К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Не телефонный разговор: зачем россияне закупаются зарубежными сим-картами

Фото Opal Pierce / Unsplash
Фото Opal Pierce / Unsplash
В России растут продажи электронных сим-карт (eSIM) зарубежных операторов связи. Чаще всего на таких симках установлен минимальный пакет интернета, а применяются они для регистрации на зарубежных интернет-сервисах (например, TikTok или ChatGPT) или получения иностранных банковских карт. Как признают представители маркетплейсов, рост продаж за последний год таких сим-карт кратный

«Обращений очень много»

В России растут продажи сим-карт зарубежных операторов связи, которые используются для выхода в интернет, в том числе электронных (eSIM). Продажи электронных eSIM-карт для доступа в интернет за границей выросли в январе — августе этого года на 770%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, рассказали в пресс-службе объединенной компании Wildberries и Russ: «В том числе пользуются спросом решения в формате цифрового ключа, которые представлены на Wildberries». Цифровой ключ — код активации софта, который можно получить сразу на почту.

В Ozon сообщили, что продажи сим-карт для использования интернета за границей за лето выросли более чем в 12 раз в штучном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 90% из них — это eSIM. «Такая динамика роста во многом связана с эффектом низкой базы», — пояснили в компании. В «Яндекс Маркете» отказались от комментариев.

Генеральный директор сервиса eSIM для путешествий Telwel Сергей Ставропольцев подтверждает высокий спрос на сим-карты зарубежных операторов с минимальным пакетом интернета, но с номером, чтобы была возможность получать СМС-сообщения. «Обращений очень много, как от физических лиц напрямую, так и от В2В-партнеров. Но эту услугу мы не оказываем, — отметил он. — Большинство наших карт только для интернета, для этого номер не нужен. А если номер есть, то работает он только в той стране, для которой приобретается пакет услуг. После окончания действия пакета номер за пользователем не сохраняется».

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Многолетний бизнес

С начала года в России было продано 5,3 млн смартфонов с поддержкой eSIM, из них 67,6% приходится на устройства Apple, еще 23,9% на телефоны Samsung, свидетельствуют данные «Марвел-Дистрибуции». Небольшие продажи устройств с eSIM есть у брендов Honor (3%), Redmi (1,7%), Xiaomi (1,5%), Google (1,4%) и Huawei (0,7%).

Многие вендоры поддерживают eSIM в своих аппаратах, например Apple и Samsung (не во всех моделях), но это не относится к китайским производителям, размышляет аналитик и автор Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. По его словам, зарубежные профили в eSIM удобны для регистрации в иностранных мессенджерах и соцсетях, а также в облачных сервисах. «Они позволяют иметь доступ к счету в зарубежном банке, например», — говорит он. При этом каких-либо ограничений в праве российских граждан на подключение к зарубежным операторам сотовой связи нет, указывает Бойко.

 

Главное предназначение сим-карт зарубежных операторов — это получение смс-кодов двухфакторной авторизации для регистрации в различных популярных сервисах: например, TikTok или ChatGPT, считает аналитик TelecomDaily Илья Шатилин. Многие иностранные сервисы не отправляют СМС-сообщения на российские номера или отправляют, но те не доходят, добавляет он.

Бизнес по продаже иностранных сим-карт в России существует не менее двух десятков лет, обращает внимание партнер Comnews Research Леонид Коник: в прошлом их продавали как «туристические» сим-карты — для экономии на звонках и мобильном интернете при нахождении за границей. «Но количество потребителей такого сервиса всегда было невелико из-за его ущербности: звонящий на такой номер (чаще всего они были эстонскими) из России платил большие деньги за международную связь. Да и зарубежный номер было трудно дать каждому, кто может позвонить», — пояснил он.

Ситуация изменилась весной 2022 года, когда из России ушли платежные системы Visa и Mastercard, продолжает Коник: «Те россияне, которые продолжали путешествовать за рубеж или делать покупки в иностранных интернет-магазинах, вынужденно стали открывать банковские карты в странах СНГ. При этом банки в СНГ — от Белоруссии до Казахстана — требуют наличия местной сим-карты для отправки кодов подтверждения операций и иной информации». Активных «симок» зарубежных сотовых операторов на российском рынке явно больше 1 млн, уверен Коник. «По данным погранслужбы Федеральной службы безопасности, за 2023 год россияне совершили 27,065 млн поездок за рубеж. Даже если уникальных граждан в 10 раз меньше, каждый из которых совершил в среднем по 10 поездок за год, 1 млн сим-карт с лихвой укладывается в эту статистику», — делает вывод эксперт.

 

Мимо регуляторов

По словам Леонида Коника, раньше сим-карты могли быть только «физическими», и торговцы были вынуждены завозить их в Россию. eSIM продается удаленно, создавая для торговцев возможность экономии денег и времени на логистике. «В силу незначительных до недавних пор масштабов российские регуляторы не замечали проблемы продажи иностранных сим-карт в стране, поэтому в этом бизнесе нет ничего нелегального», — заключил он. В Роскомнадзоре на вопрос Forbes о том, регулируется ли продажа и использование зарубежных сим-карт в России, не ответили.

«Главная проблема для покупателя в том, что eSIM может не заработать, например, если он ее неправильно настроит. Как правило, второй раз QR-код уже недействителен, и тут уже возникает вопрос сервиса продавца — будет он что-то делать или отправит подальше», — говорит Илья Шатилин. С точки зрения закона продавать в России сим-карты иностранных операторов не запрещено, при этом они находятся в юрисдикции иностранных государств, и требования по авторизации могут быть менее жесткими, чем в России. «Поэтому такие симки могут приобретаться и для преступных целей», — заключает аналитик.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+