К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Требования новой эры: с какими вызовами столкнется топ-менеджмент из-за развития ИИ

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Все большее проникновение ИИ в корпоративный сегмент уже вносит коррективы в модели взаимодействия с данными, развитие IT-отрасли в целом, бизнес-процессы компаний и рынок труда. На горизонте двух-трех лет можно ожидать появления ИИ-сотрудников. И речь идет не об умных ботах, виртуальных ассистентах и прочих программах-«помощниках», а именно о полноценных участниках рабочего процесса с выделенным функционалом, перечнем полномочий и определенным уровнем ответственности. С какими еще вызовами в ближайшие годы столкнутся руководители крупных компаний из-за бурного развития ИИ, рассказывает Антон Дьяков, партнер практики технологического консалтинга группы компаний Б1

Сотрудники по подписке

Важное отличие ИИ от обычных специалистов — это потребности в IT-ресурсах, которые, в свою очередь, потребуют пересмотра подхода к IT-инфраструктуре в целом и к вопросам информационной безопасности в частности.

Создание, развитие и поддержка ИИ-персонала на текущий момент требует существенных инвестиций, мощной IT-инфраструктуры и привлечения высококвалифицированных специалистов, которых не хватает для такой быстрорастущей потребности. Поэтому, вероятнее всего, дальнейшее развитие рынка будет идти по пути аутсорсинга и появления специализированных провайдеров услуг такого рода на базе технологических гигантов, своего рода «найма ИИ-персонала».

При этом провайдеры ИИ-сотрудников будут выстраивать процесс развития моделей в несколько этапов, чтобы обеспечить вариативность действий и определенную креативность решений ИИ. Например, для юристов или бухгалтеров сначала будет обучение по законодательной базе России, судебной практике по экономическим делам и отраслевым стандартам, а далее — свод знаний по учетной политике, базе договоров и внутренних регламентов конкретного предприятия-заказчика с глубоким погружением в специфику его бизнеса.

 

Например, на выходе можно будет получить готового ИИ-бухгалтера, ориентированного на работу на территории России в вертикально интегрированной организации в отрасли добывающей промышленности. Он понимает, как действовать в той или иной ситуации, как реагировать на определенные события, умеет работать с 1С, SAP, «Галактикой», «Диадоком» и прочим ПО, а если отправить ему фотографию документа по электронной почте или в мессенджер, то он распознает информацию, занесет в систему, сформирует документы и при необходимости запустит последующие процессы.

Постепенно появится каталог ИИ-профессий с разными уровнями знаний (Junior, Middle, Senior, Manager), привязкой к отраслям, размерам бизнеса или иной специфике задач. А IT-гиганты-провайдеры будут предоставлять корпоративным заказчикам из секторов нефтегаза, банков или ретейла ИИ-сотрудников по подписке, обеспечивая их развитие, поддержку и вычислительные мощности.

 

При этом классические бизнес-приложения потребуют изменений или даже замены на новый класс программного обеспечения, поскольку для ИИ-персонала не нужен интерфейс взаимодействия с приложением.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Закрыть нельзя открыть

Вопросы информационной безопасности также будут в центре внимания в контексте ИИ-персонала.

Ознакомление с кадровой политикой, проведение обучающих мастер-классов, личная коммуникация и другие привычные методы взаимодействия с персоналом неприменимы к ИИ-сотруднику. В то же время его можно взломать чисто технически, при этом сами технологии ИИ будут неизбежно развиваться и использоваться, в том числе со злым умыслом, и бизнес должен быть к этому готов.

 

Еще один риск в части ИБ касается усиления тренда к распространению и использованию моделей безопасности с нулевым доверием.

Сотрудники довольно часто используют в работе много стороннего ПО: личные облачные хранилища, таблицы и документы, разнообразные мессенджеры, соцсети, сервисы видеосвязи и обмена данными. Появление недорогих и доступных платформ для функционирования искусственных сотрудников вызовет новый скачок потребления подобных сервисов.

Перед корпоративным сегментом еще более остро встанет вопрос, как обезопасить данные компании. С одной стороны, можно вводить ограничительные меры и бороться с нарушителями корпоративных стандартов безопасности. С другой — после блокировки доступов с рабочих ПК люди продолжат общаться, обмениваться данными и хранить информацию в облаках через личные мобильные устройства, что будет гораздо сложнее ограничить.

Нужно решать, какой уровень доступа предоставить ИИ-персоналу к внутренним системам и базам данных компании, а также документам, которые будут храниться на внешних ресурсах и т.п.

C-level должен либо априори понимать, что путь блокировок означает постоянный рост затрат на ИБ, либо подойти к вопросу по-другому и понять, как с этим работать.

 

Модернизация учетных политик

Другое направление изменений, связанное с наймом ИИ-персонала, — это возможный пересмотр политик по бухгалтерскому и управленческому учету.

Сейчас мы относим к категории IT-расходов затраты на аппаратное и программное обеспечение, покупку лицензий, техподдержку и т.д. Но с появлением полноценного ИИ-сотрудника эти расходы могут быть отнесены не только к IT, но и к расходам на основной производственный персонал как условный эквивалент заработной платы. Если деятельность ИИ-персонала будет реализована в виде услуги по подписке, то это прямой аналог сервиса аутсорсинга, которым многие пользуются сейчас.

Диалог или саботаж

Обширный блок изменений коснется HR и будет посвящен выстраиванию отношений коллектива с ИИ-сотрудником.

ИИ-сотрудники уже совсем скоро могут решить кадровый вопрос, выступая в качестве менеджеров среднего звена. Сложность для HR будет заключаться в адаптации людей к новым форматам взаимодействия с ИИ, преодолении скепсиса, предубеждений, негатива и отторжения нового.

 

Как корректно организовать рабочие процессы? Какие обучающие тренинги нужны людям? Как должен реагировать ИИ в различных ситуациях? Как добиться того, чтобы люди слушались ИИ-менеджера, а не саботировали его решения? Где те границы, в рамках которых ИИ-менеджер может принимать решения самостоятельно?

Кроме того, важно помнить, что ИИ-сотрудник — это полноценный участник рабочего процесса, с которым у людей будет возникать полноценный диалог с использованием различных средств коммуникации, а не программа-ассистент, вызываемая нажатием кнопки.

Неизбежно возникнут и вопросы этики взаимодействия «человек-машина» и соблюдения корпоративных форматов общения.

Нейросети становятся настолько сложными, что иногда практически невозможно определить, почему они реагируют определенным образом. В результате появляются психологи для ИИ, которые помогают корректировать поведение GenAI не только путем программирования, но и установкой ряда этических и психологических норм, барьеров и правил.

 

Эти и другие вызовы будут стоять перед руководителями C-Level в ближайшем будущем.

Как подготовиться

Уже сейчас компании могут сделать ряд шагов, чтобы подготовиться к новому этапу взаимодействия с ИИ на горизонте двух-пяти лет.

Поднять вопрос со стороны IT-директоров перед другими руководителями C-Level (CEO, CFO, COO) об обновлении IT-стратегии и перейти к первым этапам обсуждения.

Обновить IT- и HR-стратегии, а также по возможности быть в контакте с регулятором, поскольку вероятность изменения законодательства по релевантной тематике очень высока.

 

Начать готовить кадры. Это касается как IT-сотрудников, задействованных в функционировании ИИ, так и персонала вообще: плавная адаптация людей к предстоящим переменам, целенаправленный наем или аутсорсинг, тренинги и обучение работе с новыми технологиями.

Важное значение имеет продвижение идей диалога с ИИ как части корпоративной культуры. Есть компании, более открытые к инновациям, а есть те, кто медленнее адаптируется к переменам или более закрыт в силу специфики деятельности. Например, если ИИ-сотрудник появится в IT-интеграторе, то реакция проектной команды на него будет отлична от реакции сотрудников авиакомпании, где цена ошибки — жизнь человека.

Кроме изменения IT- и HR-стратегий и согласования вопросов учета, нужно запускать пилоты. Выбирать подразделение, функциональный блок или процессы, пробовать и смотреть, как отреагируют люди на появление не просто ассистента или чат-бота, а виртуального сотрудника или руководителя.

Анализировать свои эксперименты, вносить корректировки, а также изучать релевантный опыт коллег из отрасли. Представим, что вы запустили ИИ-менеджера на шахте, однако бригадир смены саботирует его решения, а ребята-шахтеры не доверяют ИИ. Одновременно с этим у другой угледобывающей компании ИИ-сотрудники успешно функционируют. Значит, проблема может заключаться не в ИИ, а в адаптации к технологии и человеческом факторе.

 

Благодаря пилотам также можно будет отработать решение ряда вопросов информационной безопасности и выявить слабые места.

Главное, не затягивать с подготовкой, чтобы через несколько лет инновации в применении искусственных сотрудников не обрушились неожиданной лавиной на компанию и работающих там людей.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+