Пора по парам: МТС хочет разрабатывать новые технологии вместе с рынком
Ради ускоренных выводов
«Мы ищем стратегических партнеров для входа в капитал, учреждения совместных предприятий под конкретные узкие задачи, создания консорциума», — рассказал Forbes вице-президент МТС по стратегиям и инновациям, CEO Future Crew Евгений Черешнев. По его словам, в рамках стратегии на 2024-2030 годы в МТС принято решение инвестировать существенные средства в инновационный R&D, «речь идет о десятках миллиардов рублей». «Поэтому мы не испытываем нехватку средств. Но несмотря на то, что Future Crew может двигаться абсолютно автономно, мы приняли решение открыться внешним инвестициям, в том числе партнерским», — говорит Черешнев.
Future Crew — центр инноваций МТС, в нем создаются решения на базе AI для кибербезопасности и физической безопасности людей и компаний. В продуктовый портфель входят CICADA8 — платформа управления уязвимостями с непрерывным пентестом и экспертные ИБ-сервисы, Membrana — приватная мобильная связь нового поколения, которая защищает устройство и данные во время серфинга в интернете от киберугроз, и Urbanpredator — интеллектуальная СКУД (система контроля и управления доступом) на базе технологий мультифакторной аутентификации и ИИ.
Диапазон для таких внешних партнерских инвестиций составляет 1-15 млрд рублей, продолжает топ-менеджер. Так, центр инноваций МТС, который уже ведет предварительные переговоры с рядом компаний (их названия Черешнев, впрочем, не раскрыл), намерен добиться ускоренного вывода на рынок и масштабирования разрабатываемых продуктов. Потенциальной формой партнерства, по мнению Черешнева, может стать учреждение совместных предприятий для разработки проектов. Он уточнил, что стратегические партнеры получат от Future Crew «экспертизу и инфраструктуру для проведения прорывных R&D, а также процессы по созданию нового, а не копированию того, что уже давно существует на рынке».
Импульс к созданию
Отвечая на вопрос о предпосылках появления такого проекта, Черешнев говорит о двух разнонаправленных трендах на российском рынке. С одной стороны, в России, по его мнению, достаточно талантливых инженеров и разработчиков, которые умеют разрабатывать уникальные решения: «Умение создавать новое, имея в распоряжении минимальные ресурсы и жесткие временные ограничения, — уже часть нашего культурного кода. Есть и компании, которым интересны инновации и которые аккумулируют талантливых разработчиков в своих подразделениях».
С другой — процесс разработки и вывода на рынок инновационных продуктов замедлен из-за ряда факторов, характерных именно для российского технологического рынка, продолжает он. Зачастую, говорит Черешнев, попытка создать новый продукт выливается в клонирование иностранных решений. «В России уже есть 15 аналогов зарубежных офисных пакетов, десятки похожих друг на друга операционных систем на базе Linux, практически одинаковые умные колонки и еще десятки продуктов-клонов. Мы как Future Crew хотим выступить драйвером объединения компаний. Предоставить акционерам каждой из них доступ к нашим технологиям, продуктам и, что важнее, — процессам создания нового [продукта]».
Кроме того, российский бизнес склонен к недоверию: компании предпочитают «городить свой огород, сжигать миллиарды рублей» на разработку собственных решений, даже если они будут дублировать то, что уже существует на рынке, делится наблюдениями топ-менеджер. «Так российские компании якобы защищают себя от технологической зависимости от конкурентов. Мы видим эти проблемы в нефтянке, финтехе, инновационной энергетике, ИИ — почти везде. Как страна, мы сжигаем сотни миллиардов рублей в год на эту тупиковую псевдоконкуренцию, и с этим пора завязывать».
В Future Crew хотят достигнуть баланса между продуктовой разработкой и инвестициями в фундаментальные исследования, которые в долгосрочном сценарии могут принести результат не одной компании, а сразу целой отрасли, объясняет Евгений Черешнев: «Цель объединения — в том числе мотивировать компании совместно вкладываться в дорогостоящие фундаментальные исследования, потому что в одиночку такими проектами далеко не каждая компания захочет заниматься: это дорого, долго и рискованно. В кооперации реализовать такие проекты всем будет проще».
И, наконец, у большей части российских бизнесов нет экспертизы работы за рубежом, а внутренний рынок мал, он не уместит всех технологических гигантов, уверен Черешнев. Большие амбициозные направления — такие как разработка проприетарного компьютерного оборудования, процессоров и т. д. — требуют выхода на международный масштаб, убежден он: «Как минимум БРИКС. При этом у нас есть богатый некопируемый международный опыт, которым мы также готовы делиться».
Выход на платформу
Что Future Crew потенциально может предложить своим партнерам? Прежде всего это два прагматичных варианта, так как они будут базироваться на текущем портфеле продуктов Future Crew, полагает эксперт по выстраиванию бизнес-процессов, продажам и увеличению операционной прибыли компаний в области высоких технологий, телекоммуникаций и банков Андрей Жук: «Во-первых, платформу по созданию и обучению ИИ (пользоваться платформой, специалистами и серверами Future Crew для решения ИИ-задач может быть удобнее и дешевле, чем заниматься разработкой самостоятельно, даже с учетом «точки входа» в 1 млрд рублей). Во-вторых, платформу по кибербезопасности для улучшения работы продуктов-партнеров».
Но это далеко не все, продолжает Жук. Потенциальным партнерам, по его мнению, могла бы быть интересна, в частности, инфраструктура МТС для быстрого тестирования и запуска продуктов, высококвалифицированные кадры («в России нехватка программистов уровня senior, поэтому Future Crew может «предоставлять в аренду» своих управленцев и IT-специалистов с опытом для существенной экономии времени и денег») и, конечно, клиентская база. «У МТС есть доступ к данным 80 млн россиян. Запуская совместные продукты, Future Crew может предлагать партнерам масштабирование за счет своей огромной клиентской базы», — считает Андрей Жук.
Даже если у МТС получились лучшие в своем классе продукты, которые отвечают запросам пользователей, то их все равно кто-то должен продавать, продолжает экс-руководитель направления инноваций hh.ru Никита Бугров. Поэтому он ждет партнерств с системными интеграторами, операторами связи и компаниями, которые делают приложения для конечных пользователей — кинотеатры, доставки, такси, джобборды, банки: «Да что угодно, у чего огромная база пользователей». «А также, возможно, более сложных историй для запуска совместных продуктов с нуля, когда Future Crew дает технологию и инвестиции, а партнер делает конечный продукт и занимается продажами», — считает Бугров.
Консорциум (если он будет создан) будет вкладывать в малые и средние компании, которые нуждаются в финансировании своих разработок, особенно в условиях повышения ключевой ставки, предполагает директор департамента индустриальных программно-аппаратных комплексов компании Fplus Илья Левчук. «Это могут быть различные онлайн-сервисы и компании, ориентированные на большую клиентскую базу, — согласен он с Бугровым. — Одна из наиболее интересных ниш — стартапы, которые организуют сервисы с помощью ИИ. Здесь можно вспомнить пример VisionLabs, разработчика систем распознавания лиц, в который «Сбер» и МТС инвестировали, развили, а потом МТС выкупил его у «Сбера».
Стратегическими партнерами, достаточно большими для создания крупного совместного предприятия (СП), могли бы стать крупные предприятия реального сектора экономики, например «СИБУР», «Газпромнефть» или добывающие предприятия в регионах, у которых уже есть достижения в цифровизации, размышляет Андрей Жук: «Им партнерство с Future Crew может принести хорошие кейсы по использованию ИИ для углубления цифровизации за счет доступа к agile-методологии, IT-инфраструктуре и талантам».
Сооснователь и генеральный конструктор АО «СМИ-Холдинг» Александр Калинин называет предложение МТС «разумной инициативой от компании из реального бизнеса, а не просто банковскими инвестициями»: «Чувствуется нацеленность на инновации, а не просто на рост вложенных денежных средств. Такие инвесторы сейчас очень нужны».
Попасть в нишу
На вопрос, в создании чего потенциальные партнеры могли бы применить совместные усилия, эксперты отвечают: тема продуктов актуальна как никогда. «Можно обратить внимание на то, что, например, в ИБ уже несколько лет большой рост показывает Positive Technologies, как они сами утверждают, за счет новых продуктов для B2B, — указывает сооснователь венчурного фонда «Стриго Кэпитал» и компании «МойОфис» Дмитрий Комиссаров. — На рынке много команд, пытающихся на основе opensource-решений малыми усилиями создавать новые. Но запрос у МТС — на создание принципиально новых, на основе новых созданных технологий, продуктов. Таких коллективов немного, и за них среди инвесторов большая конкуренция».
По его словам, в области ИБ большой запрос на решения, защищающие как персональные устройства, так и организации, в реальном времени оценивающие ситуацию и возможные вторжения с использованием AI, продукты, способные оценивать и блокировать коммуникацию детей в соцсетях и мессенджерах. «Много ниш ожидают новых технологий. Например, необходимы горизонтально масштабируемые системы управления базами данных, способные размещаться in-memory (когда вычисления идут в оперативной памяти). Или средства виртуализации на замену американской VMware, позволяющие прозрачно масштабировать любые приложения (например, «1С», внедрения которого на 40 000 пользователей и более достаточно сложны)», — перечисляет Комиссаров.
Стратегии развития лидеров телекоммуникационной отрасли в России отличались: кто-то делал ставку на покупку существующих и развивающихся бизнесов, другие — развивали продукты собственными силами, рассуждает руководитель практики по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций Kept Елена Аммосова: «Вероятно, эта инициатива позволит МТС далее диверсифицировать свою стратегию. Сегодня намечается консолидация на рынке во многих секторах, поэтому объединение крупных бюджетов в ситуации санкционного давления для разработки инновационных продуктов — логичный шаг, который позволит компаниям двигаться быстрее». Однако и конкуренция как главный двигатель прогресса в рыночной экономике должна оставаться, продолжает Аммосова, добавляя, что средним и мелким игрокам будет «сложнее выживать» в условиях объединения сил крупных бизнесов.
Дорога с ухабами
При всей важности и своевременности этого проекта МТС у команды Future Crew сложная задача, считают аналитики. «С одной стороны, создать и вывести на рынок технологический продукт, который станет успешным, на редкость непросто, — полагает Никита Бугров. — С другой — этому не способствует аффилиация с крупной корпорацией, которая, вероятно, оптимизирует культуру и процессы принятия решений для наилучшего ведения зрелого операторского бизнеса, но не для запуска стартапов. И дело тут не конкретно в МТС: управлять огромным бизнесом и со всех ног бежать запускать новый технологический продукт — очень разные задачи, единицам компаний удается эффективно совмещать обе».
Что касается партнерств, то это самое сложное для рынка, продолжает Дмитрий Комиссаров. Он напоминает, как «Сбер», VK, «Яндекс» и другие не раз пытались образовывать альянсы, и пока удачные примеры неизвестны. «Видимо, им стоит усиленно поработать над целеполаганием и принципами, на которых эти партнерства будут строиться. С другой стороны, сейчас самое время инвестировать существенные деньги — началась и ближайшие годы будет идти консолидация рынка, а МТС в этих условиях надо дополнять свою экосистему», — заключает Комиссаров.
При участии Владислава Нового