Спрос на электронику и технику китайских брендов вырос за последние два года втрое
За последние два года (начало 2022-го — конец первой половины 2024-го) спрос на электронику от китайских брендов на «Яндекс Маркете» вырос более чем в три раза, и эта тенденция сохраняется, рассказали Forbes представители маркетплейса. Абсолютных цифр, впрочем, не приводят. Наиболее популярные бренды в этой категории — Xiaomi, Huawei, Honor, realme и Infinix. Топ-10 продолжают Tecno, Lenovo, Haier, Hisense и OnePlus. Чаще всего покупатели «Маркета» приобретают мобильные телефоны, ноутбуки, телевизоры, планшеты, умные часы и браслеты.
Повышенным спросом на «Маркете» пользуется и бытовая техника от китайских брендов. По продажам также лидирует Xiaomi, в топ-3 входят Haier и Dreame. У этих брендов чаще всего приобретают технику для уборки (вертикальные и роботы-пылесосы), климат-системы (кондиционеры, очистители, увлажнители воздуха) и крупную технику для дома (холодильники, стиральные машины). Всего в категории «Бытовая техника» на «Яндекс Маркете» более 40% продаж приходится на китайские бренды — за год эта доля увеличилась на 8 процентных пунктов.
«Рост популярности китайских брендов обусловлен широким ассортиментом, регулярным обновлением модельного ряда и оптимальным соотношением цены и качества, — поясняют в компании причины такого интереса российских потребителей к китайской технике. — Также на многие позиции доступна гарантия и сервисное обслуживание, что важно при больших покупках».
Согласно недавнему опросу «Яндекс Маркета», подавляющее большинство россиян не имеют предубеждений о брендах из Китая: 45% оценивают их позитивно, еще 46% — нейтрально. Две трети опрошенных (71%) планируют купить что-то из техники и электроники в ближайшие три месяца. Около половины покупателей (42%) ожидают новые модели техники и электроники.
На растущую популярность среди россиян техники из Китая указывает и майское исследование банка «Русский Стандарт», который изучил спрос россиян на бытовую и цифровую технику популярных мировых брендов в I квартале 2024 года. Аналитики взяли за 100% технику и электронику (от гаджетов до холодильников и стиральных машин) самых популярных мировых брендов в общем числе их покупок, отображенных в кассовых чеках онлайн-сервиса банка. Далее определили доли у каждой страны в I квартале. Китай и Россия стали лидерами спроса — на технику их марок пришлось по 32%. Европейские и корейские бренды заняли по 15%, третье место поделили Япония и Америка с общей долей в 6%.
Эксперты констатируют: продажи техники и электроники перетекают в маркетплейсы. Так, три крупнейших российских игрока в этой сфере — Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» — в 2023 году продали техники и электроники на 720 млрд рублей, что на 75% больше, чем годом ранее. «Общий рост маркетплейсов, то есть увеличение количества покупателей и частоты покупок на них, влияет практически на все товарные категории, в том числе и на электронику», — пояснял ранее Forbes партнер Cross Insights Борис Овчинников.
По данным отчета Data Insight, темпы роста объема рынка e-commerce в России замедляются. В 2024 году в России интернет-продажи вырастут на 36% год к году, до 10,7 трлн рублей, в 2025 году — на 26%, в 2026 году — всего на 18%. Для сравнения: по итогам 2023 года объемы продаж в e-commerce выросли на 48%, до 7,9 трлн рублей.