От госпела до трэшкора: «Яндекс Музыка» научилась рекомендовать сотни новых жанров
Волна за волной
Специалисты музыкального стриминга «Яндекс Музыка» вместе с экспертами отрасли подготовили обновление сервиса, рассказали Forbes в «Яндексе»: они обучили систему персональных рекомендаций «Моя волна» сотням (более 400) редких жанров, чтобы пользователи могли открывать для себя новые музыкальные направления и артистов. Кроме того, сервис представил интерактивную digital-карту, где можно подробнее изучить жанры и больше узнать про экспертов, которые над ними работали.
«Нишевые музыкальные направления — это то, что требует особенной экспертизы, поэтому над запуском мы работали совместно с музыкальными журналистами, преподавателями и артистами, — объясняет руководитель «Яндекс Музыки» Александра Сагалович. — Они помогли подобрать музыку для сотен жанров, и с помощью этого мы обучили систему персональных рекомендаций. Теперь слушатели «Моей волны» могут не только открыть для себя новую музыку, но и лучше понять свои вкусы. Например, узнать названия тех музыкальных направлений, которые они любят, но, возможно, не могут точно обозначить».
Музыкальные направления (например, такие как мумбатон, госпел, трэшкор, скиффл, кранк или мандопоп) определила редакция сервиса, а к отбору треков редких жанров были привлечены эксперты индустрии. Среди них: автор подкаста и книги «Планетроника. Популярная история электронной музыки» Ник Завриев; автор лекций и книг о классической музыке, лауреат премии «Просветитель» Ляля Кандаурова; музыкальный журналист Антон Вагин; композитор и преподаватель Berklee College of Music Николай Мищенко и другие.
На основе рекомендаций экспертов для каждого жанра была создана ML-разметка, по которой команда технологий «Яндекс Музыки» обучила специальную нейронную сеть. Теперь «Моя волна» может подбирать музыку из всего каталога сервиса по сотням музыкальных жанров, объясняют в «Яндексе». При этом умная система рекомендаций остается персональной — «Моя волна» по каждому отдельному жанру будет отличаться у разных пользователей.
Многоэтапная система
Как рассказывала Forbes ранее Александра Сагалович, «Яндекс» продолжает внедрение глубоких нейронных моделей, которые позволяют прогнозировать, как будет развиваться музыкальный вкус и интересы человека. Перед новым, 2024 годом инструмент «Моя волна» — персональный поток музыки, умеющий подстраиваться под конкретного пользователя — получил принципиальное обновление: сейчас нейросети показывают в среднем в три раза больше любимых артистов, нежели человек искал бы новых музыкантов на сервисе самостоятельно, поясняла Сагалович.
Рекомендательные системы кажутся нам очень привычной функцией любого интернет-сервиса, но в процессе их создания до сих пор ищут и применяют новые методы взаимодействия с ИИ-моделями, рассуждает руководитель научной группы «Адаптивные агенты» Института AIRI Владислав Куренков.
«Большинство моделей рекомендаций — это многоэтапные системы. Первый этап — отобрать из условного миллиона тысячу потенциальных кандидатов, в этом случае музыкальных треков. Второй этап работы — отранжировать кандидатов и получить небольшой финальный список (обычно 5–10), который пользователь получит на выходе, — продолжает эксперт. — Скорее всего, чтобы решить задачу рекомендаций в рамках заданного жанра, потребовалось аккуратно и точечно настраивать оба этапа, но особое внимание уделить второму, так как именно на этой стадии разработки продуктового решения чаще всего применяются нейронные сети».
Многое зависит от того, насколько тщательно загружаемые в систему треки маркируются по жанрам на этапе появления в сервисе: если этот процесс «предварительной разметки» выполнен внимательно, то разработчикам проще интегрировать в систему новый функционал, заключает Куренков.
Растущий рынок
Cистема персональных рекомендаций «Моя волна», запущенная «Яндексом» в 2021 году, лежит сегодня, по сути, в основе «Яндекс Музыки» — стриминговой платформы, которая предоставляет доступ к музыкальному каталогу из более чем 76 млн треков, подкастов, аудиокниг, а также лицензированному аудио в детском сегменте. Около 80 000 единиц нового контента — треков, альбомов, клипов и подкастов — появляется на платформе каждую неделю. «Яндекс Музыка» входит в бизнес-подразделение «Плюс» и развлекательные сервисы», доля сегмента в общей выручке (228 млрд рублей) растет — по итогам I квартала 2024 года это уже 8%, т.е. более 18 млрд рублей.
Сколько человек насчитывает аудитория сервиса, как и его вклад в общую выручку, в компании не раскрывают, оговариваясь, что «Яндекс Музыка» является частью подписки «Яндекс Плюс», число подписчиков которой уже достигло 32 млн пользователей. «Яндекс Плюс», в свою очередь, включает в себя также «Кинопоиск», Bookmate и систему кешбэка за пользование всеми сервисами корпорации. По данным на конец 2023 года, доля платящих подписчиков превысила 82%, а средняя выручка на пользователя выросла за год к декабрю 2023-го на 15%. «Яндекс Музыка» позиционирует себя как лидера рынка музыкальных стриминговых сервисов по количеству подписчиков (как в целом, так и среди платящих за подписки), следует из отчета GfK.
Согласно оценкам Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ), музыкальные стриминги заработали в России в 2023 году больше 25 млрд рублей. Похожий прогноз озвучивала в интервью Forbes в декабре 2023 года руководитель «Яндекс Музыки» Александра Сагалович: по ее мнению, в 2023 году объем подписной части рынка музыкального стриминга в России мог вырасти примерно на 15%, до 24–26 млрд рублей, и такой же динамики она ждет от 2024 года.
После начала «спецоперации»* ряд иностранных сервисов, которые занимали весьма заметное место на этом рынке, заявили об уходе из России: в марте 2022 года ушел Deezer, спустя месяц перестал работать Spotify. Затем Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры ограничил в России доступ к SoundCloud. Остаются возможности пользоваться YouTube Music и Apple Music, но и они работают в России с перебоями. Сегодня, кроме «Яндекс Музыки», на этом рынке работают такие российские сервисы, как «Музыка в ОК», «Звук», «VK Музыка», «МТС Музыка». Именно последние два «Яндекс» считает своими ближайшими конкурентами, следует из отчетности компании.
«Мы видим рост интереса пользователей вообще к стримингу. По данным GfK за III квартал 2023 года, 27% жителей городов от 16 до 55 лет пользуются платными подписками на музыкальные стриминги, а если учитывать все подписки на музыкальные сервисы, включая триалы и пробные периоды, то это уже 42% горожан. Это 23 млн человек в России. И эта цифра за два года выросла на 20%», — рассказывала Сагалович Forbes. В НФМИ, VK, «Звуке» и МТС Медиа отказались от комментариев.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.