ОСГОП-стоп: ждет ли отрасль такси коллапс из-за новых требований по страхованию
Новые требования
Согласно закону №278, с 1 сентября 2024 года таксисты обязаны страховать свою ответственность за возможное причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров, как это делают сегодня остальные перевозчики (кроме метрополитена). Сейчас деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не подпадает под действие этого закона. Это означает, что перевозчик такси несет ответственность только в рамках договора (ОСАГО), а максимальная компенсация при гибели человека в ДТП по вине перевозчика составляет 500 000 рублей.
Введение для такси ОСГОП «повышает финансовую защищенность пассажиров», считают в ЦБ: выплата за причинение вреда здоровью при перевозке будет начисляться в пределах лимита в 2 млн рублей. Стоимость полиса ОСГОП для такси, рассчитанная по установленному Банком России тарифу, составит от 1300 до 5400 рублей в год в зависимости от индивидуальных рисков перевозчика, сообщал регулятор.
Коллапса не будет
20 августа «Известия» со ссылкой на письмо Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» к премьер-министру Михаилу Мишустину сообщили, что страховка сегодня есть только у 25% таксистов, а оставшиеся 75% якобы к нововведениям не готовы. В «Яндекс Такси» ситуацию не склонны драматизировать: с 1 сентября у таксистов будет 60 дней для того, чтобы купить полис ОСГОП и уведомить об этом госорганы, поэтому резкого оттока водителей в компании не ожидают. «Мы не видим причин, что 1 сентября в отрасли легкового такси будет коллапс. Те перевозчики, которые уже имеют разрешение на осуществление деятельности по перевозке легкового такси, должны предъявить документы о страховании гражданской ответственности в региональный контролирующий орган до конца октября», — подтверждает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, добавляя, что отключение от заявок пассажиров службами заказа такси за отсутствие полиса ОСГОП не предусмотрено.
«У нас любят обещать коллапсы с понедельника, — рассуждает глава центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. — Проблемы с ОСГОП в такси огромные. Но это не означает, что «всем кранты». Так, если вспоминать об ОСАГО в такси, из официальных перевозчиков застрахованы 40%, и ничего, все живут как-то».
«Насколько нам известно, страховые пока не начали продавать полисы ОСГОП для такси. По нашим данным, начнут их предлагать с 1 сентября — мы разместим предложения страховых компаний в наших приложениях для водителей и партнеров, — указывают в «Яндекс Такси». Мы стремимся к тому, чтобы все обязательное страхование было доступно водителю онлайн и покрывало реальное время работы. Недавно таксисты получили возможность покупать краткосрочные полисы ОСАГО, действительные только в дни выхода на линию, а не на год. Приобрести полис можно прямо в мобильном приложении, которое используется для работы с заказами такси. Мы готовы разрабатывать аналогичное решение для ОСГОП, если позволит регулирование».
Но цены вырастут еще больше
У профессионального сообщества такси есть вопросы к методике расчета стоимости полиса ОСГОП — некоторые страховые компании уже сообщили, что полис будет стоить 3500 рублей в год, притом что ЦБ озвучил минимальную планку в 1300 рублей, подчеркивает Ирина Зарипова: «Как рассчитывается итоговая стоимость и почему она не минимальная, страховщики не раскрывают». По ее мнению, введение ОСГОП прежде всего скажется на тарифах на услуги такси: «Это вполне логично: растут издержки перевозчиков — растут цены».
По мнению ряда экспертов, дополнительные расходы могут действительно существенно повлиять на желание многих таксистов работать дальше. При этом чем меньше водителей и свободных машин на линии, тем более высокие цены выдают алгоритмы расчета тарифов.
«Стоимость ОСАГО по тарифу для такси для физического лица (самозанятого) составляет примерно 30 000 рублей в год на автомобиль типа Kia Rio. Если это автомобиль таксопарка, то полис для юрлиц и ИП стоит уже примерно 120 000 рублей. Прогнозная стоимость ОСГОП такси — 5400 рублей в год (по данным Банка России), — перечисляет представитель сервиса такси «Максим» Павел Стенников. — Итого только за страховые продукты водитель должен заплатить около 36 000 рублей. Во многих регионах это заработок среднего самозанятого водителя такси в месяц — за вычетом расходов на оказание услуги, амортизации, ежегодного отпуска (расчет по среднему чеку 250 рублей, 16 заказов за 8 часов, 22 рабочих дня)». Сложно найти другую сферу, где исполнитель должен отдать свою зарплату за месяц на страхование профессиональной ответственности, продолжает он: «Для самозанятых водителей, у которых работа в такси не является основной, покупка ОСАГО и ОСГОП по тарифу для такси недоступна в принципе».
Появление дополнительного страхования для перевозчиков такси еще больше ухудшает отношения со страховыми компаниями, которые, по словам Зариповой, и без того испытывают кризис недоверия. Многие таксопарки и самозанятые водители такси рассматривают возможность работать в нелегальном поле, констатирует она: «Для пассажира это грозит тем, что появятся более дешевые услуги такси, которые можно получить через чаты и каналы в известных мессенджерах, но безопасность пассажира не будет гарантирована. К сожалению, многие пассажиры голосуют рублем — это показывают многие опросы и исследования».
В компании «Максим» предполагают, что с ОСГОП сложится примерно такая же ситуация, как с ОСАГО. Так, по итогам 2023 года количество оформленных полисов ОСАГО для такси составило 248 000 — такие данные приводил Банк России. Суммарно в Москве и Московской области в реестр внесено 192 000 легковых такси, в реестре легковых такси Санкт-Петербурга числится 53 000 машин. «Основную массу ОСАГО по тарифам для такси приобретают таксопарки в этих трех субъектах, — говорит Стенников. — В остальных регионах таких полисов ничтожное количество, там нет крупных таксопарков. В большинстве населенных пунктов такие хозяйствующие субъекты полностью отсутствуют. Стоимость поездок до шести раз меньше. На 98-100% услуга оказывается самозанятыми и подработчиками на личных автомобилях. В их экономику не вписывается переплата в 10-15 раз за ОСАГО с пометкой «такси» по сравнению со стандартным автострахованием. У подработчиков расходы только на страхование превысили бы доход от деятельности такси. Могут ли они дополнительно купить второй полис страхования? Ответ очевиден».