К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Wi-Fi среди ясного неба: спутниковый интернет предложили включить в цену авиабилетов

Фото Javier Cañada / Unsplash
Фото Javier Cañada / Unsplash
Российские операторы спутниковой связи предприняли попытку найти новый источник выручки на домашнем рынке. Его участники предложили Минцифры проработать вопрос обеспечения авиапассажиров обязательным доступом в интернет, включив его в цену авиабилета, узнал Forbes. Это приведет к удорожанию билетов, признают операторы. Но цена интернета для пассажиров российских авиакомпаний, скорее всего, не превысит стоимость аналогичной услуги на иностранных авиалиниях, уверены аналитики

«К сожалению, существа жадные»

Минтранс вместе с заинтересованными министерствами до конца 2024 года должен проработать введение обязательных требований для авиакомпаний по наличию доступа в интернет для пассажиров на борту самолетов, который должен быть включен в цену билета, и представить доклад в правительство. Кроме того, Минпромторгу необходимо предусмотреть обязательное оснащение оборудованием спутниковой связи самолетов на стадии их создания. Об этом говорится в проекте поручений первого вице-премьера — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко, рассказал собеседник Forbes, близкий к одному из министерств. По его словам, проект сформулирован по итогам цифрового форума «Космос для людей», с учетом предложений экспертов ФГУП «Космическая связь», компании «Бюро 1440» (входит в «ИКС Холдинг»), других компаний и госструктур. Форум прошел 19-20 сентября в Специальной астрофизической обсерватории РАН в поселке Нижний Архыз КЧР.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Среди вопросов, которые рассматривали в рамках форума эксперты трека «Связь и ШПД в транспортных проектах и удаленных территориях», была тема расширения количества потребителей спутниковой связи. Об этом рассказал модератор экспертной группы, гендиректор ФГУП «Космическая связь» Алексей Волин, выступая на заседании 20 сентября, в котором также участвовал замглавы Минцифры Андрей Заренин. «В этой связи была высказана рекомендация к тому, чтобы ввести нормативное требование, чтобы на бортах воздушных судов, морских и речных судов, а также поездов в обязательном порядке присутствовал интернет и стоимость этого интернета была включена в цену билета, — заявил Волин. — Практика показывает, что люди, к сожалению, существа жадные. И, оказавшись пассажиром поезда или самолета, никто за интернет дополнительно платить не готов».

Цена интернета в полете должна зависеть от трафика и дальности перелета, пояснил Волин Forbes: «Мы думаем, что это будут проценты в цене билета». К примеру, в авиабилете из Москвы во Владивосток, стоимостью 30 000 рублей, цена интернета составила бы 5%, или 1500 рублей, подсчитал он.

 

Первым делом самолеты

Авиапассажирам в России услуга интернета на борту предлагалась с 2010 года. Помимо «Аэрофлота», услуги связи пассажирам во время полета среди российских авиакомпаний также предоставляли «Трансаэро» и Utair, сотрудничавшие со спутниковыми операторами. 

В 2018 году «Аэрофлот» заключил контракт, по которому безлимитный интернет по Wi-Fi был предложен пассажирам за 1000 рублей за полет. В 2021 году «Аэрофлот» заключил соглашение с американской Panasonic Avionics по внедрению бортовой информационно-развлекательной и связной системы (IFEC) на самолетах Boeing 777-300ER. Система в том числе включала спутниковый интернет. Такая же система ранее была установлена на самолеты «Аэрофлота» Airbus A350-900. 

 

Но в 2022 году после введения санкций платный доступ в интернет на бортах «Аэрофлота» был отключен. Представители Panasonic Avionics, которая предоставляла услуги спутниковой связи для части воздушных судов, отключили наземное оборудование на территории страны, после чего физически уничтожили находящееся в арендованном центре обработки данных оборудование, рассказал гендиректор АО «Амтел-Связь» Александр Аносов. В Panasonic Avionics не ответили на запрос.

Сейчас «Аэрофлот» предлагает пассажирам подключиться к бортовой системе развлечений по Wi-FI, но без доступа к интернету.

«Почему сегодня «Аэрофлот» летает без интернета на борту? Они работали через иностранные спутники. Оборудование, которое было на самолетах, на «Аэробусах» и «Боингах», ориентировалось на иностранный космический аппарат. Те отключили, перестали оказывать услугу, а поменять оборудование, не получив разрешение иностранного производителя, невозможно, иностранный производитель никаких разрешений не даст», — объясняет Волин. По его словам, сейчас удачный момент для принятия решения по внедрению отечественного оборудования для обеспечения интернета на самолетах. «У нас будет в ближайшие годы меняться парк самолетов, начинается производство отечественных бортов. И если сейчас не предусмотреть на стадии производства наличие приемного оборудования сертифицированного, которое позволит [подключить интернет к] самолету, то потом его установить будет невозможно», — полагает Алексей Волин.

 

Подключение транспорта к интернету заложено в бизнес-модели оператора «Бюро 1440», который планирует развернуть группировку спутников в ближайшие годы, рассказал собеседник, знакомый с планами компании. По его словам, интерес к сотрудничеству с ней проявили «Аэрофлот», РЖД и судовладельцы, с которыми уже около года обсуждается подключение к спутниковому интернету. Собеседник Forbes отметил, что РЖД как монополисту с регулируемыми тарифами удобнее продавать интернет как дополнительный сервис. А с «Аэрофлотом» тема оплаты интернета — включать ли его в билет либо предлагать за отдельную плату — не обсуждалась, указал источник Forbes.

В «Бюро 1440», так же как и в «Газпром космические системы» (развивает систему спутниковой связи и вещания «Ямал»), на запрос не ответили.

В дальних странствиях

В авиакомпаниях «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Россия», «Победа», Utair на запрос Forbes не ответили. Им было бы интересно вновь предлагать интернет для пассажиров, полагает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Это стало бы значительным улучшением качества сервиса в полетах протяженностью несколько часов, тогда как на судах малой авиации с умеренной продолжительностью полета целесообразность затрат на обеспечение этой услуги не очевидна, рассуждает эксперт.  

Технически это возможно, продолжает Пантелеев, при условии наличия собственной орбитальной группировки, которая может обеспечить беспрерывное получение сигнала. «Самые серьезные вопросы связаны с доработкой конструкции самолетов и проведением сопутствующего полного цикла испытаний», — отметил эксперт.

Привлекательной для авиакомпаний могла бы стать модель с бесплатным приемом и передачей данных на борт воздушного судна — в этом случае авиакомпании, вероятно, смогли бы оплатить установку оборудования на приобретаемые самолеты нового производства, рассуждает Пантелеев. «Платить большие деньги за приобретение трафика авиакомпании, мягко говоря, неинтересно, — отмечает эксперт. — В том случае, если все-таки будет принято решение об «обязаловке», в том числе с предоставлением доступа в интернет и включением его в стоимость билета, то, скорее всего, это будет минимальный пакет, не позволяющий комфортно пользоваться услугой. Либо это будет актуально для, например, пассажиров бизнес-класса и других привилегированных групп пассажиров».

 

Если интернет принудительно включать в билет, это будет навязанной услугой, полагает руководитель Content Review Сергей Половников. Скорее всего, интернет в полете будет дополнительным сервисом, цена на который будет ниже, чем за рубежом, где она стоит $50-60, считает он.

Сохранение интереса

Мобильные операторы, которые раньше также оказывали услуги связи на самолетах, сохраняют интерес к этой сфере. По словам представителя МТС, сейчас оператор не оказывает услуги мобильной связи во время полета в самолетах на своей сети, однако связь может быть доступна в роуминге на борту некоторых авиаперевозчиков за рубежом. «Это направление является перспективным для авиакомпаний, производителей оборудования и операторов связи», — сообщили в МТС.

Представитель оператора T2 (прежде работал под брендом Tele2) рассказала, что партнером компании по оказанию услуги на борту является иностранная компания, сотрудничество с которой прекращается. «Мы рассчитываем на появление отечественных поставщиков подобных услуг, которые позволят перезапустить сервис. Что касается сотрудничества со спутниковыми операторами, технически решение возможно, но из-за дороговизны аренды спутникового канала окупаемость услуги вызывает вопросы», — сообщила представитель T2. «Мы внимательно изучаем возможности развития услуги доступа в интернет на борту самолетов и будем готовы рассмотреть различные варианты сотрудничества в этом направлении», — заявил представитель «Вымпелкома» (бренд билайн). В «Мегафоне» отказались от комментариев.

Как сообщила Forbes представитель РЖД, холдинг стремится к большему охвату интернетом железнодорожных линий, чтобы пассажиры могли им беспрепятственно пользоваться в поездах. «Например, для высокоскоростного сообщения готовим соответствующую беспроводную инфраструктуру связи — на базе технологии Radio-Ethernet, — которая позволит предоставлять пассажирам в пути доступ в интернет со скоростью 250 Мбит/с, — рассказали в РЖД. — Сегодня реализация проекта рассматривается только на участке Москва — Санкт-Петербург Октябрьской железной дороги протяженностью 650 км. На первом этапе она будет протестирована на электропоездах «Сапсан». При успешной реализации проекта в будущем будут прорабатываться и другие востребованные маршруты». Для реализации этого проекта РЖД необходимо построить волоконно-оптическую линию связи и разместить оборудование вдоль железнодорожных путей на уровне высоты подвижного состава. По словам представителя компании, сейчас РЖД рассчитывает экономическую модель проекта с учетом минимальной стоимости услуги для пассажира. «Например, чтобы она была сопоставима с заказом чая или кофе», — уточнила представитель монополии.

 

Как заявила Forbes заместитель генерального директора по туризму «Мостурфлота» Светлана Гончарова, на теплоходах этой компании интернет предоставляется бесплатно, через вышки мобильных операторов связи. «Сегодня не можем предоставить качественную связь и бесперебойный доступ к Сети», — указала она. При этом компания, по ее словам, готова рассмотреть предложение компании «Бюро 1440» с интернетом через низкоорбитальные спутники. «Нам эта тема интересна, но будем смотреть на цены. Круизный бизнес не относится к высокорентабельному, поэтому любая существенная дополнительная нагрузка на расходы является значимой», — добавила Гончарова.

Представители Минтранса и Минцифры отказались от комментариев. В Федеральной антимонопольной службе сообщили, что не получали предложений. Представители Минпромторга и Дмитрия Григоренко не ответили на запрос Forbes.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+