения («Авито», «Эльдорадо», «М.Видео»), видеохостинги (RuTube), приложения для автомобилистов («Автодор»), платежные сервисы (СБПэй).
Сейчас в Госдуме рассматривают законопроект, который обязывает предустанавливать российский магазин приложений RuStore на все устройства, продающиеся в России. Для открытых систем, таких как Android, это несложно, но вот с Apple все иначе. Кроме того, в стране началась разработка собственной операционной системы ALT Linux, которая призвана в будущем заменить iOS и Android.
Все эти перемены не прошли бесследно для рынка труда. Количество вакансий для iOS-разработчиков в 2023 году сократилось почти на треть. Да и сами пользователи менее активно интересуются новыми устройствами Apple: только 19,2% россиян готовы приобрести новый iPhone, а техника компании выбыла из топ-5 по продажам.
Технически блокировка iPhone в России возможна, но пока это маловероятный сценарий. Тем не менее будущее iOS-разработки в России выглядит неопределенным, а компании и разработчики продолжают искать обходные решения в ответ на санкции.
Альтернативные пути
Несмотря на сложности и санкции, iOS-разработчики в России продолжают создавать и поддерживать приложения. Оплачивать аккаунт Apple Developer научились через функцию «Мобильный телефон» и операторов, а банки разработали решения для установки своих приложений на iPhone в обход App Store.
Основное изменение для разработчиков, работающих с подсанкционными приложениями, — постоянная разработка так называемых обезличенных версий, то есть тех, в которых нет ни одного упоминания об изначальном, ранее удаленном из App Store приложении. Замена названия или сокращение функционала неспособны полностью решить эту проблему. Та же автоматизированная система Apple проверяет их вплоть до содержимого файлов, и именно на этом этапе, как правило, обнаруживаются совпадения с удаленными ранее сервисами. Даже если приложению удалось пройти проверку робота, в дальнейшем оно все равно может быть удалено сотрудником поддержки. Крупные компании, имеющие ресурсы для разработки BDUI (Backend Driven UI — концепция, при которой сервер управляет не только данными в приложении, но и формирует интерфейсы: экраны, верстку, реакции на взаимодействия пользователя и переходы между экранами), делают упор на это направление, оно позволяет достаточно быстро и гибко менять функционал приложения в рамках одного релиза.
Появляются альтернативные магазины приложений для iOS. Лидерами на данный момент являются AltStore, Scarlet, SideStore. В них можно найти много программ, игр и утилит, которые полезны для использования. Дружеское предупреждение: стоит учитывать, что приложения в них не проверены Apple на 100%, а это значит, что никто не гарантирует их работоспособность, а также безопасность данных.
Этот путь в России не является приоритетным, а вот разработка PWA (Progressive Web App — технология, которая визуально и функционально преобразует сайт в приложение) набрала популярность и на какое-то время стала полноценной заменой ушедших приложений. Это тип веб-приложений, которые можно установить через браузеры. Несмотря на кажущуюся полноценность пользователи все равно встают на сторону нативных мобильных приложений, к которым привыкли. Поэтому компании продолжают искать новые способы появления в сторе.
Пора ли бить тревогу
В 2023 году наем мобильных разработчиков заметно замедлился — сказались ограничения от Apple и Google, а также уход иностранных компаний из России. Это создало дисбаланс на рынке: вакансий для iOS-разработчиков меньше, чем желающих работать. Сегодня ситуация начинает выравниваться, но основные предложения адресованы опытным специалистам со стажем три-шесть лет, а новичкам приходится непросто.
Прослеживается тенденция сокращения бюджетов на iOS-разработку и персонала в продуктовых компаниях и IT-агентствах. А если изменения не затрагивают штат, то новые вакансии все равно редкость — справляются текущими силами. Это связано с возможными рисками из-за общей ситуации, потому что компаниям достаточно сложно прогнозировать работу с направлением.
Означает ли это, что стоит переключиться на другие инструменты для создания приложений? Необязательно. Какие-то приложения возвращаются в App Store (2GIS), по-прежнему нуждаются в iOS-разработке продуктовые гиганты (VK, «Яндекс») и финтех-отрасли. Помимо мобильных приложений банков, разработчики развивают приложения для других финансовых продуктов — инвестиций, рассрочек и кредитов, автоматизации бизнес-процессов. Поэтому iOS-команды Сбербанка, Т-Банка, Альфа-банка и др. остаются многочисленными.
Востребованность на стороне IT-агентств также довольно высокая. Но ярко проявляется особенность: iOS-разработчики все реже работают над аутсорс-проектами (передача проекта сторонней компании) и все чаще становятся аутстафф-сотрудниками. Их привлекают на время в инхаус-команду для ее укрепления или получения специфичной экспертизы, например, по интеграциям. Заказчику формат удобен, потому что можно привлечь опытного специалиста проектно и не нужно тратить ресурсы на поиск и содержание его в штате. А разработчики получают возможность поработать над разными задачами, в том числе с крупными технологическими компаниями.
Стоит ли думать над «планом Б»? Да, это не бывает лишним ни в одном направлении. Тем более что «айоснику» не так сложно его поменять. Современный iOS-разработчик частично погружен во фронтенд, то есть сам пользовательский интерфейс (JavaScript, TypeScript), Android-разработку и даже в бэкенд, в котором может использоваться язык программирования C++. Более того, приложения для iOS ранее писались на языке Objective-C, сложность которого намного выше современного Swift (язык программирования от Apple). Так что он сможет перенести навыки, но дополнительные знания не будут лишними. Хорошо иметь в запасе умение работать с Node.js или Python, а также Flutter, React Native или Kotlin Multiplatform для кроссплатформенных решений.
Стратегии iOS-разработчиков разных грейдов (то есть должностных уровней) в текущей обстановке различаются. Специалистам уровней middle и senior стоит получать новые компетенции, чтобы быть более конкурентоспособными на фоне коллег. А стажерам и начинающим специалистам сначала нужно дорасти в текущем направлении или сразу уходить в другое — ту же кроссплатформу.
Что ждет впереди
Российский рынок для Apple сохраняет актуальность: в 2023 году доля iPhone в стране составила 40%. Полная блокировка устройств точно не первостепенная задача компании, поскольку таким шагом они только потеряют клиентов, которые возвращались за их продукцией из года в год.
Что касается ограничений отдельных технологических возможностей, то, вероятно, многое, что необходимо было заблокировать, уже не работает на территории России. Потенциально запрет США на оказание IT-услуг в России может сказаться на работе облачного хранилища Apple iCloud. Другой вариант — запрет на регистрацию новых аккаунтов в экосистеме Apple. Но пока это лишь предположения.
Говоря о практике, спрос на middle- и senior-специалистов в iOS все также держится и в аутстаффинге, и в проектных заказах: разработчики с опытом не выходят на рынок, они сохраняют свои места в командах. Можно сказать точно, что российский рынок мобильной разработки вступил в новую фазу: с одной стороны, есть ограничения, с другой — перед специалистами открываются возможности для адаптации и создания локальных продуктов, которые будут соответствовать требованиям технологической независимости.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора