Прокуратура подала иск к «Мегафону» из-за похищенных мошенниками средств
Прокуратура Ленинградской области подала иск к одному из операторов сотовой связи о взыскании средств, похищенных у абонента телефонными мошенниками. Это первый подобный случай. По словам источников Forbes в телекоммуникационной отрасли, речь идет об иске к «Мегафону». По мнению одного из собеседников, иск создает опасный прецедент: операторы будут нести ответственность за действия злоумышленников и «фатальный промах» абонентов
Прокуратура Ленинградской области сообщила, что подала иск к одному из операторов сотовой связи о взыскании средств, похищенных у абонента телефонными мошенниками. Это первый подобный случай, отметили в прокуратуре.
Чтобы защитить абонентов от мошенников, профильное законодательство обязывает операторов прекратить оказание услуг (не пропустить иностранный вызов в свою сеть), если номер искусственно подменен. «Невыполнение такой обязанности является основанием для привлечения оператора связи к административной ответственности по статье 13.2.1 КоАП», — отметили в прокуратуре. В ведомстве добавили, что намерены создать «дополнительный правовой механизм, позволяющий компенсировать имущественные потери, понесенные обманутыми людьми при бездействии сотовых операторов».
Мошенники похитили средства у жителя Ленобласти 1940 года рождения, прокуратура добивается взыскания с оператора связи в его пользу похищенных денег, а также компенсации морального вреда. Против какого оператора подан иск, в прокуратуре не рассказали.
По словам двух источников Forbes в телекоммуникационной отрасли, речь идет об иске к «Мегафону». По мнению пострадавшего гражданина, оператор связи, допустивший вызов с подменой, обязан нести ответственность и компенсировать материальный ущерб из-за телефонного мошенничества, рассказал собеседник Forbes, близкий к одному из операторов. «Аналогичный иск может получить любой оператор связи, хотя операторы со своей стороны делают все возможное для технической блокировки таких вызовов антифрод-системами, в том числе ИС «Антифрод», тратят огромные ресурсы на ликбез граждан об изменяющихся сценариях мошенников и призывают абонентов к бдительности», — продолжает источник.
Иск создает опасный прецедент: операторы будут нести ответственность за действия злоумышленников, с одной стороны, и фатальный промах конкретного лица — с другой, который добровольно отдал средства или сообщил критически важную информацию преступникам, заключает собеседник Forbes.
В «Мегафоне» Forbes заявили, что не получали иска от прокуратуры. «Однако сам факт таких обвинений в адрес мобильного оператора кажется нам крайне нелогичным. Мы ведем активную борьбу с телефонным мошенничеством», — рассказали в операторе. Ежедневно «Мегафон» блокируют более 1 млн нежелательных вызовов с подменой номера, оператор оперативно реагирует на все новые способы обмана, которые находят мошенники, отметила пресс-служба. «Эта работа ведется постоянно, несмотря на то, что оператор не может нести ответственности за действия абонента, если тот самостоятельно передает персональные данные третьим лицам», — добавили в операторе.
В МТС, билайне и Tele2 не стали комментировать иск прокуратуры Ленобласти.
В декабре 2022 года Роскомнадзор запустил систему верификации звонков «Антифрод», которая блокирует мошеннические звонки с подменных номеров. Система представляет собой способ «опознавания» телефонных соединений, который «разрешает соединению состояться», если «сигнал подтверждается, вызов проходит от исходной станции и приходит на конечную станцию «без подмены номера», объяснял генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов. Если система определяет, что это «искаженный звонок» и используется подменный номер, то «все за полсекунды должны разорвать это соединение», заявил Ефимов.
После запуска «Антифрода» злоумышленники стали чаще звонить не по сотовой связи, а через мессенджеры, сообщает «Коммерсантъ». Глава Минцифры Максут Шадаев в прошлом апреле говорил, что 70–80% мошеннических звонков осуществляются через WhatsApp (принадлежит Meta, деятельность которой в России признана экстремистской и запрещена).