К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В Шанхай по делу срочно: как изменился российский рынок бизнес-тревела

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Несмотря на всеобщий тренд на digital и возможность провести деловую встречу по видеозвонку, командировки в 2024 году остаются необходимым элементом рабочей жизни. Число деловых поездок как по России, так и за границу сегодня растет. О том, как рынок бизнес-тревела меняется в результате геополитических событий и под влиянием новых технологий, как российские компании подходят к организации деловых поездок и что ждет рынок в будущем, рассказывает исполнительный директор сервиса организации командировок Trivio Татьяна Леньшина

Разворот на Восток

По данным Союза агентств делового туризма (САД), объем рынка российского делового туризма по итогам 2023 года достиг 827 млрд рублей, что на 30% больше, чем по итогам 2022 года. Это свидетельствует о полном восстановлении показателей 2019 года, то есть до начала пандемии. Ожидается, что к концу 2024 года объем рынка составит 1 трлн рублей.

Восстанавливается и объем международных командировок. По нашим данным, их число выросло на 40% в первом полугодии 2024 года по сравнению с 2023-м, однако сильно изменилась география деловых поездок. Если раньше центрами деловой активности были Франция, Германия и Казахстан, то сейчас в лидерах — Китай, Индия, ОАЭ, Турция. Растет интерес деловых туристов к странам Азии, Латинской Америки и Африки.

Продолжает увеличиваться и количество командировок по России. В I квартале этого года бизнес-путешественники приобрели на 24% больше билетов на внутренние авиарейсы, чем за аналогичный период прошлого года.

 

Такое развитие рынка обусловлено двумя основными факторами — стабилизацией экономики и последующим повышением деловой активности. Рынок адаптировался к сложившимся геополитическим условиям: сформировались новые логистические цепочки, стали развиваться новые экономические связи. Вслед за этим возросла потребность в заключении новых контрактов, а значит, появилась необходимость постоянных деловых поездок.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Особенности адаптации

На количество командировок и развитие сферы делового туризма влияют в том числе текущие экономические реалии России, например, дефицит кадров. Из-за него компании вынуждены чаще нанимать сотрудников в других странах, например, IT-специалистов из Индии, Пакистана и даже из Африки. Это говорит о том, что многие иностранные сотрудники работают в том числе и удаленно, но приезжают в командировки в Россию.

 

Наиболее заметен рост делового туризма в Китай — количество командировок в эту страну увеличилось в два раза по сравнению с допандемийным 2019 годом. Число бронирований поездок в ОАЭ выросло на 50%. Кроме того, растет спрос на деловые путешествия в Индию, Иран, страны Латинской Америки и Ближнего Востока, а также на поездки из этих стран в Россию. Помимо экономических факторов, причиной роста международных бизнес-путешествий стало увеличение полетной программы, то есть рост количества авиарейсов. Например, с июня 2023 года «Аэрофлот» увеличил количество рейсов в Китай до четырех раз в неделю.

В 2024 году компании в целом стали чаще отправлять сотрудников в деловые поездки. Среди российских городов в топе направлений для командировок традиционно Москва и Санкт-Петербург. Также востребованы города, где развита добывающая промышленность, например Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск. В эти города чаще всего ездят вахтовые рабочие, а также специалисты по консалтингу, представители юридических услуг и инженеры.

Несмотря на развитие рынка бизнес-тревела, организовывать командировки стало сложнее. Во-первых, деловые поездки стремительно дорожают, и компании ищут способы сэкономить. Доля билетов бизнес-класса сократилась более чем в три раза по сравнению с 2019-м: на зарубежных перелетах — с 24% до 8%, на перелетах по России — с 10% до 3% в 2023 году. Все чаще для командированных сотрудников выбирают отели без звезд (доля выросла с 8% до 12%).

 

Во-вторых, рынок покинули значимые международные игроки сферы онлайн-бронирования. И если в сегменте классических путешествий российские компании смогли быстро представить аналоги зарубежных сервисов, то в бизнес-тревеле появился запрос на новые инструменты. Компании стали нуждаться в подходах, которые помогли бы оптимизировать процессы оформления командировок и одновременно позволили бы экономить на деловых поездках.

Ответом на это стали онлайн-сервисы с теми же возможностями, которые давно есть в B2C-сегменте. Многие из них смогли перенять привычный функционал из B2C-сферы, а также доработать его и добавить новые опции для бесшовного встраивания в бизнес-процессы. С помощью сервисов компании оформляют командировку со всеми необходимыми услугами (покупка билетов, бронирование отелей и трансфера), а также полностью закрывают процесс организации деловых поездок. Это особенно актуально для компаний с большим количеством сотрудников, которые находятся в разных регионах и странах.

Согласно нашим данным, adoption rate (процент оформленных командировок онлайн) за год увеличился с 79% до 89%. Это отражает спрос на онлайн-услуги в сфере бизнес-путешествий. Чтобы закрывать потребность компаний по всем аспектам организации командировок, сервисам необходимо постоянно внедрять новые IT-решения, уметь автоматически выгружать всю отчетность, интегрироваться с различными внутренними системами клиента (например, 1С) и т.д. По опыту сервиса, на текущий момент свыше 50% изменений на платформе происходят именно по запросам клиентов.

Еще одна потребность бизнеса — возможность самостоятельно за несколько минут построить всю логистику поездки, включая любые виды транспорта — от самолетов до автобусов и такси. Это особенно актуально в России, когда нужно добраться из одного региона в другой, между которыми не всегда есть прямое авиа- или железнодорожное сообщение.

Для организации деловых поездок бизнесу важна технологичность и скорость. Отсюда и потребность в автоматизации процессов, которая позволяет компаниям рассматривать командировку как сквозной бизнес-процесс.

 

Мультимодальность и консолидация

Если раньше были популярны классические офлайн тревел-агентства, то сегодня им крайне сложно конкурировать с компаниями, которые предоставляют онлайн-сервис со службой поддержки 24/7. Поэтому сейчас рынок бизнес-тревела находится в стадии трансформации и смены лидеров, которые будут формировать отрасль в будущем и задавать тренды.

Одним из главных новшеств в сегменте делового туризма в ближайшее время будет мультимодальная перевозка. Это когда клиент задает три параметра — откуда, куда и когда, а алгоритмы подбирают ему максимально удобный и выгодный вариант командировки, основанный на его привычках и предпочтениях. Это будет особенно востребовано в ситуациях со сложной логистикой, когда нужно добраться в непопулярный регион, куда нет прямого трансфера.

Кроме того, сохранится предпочтение на минимальные человеческие взаимоотношения — звонки или e-mail-коммуникацию. Технологические решения бизнес-тревел-компаний должны будут закрывать все потребности клиентов, начиная от простого бронирования, заканчивая автоматизацией процессов и, конечно, снижением затрат на командировки.

Рынок делового туризма продолжит расти, консолидироваться, а одним из важнейших его драйверов станут технологии. Сервисам по организации бизнес-поездок предстоит продолжать внедрять комплексные IT-решения, которые помогут легко закрывать все запросы клиентов.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+