Игры в зарослях бамбука: «Яндекс», VK и гейминг России и Кореи обсудят партнерство
Что на повестке?
В Москве 22-24 октября состоится Korea-Russia Games Exchange Forum, на котором участники игровой отрасли планируют обсудить в том числе условия партнерства по выходу российских проектов на рынок Южной Кореи и возможности по продвижению корейских игр на российском рынке, роль государства в продвижении видеоигр, а также разницу подходов в регулировании, рассказали Forbes представители планирующих участие компаний.
Российскую сторону на форуме будут представлять в том числе «Яндекс», Lesta, Innova, Astrum, Агентство стратегических инициатив (АСИ), недавно созданная Ассоциация игровой индустрии (АИИ), RuStore (магазин приложений от VK). Южнокорейскую — 16 компаний и организаций, в частности государственное агентство креативного контента (Korea Creative Content Agency, KOCCA), Ассоциация разработчиков игр KGDA (Korean Game Developers Association), а также такие издатели и разработчики игр, как QROAD, OneStore, Supervillain Labs, Daegu Sususoft, JCurvEnt, Besoft, Smilegate, Megaport, NeedsGames, Bluepotion Games, Redlab Games, Hidea, Neowiz, ENP Games, Gamepub, Mocatree.
«Как известно, с 2022 года Google прекратил монетизацию и рекламу приложений для Android в России. Зарубежные приложения и мобильные игры не могут получать прибыль в России», — говорит представитель KOCCA в России Ким Си Ву. По его мнению, «Яндекс» для корейских игр может заменить в этой роли Google в России, и это будет одной из тем для обсуждения: «То есть корейские приложения смогут получать прибыль в России, используя рекламные механизмы «Яндекса».
В «Яндексе» сообщили Forbes, что компания будет участвовать в мероприятии наряду с другими компаниями. «Будем рассказывать о возможностях монетизации для мобильных разработчиков», — заявили в «Яндексе», отказавшись от дальнейших комментариев. По словам источника, знакомого с планами компании на форуме, менеджеры «Яндекса» расскажут о том, как корейским компаниям привлекать российскую аудиторию через «Директ», а также о том, как монетизировать приложения с помощью сервиса «Простая монетизация» (запущен в 2022 году, позволяет разработчикам получать доход без самостоятельной настройки и регистрации — этим занимаются эксперты «Яндекса»).
Кроме того, стороны намерены также обсудить, какие российские игры и каким образом могут рассчитывать на продвижение на южнокорейском рынке. «В Южной Корее, как и во многих других странах, большую часть рынка занимают Google Play Store и Steam, — продолжает Ким Си Ву. — Но там же есть и местные магазины приложений и платформы для ПК (как Rustore или VK Play). Например, Onestore — это корейский магазин приложений для Android, а Stove — это платформа для ПК от Smilegate».
Таким образом, представители участников южнокорейского рынка видеоигр приезжают в Москву на своего рода ярмарку в поисках проектов, которые можно было бы «забрать» к себе на родину, поясняет Ким Си Ву, добавляя, что условия, при которых российские игры могли бы выйти на южнокорейский рынок, а также то, как корейская продукция будет продвигаться в России, и будут предметом обсуждения на форуме.
Проявить участие
Южнокорейский игровой рынок — один из крупнейших, указывают участники рынка. Согласно оценкам Statista, в этом году он достигнет почти $10 млрд, причем аналитики прогнозируют, что он будет расти в среднем ежегодно на 7,95% до 2027 года — тогда он превысит $12 млрд.
Растет и российский рынок: по данным Smart Ranking, совокупная выручка топ-50 крупнейших российских компаний — разработчиков видеоигр по итогам 2023 года увеличилась на 18% и достигла 45,4 млрд рублей. На первом месте Lesta — плюс 60% к выручке, до 19,1 млрд рублей. На втором месте с доходом 10 млрд рублей (+10%) Astrum Entertainment, издатель шутера Atomic Heart и ряда многопользовательских онлайн-игр. Замыкает тройку Innova (Lineage II, Blade & Soul, Ragnarok) с выручкой 2,8 млрд рублей (плюс 47% год к году). Эксперты связывали рост рынка с «уходом крупных иностранных компаний из России в 2022 году», который привел к «появлению ниши, которую постепенно начали занимать отечественные разработчики».
Forbes опросил компании, планирующие участие в форуме, о планах по сотрудничеству с южнокорейскими компаниями.
«Проекты ГК «Леста Игры» (с 2022 года компания оперирует играми «Мир танков», «Мир кораблей» и Tanks Blitz) на текущий момент сфокусированы на территории России и Белоруссии, обращает внимание руководитель московского подразделения ГК «Леста Игры» Гаухар Алдиярова. Но развитие всей индустрии, по ее мнению, невозможно без международного сотрудничества. «Нельзя отказываться от будущего, а большие ААА-онлайн-тайтлы, в разработке которых сильна «Леста» (и от чего мы не думаем отказываться), невозможно окупить на одной территории», — признает она.
«Игры из Южной Кореи — одни из самых популярных в мире, по объему выручки они занимают четвертое место после Китая, США и Японии, согласно данным Data.ai, — обращают внимание в VK. — Мы готовы предложить корейским паблишерам многомиллионную аудиторию, а также возможности биллинга и монетизации как для приложений, так и для игр. Работа с зарубежными разработчиками для нас привычна: за год число приложений от иностранных паблишеров в RuStore выросло в четыре раза». Таким образом, «Яндекс» — не единственный, кто предложит инструменты для монетизации корейских проектов: RuStore и VK Play также обсудят с партнерами размещение на их площадках с активной аудиторией, а также возможность продвигать игры в России и монетизировать их с помощью платежных инструментов VK и RuStore, рассказали Forbes в VK.
«Разработчикам из Южной Кореи интересен наш рынок, а русскоязычные игроки становятся преданными фанатами корейских проектов. Чего стоит только сообщество игроков Lineage 2. Это не случайно: игры от корейских разработчиков отличаются качественной проработкой и вовлекающим геймплеем», — делится наблюдениями старший проект-менеджер Innova Давид Акопян. По его словам, компания уже более 15 лет тесно сотрудничает с корейскими партнерами. В этом году компания договорилась об издании в России и странах СНГ игры Gran Saga со студией NPIXEL. «На форуме мы поделимся опытом этого запуска и обсудим перспективы сотрудничества с новыми партнерами. Наша цель — стать главным связующим звеном между корейской и российской игровыми индустриями, предложив поддержку в локализации и запуске», — заключает Акопян.
«Мы уже один из крупнейших издателей южнокорейских игр в России (ArcheAge, Lost Ark) и активно общаемся с зарубежными партнерами, — сообщили в Astrum Entertainment. — Форум мы рассматриваем как возможность для нетворкинга — обсуждения текущих перспектив сотрудничества игровых индустрий двух стран и знакомства с новыми игроками рынка».
Кроме вопросов бизнеса, стороны, по информации Forbes, затронут темы регулирования и роли государства в игровой индустрии. В этой дискуссии намерена принять участие и директор Центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде. «Ключевой точкой роста международной представленности российских игровых компаний мы считаем развитие совместного производства между странами, — рассказала она Forbes. — У игровой индустрии есть взаимосвязь с IT-отраслью, продукты на стыке информтехнологий и креатива (геймдев, кино, digital art и т. д.) — они могут сформировать сильное предложение для международных рынков. Креативные продукты, созданные в партнерстве с другими странами, обладают более высоким экспортным потенциалом».
Завоевать аудиторию
Корейский игровой бизнес, по данным Newzoo, находится на четвертом месте в мире по объему в денежном выражении, уступая лишь США, Китаю и Японии. Из населения в 51 млн человек к игрокам аналитики относят подавляющее большинство жителей — 33,5 млн человек. Кроме того, там довольно велик процент играющих на ПК и консолях, рассказывает об особенностях этого рынка ведущий продюсер Foxhound Александр Зезюлин. «Именно у российских игр для ПК есть шансы завоевать корейскую аудиторию. Это прозвучит странно, но, на мой взгляд, в бытовых привычках и потреблении корейцы значительно ближе к россиянам, чем другие азиаты», — добавляет он. Но рынок этот высококонкурентный, и как именно продавать на нем, должны рассказывать местные партнеры, считает Зезюлин.
Впрочем, в данный момент вероятнее заход корейских игр в Россию, чем наоборот, полагает один из создателей World of Tanks Вячеслав Макаров. «ПК free-to-play игры (предлагают платить игрокам, не желающим тратить время на развитие навыков персонажа, чтобы получить игровые преимущества более быстрым способом) требуют специфически корейского паблишинга, а не доступа к глобальному рынку через Steam. Однако новых продуктов такого типа на отечественном рынке нет», — рассуждает он. При этом корейские игры уже пытаются зайти на российский рынок: например, о том, что Innova издаст игру Gran Saga разработчика NPIXEL, компания объявила в июне 2024 года. «В условиях обнуления рекламных бюджетов западных компаний и бедности большинства оставшихся российских для корейских разработчиков это [российско-корейское партнерство и продвижение корейских игр в России], безусловно, выгодно», — заключает Макаров.
Кроме того, корейские MMORPG (массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры) исторически популярны в России, рассуждает глава Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Василий Овчинников, добавляя, что в достаточно старые игры вроде Lineage2 и Ragnarok играют в России до сих пор. «Из проектов с российскими корнями вполне успешно вышли на корейский рынок War Thunder и Atomic Heart. Есть несколько небольших корейских издателей, которые активно смотрят проекты из России, иногда берут их на паблишинг на Корею и вообще азиатский рынок. Большинство из них не хочет публичности и не афиширует принадлежность проектов и студии к российской юрисдикции, как и свою работу в России», — говорит он.
«Яндекс» начал действительно активнее заниматься игровым направлением, замечает управляющий партнер инвестфонда Indie Go Start, одним из основателей которого выступает «Ростелеком», Владимир Вареник. Он напоминает, что «Яндекс» в сентябре анонсировал два игровых проекта — Distortion и «Алмазный меч, деревянный меч». «Они явно будут как-то развивать игры. У «Яндекса» уже были неудачные инвестиции в игры раньше, поэтому он игровое направление использовал просто как трафик, — размышляет Вареник. — Но у них есть неплохой стор «Яндекс Игры», где начинающие разработчики могут чуть-чуть зарабатывать. Допускаю, что они решили заняться этим серьезнее и привлечь туда корейские игры. Но тут они вступят в конкуренцию с Innova и Astrum, которые уже давно локализуют корейские игры и выпускают их на VK Play».
Василий Овчинников называет «Яндекс» «практически идеальным партнером» для браузерных игр из Кореи, и не только на территории России: «И каталог игр, и рекламная сеть «Яндекса» хорошо представлены в Азии. При этом тот же RuStore и игровая платформа AG.Ru также были бы заинтересованы в проектах от корейских разработчиков и могут им предложить достаточно хорошие условия».