К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Деньги за идею: как и зачем технологические компании выходят на pre-IPO

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Механизм размещения акций на внебиржевом рынке, быстро набирающий популярность среди инвесторов, стал для компаний альтернативой классическому банковскому кредитованию. О том, сколько им удается «поднимать» таким способом, рассказывает Павел Буров, управляющий партнер компании BITL Finance

Механизм pre-IPO — размещения акций компании до ее выхода на биржу — становится трендом. Если за весь 2021 год, первый после принятия профильных законов, объем сделок на этом рынке составил менее 300 млн рублей, то в 2023 году он почти достиг 5 млрд рублей. Небольшим непубличным компаниям с потенциалом взрывного роста pre-IPO позволяет привлечь в среднем от 200 млн рублей до 1 млрд рублей в бизнес, а инвесторам в перспективе двух-трех лет получить кратную прибыль в размере 200-300%. В ожидании бума таких размещений открываются и новые площадки: свою платформу MOEX START для привлечения инвестиций на ранних стадиях бизнеса в июле 2024 года запустила даже Московская биржа. 

Игроки приходят на этот рынок в ожидании больших денег, и пока их ожидания не напрасны. В первой половине 2024 года рекорд поставила сеть аренды пауэрбанков «Бери заряд», которая всего за три дня аккумулировала с помощью pre-IPO 750 млн рублей. На тот момент это был беспрецедентный в России результат как по сумме, так и по срокам получения финансирования. Спустя пару месяцев, в конце июля 2024 года, сервис по поиску и продаже недвижимости «Самолет Плюс» взял новую высоту и привлек на инвестиционной платформе Zorko 825 млн рублей. А теперь ожидания связаны с планами по привлечению 1,5 млрд рублей частной российской аэрокосмической компанией SR Space, которую сравнивают со Starlink. Это будет первая pre-IPO сделка на новой платформе Мосбиржи. Всего в этом году может быть проведено 10-12 сделок на 3-5 млрд рублей.

Инвестиции на вырост

Драйвером развития pre-IPO во многом стали амбиции частных инвесторов. После февраля 2022 года российский капитал оказался замкнут внутри страны, и инвесторы бросились на поиски новых идей. Надо сказать, им нашлось из чего выбирать: на фоне процесса импортозамещения на рынке стали появляться перспективные высокотехнологичные компании. Для проектов предразмещение стало своеобразной прелюдией к выходу на биржу и даже оригинальным способом повысить узнаваемость своего бренда. Но прежде всего, конечно, альтернативной возможностью получить ресурсы на развитие в условиях дорогих кредитов, длинного и сложного процесса их предоставления и жесткого контроля за целевым использованием.

 

Запросы инвесторов к финансовым показателям проектов на внебиржевом этапе действительно мягче банковских протоколов. Приоритетным условием для них является ожидание кратного роста в ближайшие несколько лет всех основных финансовых показателей. И это особенно хороший шанс для технологических проектов. Например, разработчик IT-продуктов на базе нейротехнологий Neiry в ходе очередного раунда финансирования в июне 2024 года смог привлечь 300 млн рублей при чистом убытке в 35,5 млн рублей за 2022 год, и 31,6 млн рублей за 2023-й (правда, в том же году его выручка превысила 128 млн рублей). Участие в финансировании приняли группа частных инвесторов и венчурный фонд «Восход», поверившие в рыночные перспективы передачи информации между мозгом и компьютером с использованием электроэнцефалограммы.

Также показательны ориентиры управляющих, которые в конце мая 2024 года запустили собственный pre-IPO фонд на 4 млрд рублей. Проект был создан фондом «Восход», Альфа-банком, УК «Альфа-капитал», банком «Тинькофф» (ныне Т-Банк) и ООО «Тинькофф капитал». Партнеры намерены инвестировать в технологические проекты, подтвердившие свою эффективность и планирующие выход на публичный рынок через два-четыре года. Средний объем вложений в одну компанию они обозначили на уровне 400 млн рублей, доля участия ожидается на уровне 5-10% акционерного капитала, выход — на этапе IPO. 

 

Эти цифры показывают, на что в среднем могут рассчитывать компании, выходя на pre-IPO. Главное для них — продемонстрировать перспективу кратного роста, а разглядеть многообещающий проект — уже работа аналитиков.

Финансирование продукта, а не команды

Главным объектом финансирования на pre-IPO, как и в случае с любым венчуром, остается продукт. А точнее — ожидание, что его полезность, о которой сейчас знает лишь узкий круг, в перспективе станет очевидна многим. Крупные институциональные игроки вкладываются в идею, а не в команду менеджеров, которая может уйти в любой момент. Инвесторы финансируют объект интеллектуальной собственности. И компаниям нужно презентовать именно эти аспекты бизнеса.

Примером успешного привлечения инвестиций благодаря полезной идее стало предразмещение компании Hyper, специализирующейся на развитии электродвижения в России. Осуществив pre-IPO на инвестиционной платформе Zorko, она за 48 дней смогла привлечь 127 млн рублей от 800 частных инвесторов. А общий объем финансирования в рамках раунда составил 350 млн рублей при поддержке основателей и стратегических инвесторов. Полученные средства компания направила на расширение сети зарядных станций и доработку IT-платформы Hyper Charge Management System. 

 

Ожидание, что «польза станет очевидной многим», кстати, оправдалось довольно быстро. Работа компании уже скорректировала структуру регионального транспорта. Так, Нижегородская область, с которой Hyper начал свое развитие, стала лидером по использованию электрокаров в сегменте такси (здесь их 385), оставив позади Санкт-Петербург (151 машина) и столичный регион (около 120), отмечается в докладе Международного евразийского форума такси.

Инвестиционный потенциал можно разглядеть в технологических проектах из самых разных индустрий. Хорошими примерами могут служить выходы на pre-IPO финтех-сервиса CarMoney, зарегистрированного как микрофинансовая организация, и сервиса аналитики и продвижения на маркетплейсах «Анабар». Планы привлечения через pre-IPO 1 млрд рублей анонсировал даже маркетплейс по продаже нефтепродуктов Open Oil Market. Хотя проект позиционируется как финтех, на рынок он был выведен компанией «Орг-Маркет», бизнес которой — торговля нефтепродуктами, принесшая ей более 4 млрд рублей в 2023 году. На классическом рынке у нефтетрейдера с такими показателями шансов нет, в него никто не будет вкладываться. Но история с нефтяным маркетплейсом — совсем другое дело, пусть даже в доле выручки компании он занимает всего 1%. Перспективы проекта разглядел «Сбер»: в партнерстве с банком сырьевой маркетплейс интегрировал сервис «Бизнес-покупка в рассрочку», который позволяет юрлицам приобретать нефтепродукты и нефтехимию, оплачивая их не сразу.

Не только частный интерес

Активность компаний и рост спроса со стороны частных инвесторов, а также появление технологичных платформ для финансирования сделок pre-IPO заложили отличный фундамент для развития венчурного рынка. За год число квалифицированных инвесторов выросло на 27%, до 660 000 человек, а их активы на брокерских счетах — на 48% (до 7 трлн рублей). 

Однако даже несмотря на десятикратный рост инвестиций по итогам прошлого года, российский венчур все еще катастрофически недофинансирован. По данным OECD, к началу 2024 года объем венчурных инвестиций в России был в пять раз меньше, чем в Польше, в 50 — чем в Германии, и в 500 раз скромнее в сравнении с Израилем. В проекты венчурных и прямых инвестиций в России вовлечены всего 5 из 60 компаний, предоставляющих финансовые или инвестиционные услуги физлицам, а потенциал частных инвестиций раскрыт всего на 2% от возможного.

Государство осознает проблему и старается поддерживать технологические стартапы. Для инвесторов уже действуют три компенсационные программы. Программа Московского инновационного кластера ориентирована на возмещение инвестиций бизнес-ангелам московского венчура. Воспользоваться компенсацией могут физлица, вложившие в проекты из Реестра стартапов Москвы не менее 500 000 рублей за год до дня подачи заявки. Вернуть они смогут 50% своих вложений, максимальная сумма возмещения составит 10 млн рублей за одного участника кластера. 

 

Вторая программа нацелена на поддержку резидентов «Сколково» и также позволяет инвесторам вернуть 50% вложений в проекты кластера, если их размер превысил 1 млн рублей. Здесь максимальная сумма компенсации составляет 20 млн рублей, но не более 100% суммы НДФЛ за три предшествующих заявке года. Почти аналогичные условия действуют и по программе поддержки университетских стартапов, с той только разницей, что объектом финансирования может выступить проект, не имеющий статуса резидента «Сколково», а нижний порог для инвестиций составляет 500 000 рублей.   

Проекты охотно говорят про эти возможности, занимаясь привлечением финансирования. На компенсацию обращает внимание уже упомянутый Open Oil Market, имеющий статус университетского стартапа. Механизм доступен и для 59 человек, вложивших 110 млн рублей в биотех-компанию «Развитие Биотехнологий» («дочка» ПАО «Институт стволовых клеток человека»). Всего же проект, разрабатывающий различные вакцины, самостоятельно смог привлечь 251 млн рублей, а акционерами компании стали 860 инвесторов.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+