Глава Роскомнадзора заявил о возможной блокировке звонков через мессенджеры
Роскомнадзор может начать блокировать звонки в мессенджерах, если они будут нарушать требования российского законодательства, касающиеся борьбы с мошенниками, заявил глава РКН Андрей Липов. «Мессенджер будет работать, а звонки нет», — сказал он, отметив, что это «жесткий вариант». Опрошенные Forbes эксперты соглашаются, что технически блокировка звонков в мессенджерах, скорее всего, возможна, но «на это потребуется много ресурсов и времени»
Роскомнадзор может начать блокировать звонки в мессенджерах, если они будут нарушать требования российского законодательства, заявил глава РКН Андрей Липов. «Мы можем ограничивать звонки через мессенджеры. Мессенджер будет работать, а звонки нет», — рассказал Липов в кулуарах форума «Спектр» (цитаты по ТАСС).
Глава РКН пояснил, что в России могут разработать требования к иностранным мессенджерам, которые обяжут их разрешать пользователям самим ограничивать прием тех или иных вызовов — например, запрещать звонки из-за границы или с номеров, которых нет в записной книжке. Если мессенджеры не будут эти требования выполнять, РКН сможет вводить временные запреты на все звонки, продолжил Липов.
«Условно говоря — пока не выполнил, звонить через тебя не смогут. Это отдельное регулирование, которое нужно продумывать», — рассказал глава службы. Он добавил, что регулирование будет дополнительно обсуждаться на полях форума, а запрет звонков назвал «жестким вариантом» борьбы с мошенничеством.
Технически блокировка звонков в мессенджерах, скорее всего, возможна, заявил Forbes независимый IT-эксперт, создатель проекта о блокировках «Эшер II» Филипп Кулин. «Технически это несложно устроить. Голосовой трафик должен быть без задержек. Можно просто «замедлить» его, чтобы ничего не было слышно», — отметил он. По его словам, под ударом все популярные мессенджеры, в первую очередь Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена).
Такая блокировка технически возможна, но это «нетривиальная задача», отмечает руководитель отдела консалтинга и аудита Angara Security Александр Хонин. «На это потребуется много ресурсов и времени. Также необходимо понимать, что в качестве ответных мер мессенджеры будут придумывать различные пути обхода таких блокировок. Как показывает практика, такие пути всегда находятся», — рассказал он.
Сотрудник международной IT-компании в разговоре с Forbes, напротив, отмечает, что технически заблокировать звонки в мессенджерах будет сложно. «Современные мессенджеры часто используют end-to-end шифрование. Они могут динамически менять порты и протоколы, применяют обфускацию (маскировку) трафика и могут встраивать голосовой трафик в обычный веб-трафик», — перечислил он.
Почти половина мошеннических звонков приходится именно на мессенджеры, отмечает Хонин из Angara Security. Отследить звонившего в мессенджерах иногда невозможно, указывает он. «В любом случае должны предпринимать какие-то меры. Возможно, не таким радикальным способом, как предлагается (...) Но их необходимо обсуждать совместно с владельцами мессенджеров. Только в этом случае можно будет прийти к какому-то разумному и рабочему решению», — говорит эксперт.
Мошенники стали чаще использовать мессенджеры, так как звонки через сотовую сеть теперь жестче контролируются, говорит глава Security Vision Руслан Рахметов. «Они (мошенники) создают в соцсетях фальшивые профили родственников, коллег, руководителей пользователей и используют их для совершения преступлений», — отмечает Рахметов.
Роскомнадзор инициирует регистрацию пользователей для того, чтобы можно было установить, кому принадлежит какой логин, напоминает эксперт. «Естественно, для реализации этой инициативы необходимо иметь некий рычаг воздействия на администрацию мессенджеров» — продолжает он. Таким рычагом может стать ограничение звонков, заключает Рахметов.
Доля россиян, ежедневно использующих мессенджер Telegram, за 2023 год выросла более чем на 20% и достигла 47% от всего населения страны старше 12 лет, сообщил в феврале РБК со ссылкой на отчет исследовательской компании Mediascope. Для сравнения, в декабре 2022-го среднесуточный охват Telegram составлял только 39% населения, в январе — всего 20%. Из данных Mediascope следовало, что Telegram занимает четвертую позицию в рейтинге самых популярных интернет-ресурсов. На первом месте — WhatsApp (среднесуточный охват — 67% против 61% в конце 2022 года); на втором — «Яндекс» (56%), на третьем — Google (53%), на пятой строчке — «ВКонтакте» (45%).