«Тиндер» для предпринимателей: Т-Банк запустит сообщество для поиска бизнес-партнеров
Набор инструментов
Т-Бизнес (входит в Т-Банк, бывший Тинькофф Банк) запускает бесплатное сообщество для российских предпринимателей на базе Telegram, которое предоставит им доступ к аудитории более чем из 75 000 пользователей, рассказали Forbes в компании. «Т-Бизнес Комьюнити» объединит в себе три главных составляющих: бизнес-нетворкинг для поиска партнеров, платформу мероприятий (как специализированных и отраслевых, так и для обсуждения общерыночных процессов), а также закрытые чаты для разных сфер бизнеса для обмена знаниями и опытом.
Чтобы каждый участник мог установить новые деловые контакты, в сообществе созданы два направления. Первое — «Бизнес-связи», сервис для нетворкинга предпринимателей. Он доступен всем участникам сообщества и работает в привычном формате приложений для знакомств: можно просматривать профили других участников, выбирать контакты по интересам и ставить лайки понравившимся анкетам. «В случае взаимного интереса случится мэтч и появится доступ к общению, благодаря которому есть возможность обменяться предпринимательским опытом и завести новых друзей, партнеров и единомышленников», — поясняют в Т-Бизнесе. Второе — бот для поиска деловых контактов, своеобразная записная книжка, которая позволяет найти нужных партнеров по городу, сфере и должности других участников. С помощью фильтров предприниматель может сузить круг поиска собеседников.
Для ищущих дополнительное развитие и возможности для роста бизнеса «Комьюнити» предложит несколько форматов онлайн-мероприятий. В их числе находятся онлайн-встречи с известными бизнесменами, открытые дискуссии предпринимателей в прямом эфире, так называемый мастермайнд (групповой формат работы, где участники обмениваются идеями, помогают друг другу решать проблемные кейсы), а также разбор проектов предпринимателей приглашенным экспертом.
Наконец, закрытые чаты по интересам и сферам бизнеса. Сейчас они разделены на несколько сфер — старт бизнеса, общепит и маркетплейсы, но в будущем будут дополняться, говорят в компании. Для чатов разработана система форматов и активностей: эфиры с экспертами банка и известными предпринимателями для получения рекомендаций по бизнесу, бот, который в случайном порядке назначает встречи один на один для знакомства с резидентами и их бизнесами, возможность получить консультации от экспертов Т-Бизнеса прямо в чате.
Возможности и преимущества
Forbes опросил экспертов и предпринимателей, какую пользу и риски для себя и самого сообщества они видят в новом средстве коммуникации. Все они сходятся во мнении, что потребности познакомиться, обменяться опытом, прорекламировать себя и найти партнеров есть у большинства предпринимателей, и потому «Комьюнити» видится им востребованным сервисом. «В последние годы растет число предпринимателей, людям хочется знакомиться и узнавать про чужой опыт», — рассуждает инвестор и предприниматель Иван Лебедев. Отчасти из-за этого, продолжает он, настолько востребованными стали коучи, наставники, личное сопровождение.
«Бизнес-тиндер — идея хорошая и неновая, есть стартапы в России и локальные бизнес-сообщества, которые выполняют эту функцию. Основной плюс от Т-Банка — в масштабе, создатели заявляют о более чем 75 000 предпринимателей в комьюнити», — говорит основатель «Ў Communications» Алиса Абушкевич. Однако пока не очень понятно, насколько качественной будет аудитория и не будет ли это «микробизнес для микробизнеса», полагает она.
«В надежде получить ценные знания и полезные контакты люди готовы оплачивать дорогостоящие подписки и членские взносы. Все это подтверждает наличие очень высокого спроса на такое посредничество, — считает основатель образовательной платформы по созданию видеоконтента Moshka Константин Кутуев. — Я около года пытался найти бизнес-партнера в свой проект на всех возможных площадках, но оказалось, что они в основном представляют собой воронку продаж чьих-то услуг или формат «стартаперы выступают перед стартаперами».
«В России после блокировки LinkedIn в 2016 году появилось не так много хороших аналогов платформы для нетворкинга, поэтому я всегда с интересом смотрю на подобные инициативы, — говорит Артем Русов, QA-специалист, создатель курсов на платформах Udemy и Stepik. — Почему я вспоминаю Linkedin? По данным NapoleonCat, 7,5 млн пользователей продолжают использовать эту соцсеть, а общее количество пользователей по всему миру составляет более 900 млн из 200 стран. Это демонстрирует высокий спрос на платформы для профессионального общения». Русов указывает также на барьеры для развития малого и среднего бизнеса, поэтому «Т-Бизнес Комьюнити» имеет, по его мнению, высокий потенциал.
Часто финансовые организации создают клубы, бесплатные обучения и другие полезности для предпринимателей, чтобы продавать им свои продукты, указывает сооснователь и коммерческий директор «АйдоЛаб» Артем Ступак. Успех сообщества, по его мнению, будет зависеть от того, насколько банк сможет соблюсти баланс пользы для предпринимателей и продажи или даже навязывания своих услуг.
В подобных продуктах очень важен отбор участников, организованный либо в виде рейтинга, либо на уровне фильтров по людям, которые могут тебе написать, обращает внимание Лебедев. «Начинающие предприниматели и уже состоявшиеся члены «высшей лиги» мыслят по-разному, и вторые быстро устают от внимания новичков. А поскольку сообщества складываются в основном вокруг опытных людей, важно обеспечить им комфортные условия, — рассуждает он. — Возможно, отчасти эту задачу решит механика свайпов, как в приложении для знакомств».
Риски и подводные камни
Есть у предпринимателей и опасения, что заявленные возможности могут быть реализованы не идеально. «Тогда даже отличная идея окажется обречена», — полагает глава «Этажи Индонезия» и основатель Global Investment Property Ольга Горхиян. В сообществе, по ее мнению, наверняка будет множество предпринимателей разного уровня. «В такой ситуации важно соблюдать баланс равных, но разных: находиться в одном пространстве с близкими по уровню людьми, но при этом делиться опытом с теми, кто в этом нуждается, и набираться знаний у более опытных», — считает Горхиян.
Риск проекта Константин Кутуев видит в том, что продукт Т-Банка превратится «в очередной хаотичный суперчат в Telegram, который сравнится по вовлеченности и уровню пользы с другими чатами и каналами бизнес-блогеров». Кроме того, объясняет Артем Ступак, продукт может не «полететь» из-за «холивара» («диалоги по разным темам превратятся просто в бесконечное и бестолковое общение ни о чем, и участники сами начнут уходить из сервиса»), бесконечных продаж («порой предприниматели начинают косвенно или откровенно продавать свои услуги, надеясь получить новых клиентов и полагая, что в одном месте собралась их целевая аудитория»). «Важно детально продумать механизм взаимодействия предпринимателей, чтобы они не утонули в бесполезном контенте и бесконечных обсуждениях, а получили реальную пользу в виде нового партнерства в бизнесе или уникальные полезные знания», — размышляет Ступак.
В сообществах предпринимателей существует правило «не продавай» или «жди входящего запроса», согласна сооснователь PR-студии для предпринимателей Scout Дарья Рыдкина. «Поэтому модерация чатов должна быть на высоком уровне, чтобы чат не превратился в мусорный, ярмарку тщеславия или доску объявлений. Этот риск достаточно высокий практически в каждом сообществе», — говорит она.
С точки зрения бизнес-модели мы имеем дело с цифровой платформой, которая выступает посредником между несколькими сторонами и зарабатывает на их взаимодействии, обращает внимание создатель фонда поддержки стартапов и технологических бизнесов «Спутник» Максим Пудалов. «Самая важная черта такого продукта — алгоритм мэтча пользователей. Продукт не полетит, если с этим механизмом что-нибудь пойдет не так, — говорит он. — Например, если пользователям будут валиться не самые релевантные запросы, люди будут долго ждать или не получать отклика даже на потенциально интересные сообщения, платформу заполонят спамеры». Проблемы этого технического уровня продукт в какой-то степени уже решает, но пока не ясно, как создатели решат более сложный вопрос совпадений интересов, рассуждает Пудалов, ведь довольно редко предпринимателям разных уровней действительно есть, что предложить друг другу. «Иначе говоря, знакомство между мной и, допустим, Алишером Усмановым, может, и состоится, но ни к чему не приведет и на ключевой метрике сделок и их объемов не скажется», — заключает он.
Одним из главных рисков является то, что пользователи могут не найти реальной ценности в платформе, если она не сможет предложить уникальные или действительно полезные функции, продолжает Артем Русов: «При этом очень важно обеспечить доступность сервиса для большинства пользователей. Например, платформа «Сетка» от hh.ru, которая только недавно появилась на рынке, однако еще не обзавелась отдельным веб-приложением, доступна только на мобильных телефонах и ограничена регистрацией по телефону только из нескольких стран, что затрудняет доступ к платформе для большой аудитории и обеспечивает низкий уровень взаимодействия для участников».
По всей платформе
Выбор Telegram в качестве платформы эксперты в целом приветствуют, указывая на то, что мессенджер подходит под поставленные задачи и делать отдельную платформу для этого нет необходимости. Для создания сообществ используют разные платформы и мессенджеры, например Discord и Slack, WhatsApp, «ВКонтакте», рассуждает эксперт по комьюнити-менеджменту, сооснователь Ассоциации русскоязычных комьюнити-менеджеров Ася Репрева. «Но что-то не работает в России, непривычно у определенной целевой аудитории, что-то менее безопасно, чем Telegram. Для русскоязычной аудитории, которая строит не глобальный бизнес, это самая удобная и привычная платформа», — говорит она.
Широкая популярность делает его хорошим кандидатом для создания делового сообщества, пользователи уже знакомы с интерфейсом и функциональностью платформы, замечает Русов. Так, по данным Mediascope за март-май 2024 года, среднемесячный охват Telegram в России составляет 85,3 млн человек, это 70% населения.
Основатель онлайн-школы по маркетингу в соцсетях Камила Шевченко называет Telegram «самой комфортной площадкой для массового общения»: «Все структурируется и систематизируется по темам и интересам. Все участники будто друг у друга в телефонной книжке, на расстоянии вытянутой руки». При этом, по ее словам, ни одну общественную площадку сегодня нельзя считать «стабильной на 100%».
Telegram, как и любая другая централизованная платформа, подвержен рискам блокировок и ограничениям со стороны государственных органов, согласен Русов: «Это особенно важно учитывать в условиях, когда Telegram уже блокировали в России в прошлом. Одно дело, когда компания сама разрабатывает сервис, другое — когда полагается на чужой».