Своими именами: продажи ноутбуков собственных брендов растут
«Удобный товар»
За неполную первую половину 2024 года доля собственных торговых марок (СТМ) от ретейлеров в продажах ноутбуков выросла с 2,5% до 7% в штучном выражении, а в денежном — с 2% до 5,2%, сообщили Forbes в Fplus. Так, продажи ноутбуков отечественных марок (практически все они СТМ) в январе–мае 2024 года составили 130 000 штук, тогда как годом ранее за тот же период было реализовано 64 300 ноутбуков российских брендов.
«Это все устройства до 50 000 рублей. Среди СТМ-брендов можно выделить Dexp ретейлера DNS, Lunnen «Яндекса», OSiO российского вендора IСL и Digma от дистрибьютора «Мерлион», а также устройства Fplus, которые сейчас занимают около 4% рынка российских ноутбуков. В сторону развития СТМ смотрит и «Сбер», правда, пока подобные устройства он использует для внутренних нужд в качестве корпоративных ноутбуков», — поясняет бизнес-аналитик IT-холдинга Fplus Артур Махлаюк.
Рост популярности СТМ среди ноутбуков проявился в этом году особенно явно: российские торговые сети поняли, что при относительно низкой цене разработки своего устройства они получают удобный товар с точки зрения реализации и получения прибыли, продолжает Махлаюк. «Для компаний развитие СТМ оказывается более выгодным с точки зрения затрат, поскольку, например, не приходится платить за продвижение и нести маркетинговые расходы. В результате экономии получается достаточно привлекательная для потребителей цена, особенно, если речь про низкий и средний ценовой сегмент, — говорит он. — При этом ретейлер получает возможность выставить на полку любое количество товара, тогда как в других случаях он ограничен условиями контракта с производителем или дистрибьютором».
За весь прошлый год реализация отечественных ноутбуков по сравнению с 2022 годом выросла вдвое, до 256 000 устройств, следует из статистики Fplus. В денежном выражении показатели утроились по сравнению с предыдущим годом, до 8,4 млрд рублей. При этом с азиатских фабрик под отечественными брендами в Россию было ввезено более 320 000 ноутбуков, это на 10% выше, чем в 2022 году, рассказывал «Ведомостям» источник одного из производителей компьютерной техники со ссылкой на таможенную статистику.
Решающий фактор
По словам участников рынка, спрос в категории СТМ действительно продолжает расти. Общее количество проданных ноутбуков Digma за прошлый год впервые достигло 100 000 устройств, подтверждает бренд-директор Private.Labels Merlion Кирилл Костюшко. По словам Костюшко, официальный уход с российского рынка всемирно известных производителей открыл новые возможности для локальных игроков. «Важную роль сейчас играет не только выгодная цена, но и наличие официальных сервисов, гарантии и возможности обратиться в поддержку. Покупка таких устройств сейчас выглядит более надежной», — рассуждает он.
При этом, по данным «М.Видео–Эльдорадо», ноутбуки СТМ дороже 50 000 рублей также постепенно набирают долю, хотя она «и не столь высока на данный момент».
Тренд на СТМ стал явно заметен в 2023 году, а в 2024-м еще усилился, соглашается директор департамента персональных систем OCS Distribution Александр Логинов. «СТМ помогает продавать не только само устройство, но и опции, например, сервис. Такая техника всегда в наличии на складах, при этом в нужных количествах и с возможностью увеличения срока гарантии, в отличие от оборудования иностранных брендов, покинувших российский рынок. Для многих это решающий фактор», — полагает он. По его наблюдениям, самую большую долю в масс-маркете и на розничной полке занимают бренды Dexp, Digma и Irbis, а у корпоративных заказчиков большим спросом пользуются ноутбуки и ПК Nerpa.
В Ozon также видят потенциал в СТМ. «В сегменте недорогих девайсов сейчас либо СТМ, либо новые еще неизвестные китайские производители, но и конкуренция среди собственных марок ноутбуков стала очень большой», — добавили в компании.
В МТС и «Яндексе» не ответили на запрос Forbes.
На замену хламу
За последние два года российские ретейлеры и дистрибьюторы научились добиваться у китайских фабрик производства стабильно качественных партий устройств, указывают аналитики. Этот навык не был востребован в последние десятилетия, потому что в России продавались только ноутбуки крупных брендов, бравших контроль качества на себя, обращает внимание аналитик FinTech Lab Сергей Вильянов.
Продажи СТМ-ноутбуков выросли в том числе благодаря корпоративным закупкам, считает главный редактор Ferra.ru (входит в Rambler&Co) Евгений Харитонов. С представителями официально работающих в России брендов проще договориться о цене, в зависимости от объема поставок, а в некоторых случаях контракт включает в себя обслуживание, замечает он. Кроме того, сказались и «впечатляющие технические характеристики» СТМ.
По словам Вильянова, в 2022 году, после ухода с российского рынка международных производителей, под СТМ в страну «приехало» немало откровенно некачественных устройств: китайские вендоры увидели окно возможностей «для слива накопившегося хлама». Сейчас, продолжает Вильянов, ноутбуки СТМ вполне качественные и принципиально не отличаются от устройств западных брендов, производят их одни и те же фабрики. «Они заместили нишу недорогих ноутбуков известных марок без дискретных видеокарт. Цены не очень высокие, поэтому спрос есть. Ретейлеры и дистрибьюторы закупают ноутбуки напрямую у фабрик, и это позволяет не задирать цены: чем меньше звеньев в цепочке поставок, тем дешевле», — пояснил он.
При этом, по словам Евгения Харитонова, ноутбуки «ушедших» из России брендов в каталогах федеральных ретейлеров выглядят «крайне непривлекательными» предложениями на фоне оставшихся производителей. «В ценовой категории до 50 000 рублей они имеют либо низкокачественный TN-дисплей по цене IPS-дисплея у конкурентов, либо процессор уровнем ниже, чем у равных по цене моделей.
СТМ-модели не всегда являются лучшим предложением на рынке, уверен Евгений Харитонов. «Ноутбуки официально присутствующих в России брендов-дискаунтеров Infinix, Tecno и Maibenben, а также отдельные модели параллельно импортированных Acer, Asus, Honor, Huawei и MSI предлагают более современные комплектующие по близкой цене», — добавил он. По мнению эксперта, улучшению рыночных позиций российских СТМ-брендов может поспособствовать ужесточение санкций на посылки из-за рубежа. В то же время есть риск и потери рыночной доли или даже массового сворачивания производства СТМ-продукции, если в России официально дебютируют китайские бренды, работающие в сверхнизком ценовом сегменте (Dere, Chuwi, Blackview, UiG и др.), заключает Харитонов.
При участии Романа Рожкова