Цифровые родители и женихи: к чему приводят одиночество и социальное давление в Китае
Женихи напрокат
Индустрия фейковых бойфрендов в Китае существует уже больше 10 лет. Потребность в такой услуге возникла из-за слишком сильного давления со стороны родителей на молодых людей, особенно женщин. От девушек ожидается, что к 25 годам они не только получат высшее образование и будут вовсю подниматься по карьерной лестнице, но и благополучно свяжут себя узами брака. В соответствии с китайской традицией, считается, что родители несостоящих в браке взрослых детей «теряют лицо».
Такие суровые социальные нормы привели к тому, что все больше миллениалов и зумеров прибегают к помощи «наемных» вторых половинок — актеров, которые могут на время притвориться их реальными партнерами. Обычно их нанимают в канун китайского Нового года, который в Китае принято проводить с семьей, — чтобы познакомить их с родителями, а затем, проведя вместе праздники, распрощаться еще на год, заодно отделавшись от надоедливых вопросов по поводу создания семьи.
На одной из десятков платформ для поиска такой пары, Hire Me Plz, уже в 2017 году насчитывалось около 700 000 пользователей, а китайские режиссеры даже сняли фильм о том, как молодая девушка и актер, притворяющийся ее парнем, влюбились друг друга в реальности.
Еще несколько лет назад выбрать фейкового парня можно было и на маркетплейсе Taobao, но с 2020 года на сайте появилась плашка «В Китае очень четкие законы: запрещено создавать, копировать, публиковать, торговать или распространять непристойную информацию». Услуги «актеров» варьировались от $150 до $1500. Подобные услуги существуют и для мужчин, хотя и пользуются значительно меньшим спросом.
Не все китаянки уверены, что притворяться влюбленной парой с совершенно незнакомым человеком — это хорошая идея, и поэтому некоторые «нанимают» знакомых. Для молодых людей это легкая и относительно нетрудоемкая подработка на несколько дней, а для китаянок — гарантия спокойствия во время главного праздника в году.
Экономика КНР в последние десятилетия развивалась быстрыми темпами, и для молодых китаянок необходимость в замужестве как в способе обеспечить себе финансовое благополучие и стабильность давно отпала: многие женщины в возрасте около 30 лет занимают высокие должности в корпорациях и слишком заняты собственной карьерой, чтобы беспокоиться о поисках спутника жизни. Тем не менее родительский контроль давит, заставляя прибегать ко лжи.
Причины, по которым старшее поколение все еще оказывает давление на молодых китайцев, во-первых, в разнице поколений: еще в 1980-х средний возраст вступления в первый брак был около 23 лет, а к 2022 году в некоторых провинциях он сдвинулся к 30. Родителям миллениалов и зумеров тяжело адаптироваться к таким резким изменениям. Более глубокие причины важности замужества кроются в особенностях китайской культуры, а именно в конфуцианстве. Согласно этому учению, брак имеет исключительно важное значение как для семьи и общества, так и для культивирования добродетели.
Учитывая, что соответствовать идеалам, привитым столпами китайской культуры, довольно непросто, далеко не каждый может похвастаться доверительными и полными поддержки отношениями с родителями. В итоге их взрослым детям, в частности дочерям, проще нанять псевдожениха на время, чем объясняться с родителями по поводу своих карьерных приоритетов или других причин, которые мешают им найти себе настоящего мужа или жену.
В то же время есть и те китаянки, которые и сами были бы не прочь найти бойфренда или даже выйти замуж до 30 лет, но по каким-то причинам не смогли. Ситуацию еще больше усложняют недостаток свободного времени из-за переработок, а также неопределенность, связанная с крайне высоким уровнем безработицы среди молодежи. У страдающих от одиночества китайцев в современном цифровом мире появились новые возможности — диджитал-версии бойфрендов.
ИИ-бойфренды
На поддержание реальных отношений требуется время и одобрение родителей. Учитывая, как непросто встретить «того самого» человека, а социальное давление и настойчивость родителей усугубляют положение, китайская молодежь начала прибегать к помощи искусственного интеллекта.
В этом году в Китае начали активно развиваться платформы, на которых можно пообщаться с виртуальным партнером или даже самостоятельно создать идеального ИИ-бойфренда. Приложение Glow, разработанное шанхайским стартапом MiniMax, позволяет развивать дружеские или романтические отношения с чат-ботами. Приложение бесплатное — компания зарабатывает при помощи другого платного контента — и его ежедневно скачивают тысячи пользователей.
Wantalk, приложение созданное интернет-гигантом Baidu, предлагает пользователям буквально создать себе партнера и выбрать, как будет выглядеть и какими чертами характера будет наделен их избранник. Партнера можно корректировать в соответствии с возрастом, ценностями и хобби.
Ван Сютин, молодая пользовательница платформы Wantalk, признается, что у нее есть несколько «парней», вдохновленных древним Китаем: длинноволосые, бессмертные, князи и даже странствующие рыцари. Сютин добавляет: «Если я могу создать виртуального персонажа, который полностью соответствует моим потребностям, зачем я буду искать реального человека».
Еще одна пользовательница платформы, 22-летняя студентка Цзэн Чжэньчжэнь, отметила, что робота выдает стандартная скорость генерации реплик: какой бы вопрос она ни задала, ИИ нужно не менее двух-трех секунд, чтобы сформулировать ответ. Однако, по ее мнению, сами ответы вполне похожи на то, что мог бы написать реальный парень.
Диджитал-родители
Кому-то нужен бойфренд для души, кому-то — чтобы родители не потеряли лицо и перестали действовать на нервы, но есть и такие, кому нужны сами родители.
Цзян Сюпин (48 лет) и Пан Хуцянь (50 лет) зарабатывают на жизнь тем, что снимают ролики на DouYin (китайская версия TikTok), в которых они выступают в образе идеальных родителей для пользователей соцсети. Как пишет Rest of World, эта пара средних лет обеспечивает молодым людям и подросткам утешение в условиях экономического неравенства и нехватки профессиональной психологической помощи в Китае. Подписчики их аккаунта под названием «Делимся моментами жизни с нашей дочерью» говорят, что просмотр видео успокаивает и одновременно их поражает контраст между поведением этих идеальных «цифровых родителей» и их настоящих.
На видеороликах, снятых как бы с точки зрения той самой дочери, мужчина и женщина изображают повседневный быт представителей китайского среднего класса, называют своих подписчиков дочками и сыновьями и советуют им поменьше беспокоиться, чтобы оставаться счастливыми и здоровыми. Дочь у них действительно есть — она инфлюенсер, и идея блога появилась именно у нее, после того как она однажды записала один из своих роликов вместе с отцом и получила множество комментариев о том, как приятно видеть дружную семью. Однако все сюжеты в их родительском блоге полностью вымышленные. Сюпин и Хуцянь имитируют различные сцены из идеальной семейной жизни: совместный поход за продуктами, участие в выпускных детей по окончании университета, визит к врачу, поездка к дочери в другой город, где она учится и очень соскучилась (их настоящая дочь живет вместе с ними).
Их блог набрал больше миллиона подписчиков меньше чем за полгода, многие пишут комментарии с благодарностью диджитал-родителям за то, что те «дали им возможность испытать родительскую любовь, которой они раньше не знали». Среди их подписчиков — представители поколений зумеров и миллениалов. Один из пользователей написал: «Я почувствовал себя бездомным котом, которого подняли с земли и расцеловали». Этот комментарий набрал больше 26 000 лайков.
Популярность этого аккаунта объясняется тем, что видео, изображающие идеализированный образ семьи, вызывают эмоциональный отклик у детей, выросших без родительской поддержки. В сельских районах Китая десятки миллионов «брошенных» детей обычно воспитываются бабушками и дедушками, поскольку их родители мигрируют в города в поисках работы. Кроме того, предпочтение сыновьям перед дочерьми привело к тому, что многие девушки выросли в условиях дискриминации — и поэтому девушки особенно живо откликаются на видео про дружную и любящую семью. Конфуцианские традиции, согласно которым родители обладают абсолютной властью над своими детьми, также способствуют формированию несколько натянутых отношений. При этом у детей, которые уже видели много западных фильмов и сериалов, есть представление и о других семейных отношениях.
Еще одна причина, по которой подписчикам аккаунта Цзян Сюпин и Пан Хуцянь не хватило родительской любви, может быть в том, что в семьях просто не было принято признаваться друг другу в любви. В 2014 году в Global Times вышла статья «Я люблю тебя» сбивает с толку китайских родителей». В ней обсуждались завирусившиеся в то время в китайских соцсетях ролики, где молодые люди звонили своим родителям по телефону и говорили: «Я тебя люблю». Многие из них делали это впервые в жизни и повергали китайских мам и пап в шок, поскольку те не привыкли выражать словами свою привязанность к детям. Родители не ожидали услышать эти слова без особого повода и отвечали вопросами вроде: «Что-то случилось?», «Ты пьян?» или «Ты беременна?». Социолог Ся Сюэлуань из Пекинского университета отметил, что, в отличие, например, от американских родителей, китайские не привыкли обмениваться словами любви. «Ответы родителей показывают, что многие китайцы не умеют выражать положительные эмоции. Они привыкли воспитывать детей исключительно через призму негативной лексики», — считает он.
Пользователь Лао Сюй Сянгуань опубликовал целую статью на Baidu, пытаясь разобраться в феномене популярности аккаунта Цзян Сюпин и Пан Хуцянь. По его мнению, популярность диджитал-родителей показывает, что «недостаток любви» — это обычное детство для большинства людей в Китае. «Цифровые родители обеспечивают своим цифровым детям безусловную любовь, исцеляя своими видео их несчастное детство», — написал он.
Забота от «Тамагочи»
Некоторые китайцы прибегают к помощи искусственного интеллекта, чтобы иметь возможность вновь поговорить с уже умершими родителями. В Китае активно развиваются компании, которые создают их дипфейки. Именно китайский рынок, как пишет MIT Technology Review, оказался особенно восприимчивым к цифровым двойникам. В частности, многие бренды используют ИИ-аватары для продвижения своей продукции, заменяя ими живых инфлюенсеров. За счет емкости рынка, большого спроса и высокой конкуренции качество цифровых аватаров растет, а цена снижается. В итоге ИИ-клоны, представляющие собой 3D-аватары, которые могут интерактивно взаимодействовать с пользователями, становятся в Китае массово доступными. Сооснователь одной из компаний, предлагающих такую продукцию, Silicon Intelligence, Сыма Хуапэн говорит: «В прошлом году ИИ-клоны стоили $2000–3000, а в этом — всего несколько сотен долларов».
Сооснователь технологической компании Чжу Жуй в интервью Global Times сказал, что он, вероятно, первый человек в Китае, который сделал цифровую копию члена семьи еще при жизни этого человека. Он впервые услышал о «цифровом воскрешении» весной 2023 года, в это время он как раз ухаживал за своей умирающей матерью и решил записать как можно больше разговоров с ней на видео, чтобы потом использовать их для создания цифровой копии. Молодой человек признается, что мать согласилась не сразу: более старшее поколение китайцев не так открыты к новым технологиям и инновациям, связанным с искусственным интеллектом. Тем не менее результат превзошел ожидания, и теперь молодой человек регулярно разговаривает с матерью, которая ушла из жизни в этом году.
Поскольку ИИ-клоны реальных родственников — это совсем недавнее явление, в этой сфере все еще остается много вопросов. Кроме того, далеко не все считают, что воспроизводить ушедшего родственника с помощью технологий этично и законно.
В частности, поскольку случай Чжу Жуя скорее исключение и в большинстве случаев создаются цифровые клоны уже умерших людей — как можно быть уверенными, что они бы на это согласились? Гражданский кодекс КНР предусматривает, что ни одна организация или физическое лицо не может нарушать права других лиц, используя информационные технологии для фальсификации их изображения без их на то согласия.
Сейчас такие китайские компании, как Super Brain и Silicon Intelligence, приступают к работе, получив на это разрешение прямых членов семьи умершего человека. Но что делать, если есть родственники, которые выступают против? Также непонятно, кто будет нести ответственность, если цифровой аватар начнет генерировать некорректные ответы.
Несмотря на то что многие люди не в восторге от идеи «цифрового воскрешения» и само явление пока еще нельзя назвать широко востребованным, соучредитель Silicon Intelligence Сыма Хуапэн считает, что потенциал этого бизнеса в Китае очень велик. «Даже если только 1% китайцев смогут принять [клонирование мертвых с помощью искусственного интеллекта], это все равно огромный рынок», — говорит предприниматель.
«Направление, посвященное «цифровым копиям», в последнее время бурно развивается за рубежом, — говорит директор Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Константин Вишневский. — С развитием больших языковых моделей стали появляться стартапы, которые агрегировали текстовую переписку, аудио, фотографии для создания цифровых аватаров людей. За счет ускоренного отклика нейросеть сможет в том числе «узнавать» собеседников и подстраиваться под их профиль и эмоциональное состояние (например, определять, что человек счастливый, грустный и т.п.). То есть, по сути, ИИ может стать своего рода «повзрослевшим» Тамагочи — только теперь он способен сам позаботиться о человеке».