К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Искусственный интеллект за кадром: как цифровые сотрудники меняют правила игры

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Технологии развиваются стремительными темпами и вместе с ними меняются люди. Два этих фактора влияют на то, какими будут команды в организациях будущего. Уже сегодня появляются цифровые сотрудники, и это в корне меняет структуру кадров компаний. В колонке для Forbes Наталья Бердыева, директор по развитию SkillStaff, рассказывает о том, кто такие цифровые сотрудники, как они влияют на бизнес и к чему стоит готовиться

Как выглядят цифровые сотрудники и что они делают

Можно выделить три основных типа цифровых сотрудников, которые существуют на рынке уже сейчас:

  • Образ человека на экране, который явно выглядит сгенерированным. Типовых цифровых сотрудников сегодня буквально можно купить с прилавка: например, они продаются на Alibaba. Разработчики заявляют, что цифровые сотрудники формируют связь на эмоциональном уровне благодаря внешнему виду, голосу и индивидуальности реального человека. Однако они воспринимаются очевидно цифровыми и больше напоминают персонажей 3D-мультфильмов. Купить такого сотрудника предлагается для того, чтобы он общался с клиентами, продавал и оказывал им поддержку, проводил онлайн-обучение или комментировал стримы, например спортивные мероприятия.
  • Образ человека на экране, который выглядит абсолютно реалистично. Это следующий шаг в развитии цифровых сотрудников. Ярким примером является Айтана Лопес — модель, сгенерированная испанским дизайнерским агентством The Clueless с помощью искусственного интеллекта. Агентство ведет соцсети Айтаны, где за ней следят сотни тысяч подписчиков, некоторые из которых и не подозревают, что девушки не существует в реальности. Различные бренды обращаются в агентство и используют Айтану для рекламы своих товаров — так цифровая модель может зарабатывать около $10 000 в месяц.
  • И наконец, робот-гуманоид, который ходит по офису, совершает привычные действия и разговаривает с сотрудниками. Пример — Mika, «экспериментальный генеральный директор» польской компании по производству напитков Dictador.

Стоимость цифрового сотрудника для компании сильно зависит от его типа и функционала. Для примера: в китайской технологической компании Baidu, занимающейся разработкой виртуальных сотрудников, стоимость варьируется от $2800 до $14 300 в год.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Кого заменят

Дискуссии о том, будет ли искусственный разум работать в компаниях наряду с живыми людьми, ведутся давно, и особенно активно обсуждался вопрос, кого он заменит в первую очередь: синих или белых воротничков. Интересно, что, судя по всему, существует тренд на замену не простых работяг, а именно управленцев. Это самые дорого обходящиеся сотрудники компаний, поэтому, в теории, заменить их крайне выгодно — если не позицию полностью, то хотя бы часть функционала. Цифровые управленцы вполне способны отвечать за коммуникации, принимать решения, оценивать риски и обеспечивать непредвзятое и эффективное распределение рабочих мест.

 

В 2017 году китайский предприниматель и создатель Alibaba Джек Ма заявил: «Через 30 лет, скорее всего, робот будет на обложке журнала Time Magazine как лучший генеральный директор».

И действительно, уже сегодня создаются пилотные цифровые директора компаний, и они достаточно успешны. Например, Mika, уже упомянутый робот — генеральный директор компании Dictador, которая постоянно выступает перед журналистами и получила звание почетного профессора университета Collegium Humanum в Варшаве. Ее первым указом на посту стала NFT-токенизация рома, которая моментально принесла компании $25 000. Даже если сейчас в подобных назначениях есть высокая доля пиара и не весь функционал директора реализуется, полная замена вполне представима в обозримом будущем.

 

Другой вопрос, готовы ли люди к AI-сгенерированным управленцам. Удивительно, но, кажется, да: недавнее исследование американской компании edX показало, что 47% опрошенных считают, что все обязанности гендиректора может исполнять AI. Это впечатляющие цифры — практически половина американцев готова получать приказы от ИИ.

К чему готовиться

Если раньше подобные изменения казались гипотетической ситуацией из далекого будущего, то сегодня цифровые сотрудники — это уже объективная реальность. Значит ли это, что нужно их бояться и закрываться от новых технологий? Роботы отбирают наши рабочие места? Порассуждаем на примере.

Когда только начал широко распространяться ChatGPT, постоянно звучали разговоры о том, что он вытеснит все профессии, связанные с написанием текстов: пиарщики, копирайтеры, журналисты. Фактически же потребность в людях, способных написать хороший текст, пока никуда не делась, но многие из них стали использовать ChatGPT для автоматизации своих ежедневных задач. Например, с помощью него можно переложить текст в разные форматы — из колонки в пресс-релиз или пост для соцсетей: то, что вручную приходилось делать несколько часов, теперь можно сделать за полчаса.

 

Встречаясь с новыми технологиями, мы встаем перед выбором: либо бояться и отрицать, либо попробовать «оседлать» их. Будущее за теми, кто сможет либо конкурировать с цифровыми работниками, либо создавать их, либо сотрудничать и дополнять друг друга. Для этого нужно быть готовыми к приобретению новых навыков.

И все же существуют сложные этические вопросы, связанные с последствиями внедрения цифровых сотрудников: не приведет ли это к безработице и социальной нестабильности. Эти аспекты сейчас обсуждаются в Европе на законодательном уровне и принимаются законы об этичном применении AI.

Вызовы для бизнеса

Развитие рынка цифровых сотрудников создает новые вызовы для бизнеса. Компаниям, понимающим важность технологий и стремящимся их активно использовать, уже сейчас следует двигаться к подходящей организационной структуре. Она выглядит так: в команде остаются только ключевые люди, вводятся новые цифровые сотрудники, а все прочие функции выводятся на аутсорс и аутстаф. Необходимо подготовить своих сотрудников — постоянно повышать их лидерские качества и умение работать в новой структуре и с новыми технологиями. 

Кроме того, уже сейчас решений в этой сфере очень много, и каждый день появляются новые разработки. Поэтому компаниям нужно отслеживать и ориентироваться в существующих технологиях: во что инвестировать, на чем фокусироваться, какой функционал отдавать цифровым сотрудникам в первую очередь. 

Может показаться, что внедрение цифровых сотрудников в России идет не так активно. Действительно, сегодня создать полноценного AI-управленца было бы под силу буквально одной-двум крупным технологическим компаниям, так как это большие денежные вложения и огромный массив данных. По мнению ряда экспертов, в этой сфере первенство за Китаем, где технологическое лидерство наработано годами и производство цифровых сотрудников уже поставлено на поток. При этом Россия в списке стран — лидеров по новым технологиям.

 

Добро или зло

Мы считаем, что цифровые сотрудники в недалеком будущем станут частью культуры совместного потребления. Поясним на простом примере из повседневной жизни: такси. Несколько лет назад появились приложения, и мы стали сокращать свои расходы, сравнивая цены и выбирая тарифы, а недавно стала доступна новая опция автоматизированного поиска попутчика: одну машину могут вызвать двое человек с попутными маршрутами, сэкономив на поездке.

Что-то подобное будет происходить по мере развития AI: цифровые сотрудники будут использоваться в компаниях совместно, а благодаря стандартным интерфейсам и открытым протоколам будет просто делиться и развивать сервисы. В результате компании смогут оптимизировать затраты на персонал и в определенной перспективе даже вывести их «в ноль». Но для этого нужно готовиться уже сейчас и радикально менять свою организационную структуру. Закрываться от современных технологий или использовать их в свою пользу — выбор всегда остается за компанией.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+