С места в карьер: как Tesla борется с детским трудом на африканских шахтах кобальта
Генеральный директор Tesla Илон Маск тогда говорил, что разберется со сложностями компании, касающимися применения детского труда в фирменной цепи поставок. Однако предложенное им технологическое решение не отвечает требованиям активистов и правозащитников.
«Я слышал, кто-то задавал вопрос о добыче кобальта, и знаете что? Мы проведем внешний аудит», ― сказал богатейший человек в мире шумной толпе акционеров-почитателей на ежегодном собрании Tesla в 2023-м. «Вообще мы разместим на шахте веб-камеру. Если кто заметит каких-нибудь детей, сообщайте нам», ― усмехнулся бизнесмен.
Но Forbes USA выяснил, что год спустя обещанная Маском веб-камера в ожидаемом виде так и не появилась. Вместо прямого эфира с камеры фирма Kamoto Copper Company (основной источник кобальта для Tesla) публикует единственное фото обширного шахтового комплекса на юге Конго раз в месяц: изображения делает пролетающий высоко над землей орбитальный спутник Airbus. Детей на снимках не видно, но это потому как разрешение и близко недостаточное, чтобы различать элементы меньшего размера, нежели производственные установки и перекопанный ландшафт высокоиндустриализированного карьера.
Кроме того, в своем самом свежем отчете о влиянии на окружающую среду Tesla утверждает, что на выработке Kamoto Copper Company, которой владеет глобальный шахтовый гигант Glencore, неоднократно проводились проверки условий работы. «Наши непосредственные поставщики проходят внешний аудит с целью подтвердить, что на данных шахтах не применяется детский труд и в нашу цепь поставок не попадает материал из неавторизованных источников, ― писала компания. ― В 2023 году было проведено четыре аудита, в ходе которых на площадках наших непосредственных поставщиков не было обнаружено ни одного случая использования детского труда».
Тем не менее, по словам Кортни Уикс, исполнительного директора объединения «Инвесторы-защитники социальной справедливости» (Investor Advocates for Social Justice), ни ежемесячные спутниковые изображения, ни проверки сторонними организациями текущих проблем с добычей кобальта и меди не решают. В прошлом году женщина представляла группу акционеров Tesla, пытавшихся заставить корпорацию внедрить более строгие правила по отбору источников кобальта.
«Делать один снимок в месяц ― это не похоже на комплексный план», ― уверена Уикс. По ее мнению, предпринятые в Tesla шаги «не стоит даже упоминать, поскольку на данном этапе эффективность просто недостаточна».
Майкл Познер, преподаватель Школы бизнеса Штерна при Нью-Йоркском университете и директор университетского Центра исследований в сфере бизнеса и прав человека, убежден: главная проблема заключается в том, что происходит не на самой выработке Kamoto Copper Company, а на соседних нерегулируемых шахтах.
Проблемы на шахтах
Согласно новому исследованию, над которым эксперт работал в Женевском центре исследований в сфере бизнеса и прав человека, в Конго на подобных объектах мелкой горной разработки заняты либо бывают около 40 000 людей моложе 18 лет. В отчете говорится, что подростки часто там оказываются, «потому как их семьи не имеют возможности ухаживать за детьми», а еще отмечается, что «дети постарше также работают на объектах мелкой горной разработки, потому что семьям необходим дополнительный доход».
«Мониторинг происходящего на механизированной шахте не решает ключевую проблему, которая сводится к тому, что значительный процент кобальта поступает со старательских выработок», ― поясняет Познер. Кобальт с подобных более мелких объектов продают трейдерам и смешивают с металлом, полученным на промышленных шахтах типа Kamoto. Но их Tesla не проверяет вообще, «и проблема заключается в этом», говорит исследователь.
Есть еще одна загвоздка: кобальт из Конго перевозится на переработку в Китай, и из-за этого проверить, не поставлено ли сырье с кустарной выработки, становится гораздо сложнее. «К моменту, когда он попадает в аккумулятор в Соединенных Штатах или Европе, его успели перемешать где-нибудь в Китае», ― добавляет Познер.
На просьбы дать комментарий по данной теме ни Маск, ни пресс-служба Tesla не откликнулись. В Glencore давать комментарии отказались.
Расхождение между обещанными Маском мерами по кобальту и реальным положением дел в компании для миллиардера-предпринимателя с послужным списком громких, но впоследствии так и не выполненных обещаний, необычным назвать нельзя ― вспомнить хотя бы заявления о безопасности заводов Tesla, функционале автопилота и планы по созданию «экологического рая» на фирменном заводе в Остине.
Кобальт ― ключевой компонент аккумуляторов, которые Tesla производит для своих электромобилей. Материал обычно добывается вместе с медью и выступает в роли стабилизатора, повышающего удельную энергоемкость в катодах литий-ионных аккумуляторов. Главным источником кобальта является Конго ― здесь находится 70% общемировых запасов. И пусть сейчас сырье торгуется по $28 000 за тонну (в два с лишним раза дешевле, чем пару лет назад), ресурс остается довольно прибыльным. Аккумуляторы с кобальтом устанавливаются во все устройства, от iPhone до ноутбуков и электромобилей. Хоть компания Маска не единственный крупнейший закупщик данного металла, из-за доминирующего положения на рынке электротранспорта предприятие попало в центр внимания активистов и правозащитников, занимающихся вопросами детского труда и прав человека.
Уикс полагает, что заявляемые Tesla внешние аудиты в шахтовом комплексе Kamoto Copper Company также не снимают сомнения по поводу применения детского и принудительного труда. Все потому, что такие инспекции обычно планируются заблаговременно, а не внезапно, и не проводятся в ночное время, когда нарушения более вероятны.
«Нашим главным аргументом является отсутствие стандартов и прозрачности в том, как они реализуются, ― рассуждает активистка. ― В отчете по устойчивости бизнеса это звучит здорово, но какова эффективность таких аудитов для инвесторов, которым не все равно и которые видят в этом серьезный риск?».
Меньше кобальта
В Tesla утверждают, что компания работает над сокращением объема применяемого кобальта и со временем будет переходить на новые типы аккумуляторов. Кроме того, новые комплекты производитель все чаще выпускает из кобальта повторного использования. В 2023 году предприятие заявило, что таким образом утилизировало 117 т металла. Маск говорит, что на кобальт приходится всего 3% массы аккумулятора Tesla и что в перспективе от данного сырья планируется отказаться полностью. В литий-железо-фосфатных аккумуляторах, которыми компания уже начала оснащать фирменные электромобили, кобальта нет вообще.
О том, сколько кобальта бизнес использует ежегодно, автопроизводитель в последнее время умалчивает. Но аналитики агентства Benchmark Mineral Intelligence, отслеживающего спрос на металлы, из которых изготавливаются аккумуляторы, считают, что цифра 3% остается в целом верной, во многом из-за того, что в последние пару лет цена на сырье упала в два с лишним раза.
«Сокращение доли кобальта в батареях стало для многих производителей и автоконцернов менее приоритетным из-за низких цен, обусловленных нынешним периодом переизбытка кобальта на рынке, ― уточняет директор по анализу данных Benchmark Mineral Intelligence Каспар Роулз. ― Несмотря на то, что в пересчете на единицу товара потребление кобальта понемногу уменьшается, совокупный объем потребления из-за увеличивающегося числа продаж растет, и это сильно перевешивает любое сокращение на уровне одной батареи».
В научной работе о добыче кобальта Женевского центра исследований в сфере бизнеса и прав человека Познер и его соавторы утверждают, что лучший способ решить проблемы рабочего процесса на кустарных выработках ― это официально признать роль подобных предприятий в цепи поставок и улучшить на них условия труда.
«Вместо того, чтобы игнорировать происходящее и притворяться, будто никакой проблемы нет, они должны признать, что да, это тоже часть нашей цепи поставок, и мы сделаем все от нас зависящее, чтобы была процедура формализации площадок, чтобы на них не было детей и люди работали в безопасных условиях», ― заключает эксперт.
Перевод Forbes.com