В Шанхай по делу срочно: как изменился российский рынок бизнес-тревела
Разворот на Восток
По данным Союза агентств делового туризма (САД), объем рынка российского делового туризма по итогам 2023 года достиг 827 млрд рублей, что на 30% больше, чем по итогам 2022 года. Это свидетельствует о полном восстановлении показателей 2019 года, то есть до начала пандемии. Ожидается, что к концу 2024 года объем рынка составит 1 трлн рублей.
Восстанавливается и объем международных командировок. По нашим данным, их число выросло на 40% в первом полугодии 2024 года по сравнению с 2023-м, однако сильно изменилась география деловых поездок. Если раньше центрами деловой активности были Франция, Германия и Казахстан, то сейчас в лидерах — Китай, Индия, ОАЭ, Турция. Растет интерес деловых туристов к странам Азии, Латинской Америки и Африки.
Продолжает увеличиваться и количество командировок по России. В I квартале этого года бизнес-путешественники приобрели на 24% больше билетов на внутренние авиарейсы, чем за аналогичный период прошлого года.
Такое развитие рынка обусловлено двумя основными факторами — стабилизацией экономики и последующим повышением деловой активности. Рынок адаптировался к сложившимся геополитическим условиям: сформировались новые логистические цепочки, стали развиваться новые экономические связи. Вслед за этим возросла потребность в заключении новых контрактов, а значит, появилась необходимость постоянных деловых поездок.
Особенности адаптации
На количество командировок и развитие сферы делового туризма влияют в том числе текущие экономические реалии России, например, дефицит кадров. Из-за него компании вынуждены чаще нанимать сотрудников в других странах, например, IT-специалистов из Индии, Пакистана и даже из Африки. Это говорит о том, что многие иностранные сотрудники работают в том числе и удаленно, но приезжают в командировки в Россию.
Наиболее заметен рост делового туризма в Китай — количество командировок в эту страну увеличилось в два раза по сравнению с допандемийным 2019 годом. Число бронирований поездок в ОАЭ выросло на 50%. Кроме того, растет спрос на деловые путешествия в Индию, Иран, страны Латинской Америки и Ближнего Востока, а также на поездки из этих стран в Россию. Помимо экономических факторов, причиной роста международных бизнес-путешествий стало увеличение полетной программы, то есть рост количества авиарейсов. Например, с июня 2023 года «Аэрофлот» увеличил количество рейсов в Китай до четырех раз в неделю.
В 2024 году компании в целом стали чаще отправлять сотрудников в деловые поездки. Среди российских городов в топе направлений для командировок традиционно Москва и Санкт-Петербург. Также востребованы города, где развита добывающая промышленность, например Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск. В эти города чаще всего ездят вахтовые рабочие, а также специалисты по консалтингу, представители юридических услуг и инженеры.
Несмотря на развитие рынка бизнес-тревела, организовывать командировки стало сложнее. Во-первых, деловые поездки стремительно дорожают, и компании ищут способы сэкономить. Доля билетов бизнес-класса сократилась более чем в три раза по сравнению с 2019-м: на зарубежных перелетах — с 24% до 8%, на перелетах по России — с 10% до 3% в 2023 году. Все чаще для командированных сотрудников выбирают отели без звезд (доля выросла с 8% до 12%).
Во-вторых, рынок покинули значимые международные игроки сферы онлайн-бронирования. И если в сегменте классических путешествий российские компании смогли быстро представить аналоги зарубежных сервисов, то в бизнес-тревеле появился запрос на новые инструменты. Компании стали нуждаться в подходах, которые помогли бы оптимизировать процессы оформления командировок и одновременно позволили бы экономить на деловых поездках.
Ответом на это стали онлайн-сервисы с теми же возможностями, которые давно есть в B2C-сегменте. Многие из них смогли перенять привычный функционал из B2C-сферы, а также доработать его и добавить новые опции для бесшовного встраивания в бизнес-процессы. С помощью сервисов компании оформляют командировку со всеми необходимыми услугами (покупка билетов, бронирование отелей и трансфера), а также полностью закрывают процесс организации деловых поездок. Это особенно актуально для компаний с большим количеством сотрудников, которые находятся в разных регионах и странах.
Согласно нашим данным, adoption rate (процент оформленных командировок онлайн) за год увеличился с 79% до 89%. Это отражает спрос на онлайн-услуги в сфере бизнес-путешествий. Чтобы закрывать потребность компаний по всем аспектам организации командировок, сервисам необходимо постоянно внедрять новые IT-решения, уметь автоматически выгружать всю отчетность, интегрироваться с различными внутренними системами клиента (например, 1С) и т.д. По опыту сервиса, на текущий момент свыше 50% изменений на платформе происходят именно по запросам клиентов.
Еще одна потребность бизнеса — возможность самостоятельно за несколько минут построить всю логистику поездки, включая любые виды транспорта — от самолетов до автобусов и такси. Это особенно актуально в России, когда нужно добраться из одного региона в другой, между которыми не всегда есть прямое авиа- или железнодорожное сообщение.
Для организации деловых поездок бизнесу важна технологичность и скорость. Отсюда и потребность в автоматизации процессов, которая позволяет компаниям рассматривать командировку как сквозной бизнес-процесс.
Мультимодальность и консолидация
Если раньше были популярны классические офлайн тревел-агентства, то сегодня им крайне сложно конкурировать с компаниями, которые предоставляют онлайн-сервис со службой поддержки 24/7. Поэтому сейчас рынок бизнес-тревела находится в стадии трансформации и смены лидеров, которые будут формировать отрасль в будущем и задавать тренды.
Одним из главных новшеств в сегменте делового туризма в ближайшее время будет мультимодальная перевозка. Это когда клиент задает три параметра — откуда, куда и когда, а алгоритмы подбирают ему максимально удобный и выгодный вариант командировки, основанный на его привычках и предпочтениях. Это будет особенно востребовано в ситуациях со сложной логистикой, когда нужно добраться в непопулярный регион, куда нет прямого трансфера.
Кроме того, сохранится предпочтение на минимальные человеческие взаимоотношения — звонки или e-mail-коммуникацию. Технологические решения бизнес-тревел-компаний должны будут закрывать все потребности клиентов, начиная от простого бронирования, заканчивая автоматизацией процессов и, конечно, снижением затрат на командировки.
Рынок делового туризма продолжит расти, консолидироваться, а одним из важнейших его драйверов станут технологии. Сервисам по организации бизнес-поездок предстоит продолжать внедрять комплексные IT-решения, которые помогут легко закрывать все запросы клиентов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора