Агентство Smart Ranking представило 500 самых быстрорастущих IT-компаний
Задачи и методика
Суммарная выручка финального списка из 500 самых быстрорастущих IT-компаний, участвующих в первом таком рейтинге от Smart Ranking, составила 3,4 трлн рублей, говорится в исследовании агентства, с которым ознакомился Forbes. Суммарно участники Smart 500 прибавили в выручке 1,2 трлн рублей за 2023 год, средний рост составил 99,3%.
Для сравнения: по оценкам Минцифры, выручка всех российских IT-компаний в 2023 году составила 5,5 трлн рублей, увеличившись на 43% относительно предыдущего года. Выступая на заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи в марте 2024 года, глава Минцифры Максут Шадаев сообщил, что в сравнении с 2019 годом выручка IТ-компаний выросла в 2,6 раза, чему способствует «эффективная разработка отечественных решений и их реализация».
Согласно методике исследования, в рейтинг отбирались частные российские компании с выручкой не менее 10 млн рублей за 2022 год и ростом в 2023-м не менее 20%, которые существуют не менее двух лет и чья деятельность связана с внедрением цифровых технологий в бизнес-процессы или повседневную жизнь. Чтобы составить список растущих компаний, в Smart Ranking использовали собственные отраслевые исследования, базы данных с финансовой отчетностью, а также принимали заявки от претендентов, удовлетворяющих заявленным условиям. Главный критерий, по которому строился список, основывается на росте выручки компании за 2023 год. При этом используется коэффициент, который нивелирует эффект низкой базы, чтобы сравнение компаний разного размера было более справедливым: рост крупного бизнеса имеет больше «веса».
«Главной целью этого исследования было получить выборку, интересную для всестороннего анализа: для самих предпринимателей (от основателей стартапов до «продактов» в крупных корпорациях), для инвесторов, аналитиков и т.д., — говорит основатель агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова. — Вторая важная задача — изучить отдельные кейсы компаний, чтобы выявить, какие факторы сегодня являются наиболее важными для развития и масштабирования IT-продуктов».
Во весь рост
Что касается распределения по размеру бизнеса, то в рейтинг вошли компании с выручкой от 18,7 млн рублей до 800 млрд рублей. Крупнейшей из быстрорастущих оказалась компания «Яндекс» (23-е место рейтинга). За ней идут маркетплейсы Wildberries и Ozon. Около 70% участников Smart 500 — представители малого и микробизнеса, что отражает объективную картину: небольшим компаниям легче расти и их больше по количеству, замечают в Smart Ranking.
Динамика имеет прямую зависимость от размера компании, однако при этом крупные tech-компании в России продолжают расти достаточно высокими темпами, указывают аналитики. Так, средний рост в сегменте микробизнеса составил 122%, малого бизнеса — 108%, в среднем — 76%, в крупном — 54%.
Лидером по динамике при этом стало направление HRtech (Human Resources Technology — технологии, связанные с трудоустройством и работой сотрудников), что в Smart Ranking связывают среди прочего с непростой ситуацией на рынке труда, заставляющей компании вкладываться в HR-технологии. Так, в конце 2023 года экономисты РАН оценили дефицит кадров в России в 4,8 млн человек, и с тех пор ситуация не улучшилась. На втором месте среди растущих направлений находится Martech (Marketing Technology — маркетинговые технологии), чей рост объясняется проблемой подорожания трафика и закрытием части рекламных площадок, это заставляет компании обращаться к новым эффективным решениям. По итогам рейтинга самым быстрорастущим малым бизнесом оказалась детская онлайн-школа программирования для детей EasyCode, средним бизнесом — платформа для поиска временного персонала Ventra Go!, крупным — платформа для онлайн-школ GetCourse.
По словам Дарьи Рыжковой, изучая компании из списка Smart 500, в Smart Ranking выделяли несколько основных факторов, которые повлияли на рост продаж. В их числе — внедрение новых технологий, меняющее целые отрасли (причем цифровизация влияет на все другие сегменты от Edtech и HR до промышленности и железнодорожных перевозок), а также очевидный тренд на импортозамещение, который создал много возможностей и свободных ниш, перечисляет она.
Адаптивность во главе
К факторам продолжающихся процессов цифровизации и импортозамещения, о которых говорит Рыжкова, а также нехватки людей всех квалификаций во всех сферах, что благотворно влияет на HRtech, эксперт в B2B-маркетинге цифровых продуктов (экс-CMO «Битрикс», Mail.Ru, МШУ «Сколково») Светлана Берегулина добавляет фактор ИИ. «Это трудоемкая технология, и в России, и в мире пока мало качественных решений. Генеративные нейросети со временем будут приходить в нашу повседневную жизнь».
Дефицит квалифицированной рабочей силы в России действительно вызывает повышенный спрос на технологии в сфере подбора, обучения и удержания сотрудников, согласна руководитель направления консалтинга и открытых инноваций «Акселератора ФРИИ» Анастасия Демидова. HRtech, по ее мнению, помогает бизнесу решать эти задачи быстрее и эффективнее, поэтому его рост почти вдвое опережает другие сегменты: «Платформы, обеспечивающие гибкую занятость, автоматизацию подбора и обучения, становятся критически важными элементами бизнес-стратегий».
Рост отраслей в рейтинге Smart 500 напрямую коррелирует с их гибкостью и адаптивностью, продолжает Демидова. «Те отрасли, которые готовы быть гибкими и меняться в соответствии с пользовательским запросом наиболее быстро, находятся на первых строчках рейтинга. Другой важный фактор — это всплески спроса, случившиеся в HRtech (вызван острой нехваткой кадров) и MarTech (уход всех ключевых зарубежных рекламных площадок)», — размышляет она.
«Наблюдаю на протяжении последних двух с половиной лет немало кейсов, как IT-компании с оборотом в несколько сотен миллионов рублей вырастали за год до 1,5–2 млрд рублей», — делится наблюдениями основатель маркетинговой группы Completo и онлайн-академии маркетинга MAED Андрей Гавриков, добавляя, что драйвером роста стал переход на отечественное ПО и технологии. При этом у большинства компаний, по его словам, «все очень грустно с маркетингом». «Они фокусируются чисто на продукте, — обращает внимание он. — Те технологичные бизнесы, которые уделяют внимание также системе маркетинга и продаж, особенно хорошо растут».
В первую очередь сегодня технологический бизнес растет за счет мощного фундамента, подготовленного в прошлые годы, убежден основатель IT-компании Inspector Cloud Александр Беренов: «Особенно это касается финтеха, B2C, IT-сервисов, которые, на мой взгляд, сейчас являются наиболее интересными».