В Роскомнадзоре допустили блокировку любых спам-звонков из-за границы
В Роскомнадзоре допустили блокировку любых спам-звонков из-за границы в рамках борьбы с телефонным мошенничеством, узнал ТАСС. Обсуждение такого варианта борьбы с мошенническими звонками подтвердил источник Forbes. В то же время, по его словам, хотя ведомство и обсуждает с операторами связи способы борьбы с мошенниками, какого-то определенного решения пока нет
Роскомнадзор обсуждает с крупными операторами связи новые способы борьбы с телефонным мошенничеством, сообщил ТАСС со ссылкой на источник, близкий к ведомству. Источник Forbes, знакомый с ситуацией, подтвердил, что Роскомнадзор обсуждает с операторами связи такой вариант борьбы с мошенническими звонками, но каких-то определенных решений, о которых стоит говорить, пока нет.
«Одним из вариантов может стать блокировка операторами всех звонков из-за границы по умолчанию», — рассказал источник ТАСС в кулуарах ПМЭФ. По его словам, у абонента может появиться возможность указать в настройках личного кабинета, принимать или не принимать звонки из зарубежных стран. Настройки можно было бы применить как для всех заграничных звонков, так и для абонентов из списка контактов: например, принимать звонки можно будет только от родных и близких, уточнил собеседник ТАСС.
Другой источник Forbes, близкий к комитету Госдумы по информполитике, сообщил, что отключение зарубежных звонков предлагалось, но это было давно, годы назад. В последнее время обсуждались другие меры борьбы со спамом, а конкретно эта идея не обсуждалась, добавил он.
Источник Forbes, близкий к одному из операторов, назвал блокировку заграничных звонков «беспрецедентной мерой». «Технически заблокировать несанкционированные звонки, не заблокировав все звонки в принципе, невозможно. Блокировать вызовы, не внесенные в контакты клиента, рискованно, потому что не все абоненты используют эту опцию», — сказал он, уточнив, что реализовывать эту меру бессмысленно, поскольку «доля несанкционированных звонков, идущих через классическую телефонию, ничтожно мала — для злоумышленников это слишком дорого», а звонки через мессенджеры отличить от авторизованных нельзя.
МТС, «Мегафон» и Tele2 отказались комментировать информацию Forbes. Forbes также направил запрос в билайн.
Согласно результатам опроса ВЦИОМ, в 2023 году две трети россиян сталкивались со звонками мошенников: 67% опрошенных россиян сообщили о том, что им звонили телефонные мошенники за последние полгода-год. При этом лишь 7% респондентов из числа столкнувшихся с мошенниками понесли финансовые потери, отмечал ВЦИОМ. В целом доля тех, кто сталкивается с телефонным мошенничеством растет несколько лет подряд: так, в 2022 году их доля составляла 63%, а в 2021-м — 57%. По словам гендиректора «ТМТ консалтинга» Константина Анкилова, число попыток совершения мошеннических звонков в России в прошлом году выросло более чем на 70% к предыдущему году, писали «Ведомости».
Всего, по данным ЦБ, по итогам 2023 года кибермошенники похитили 15,8 млрд рублей у россиян. Злоумышленникам удалось совершить 1,17 млн успешных операций без согласия клиентов, что на 33% больше, чем в 2022 году. Банки отразили 34,8 млн попыток кибермошенников похитить деньги у граждан, отмечал регулятор. Клиентам вернули 8,7%, или 1,3 млрд рублей, от всего объема украденных средств. Одной из возможных причин роста числа успешных случаев мошенничества ЦБ называет использование более адресных и подготовленных атак телефонных мошенников.
В марте 2024 года стало известно, что в России обсуждаются планы создания национальной антифрод-платформы для защиты клиентов банков от мошенников. В МВД уточнили, что речь идет о «централизованной системе противодействия операциям без согласия клиента на основе данных финансовых организаций и операторов связи». В апреле «Коммерсантъ» со ссылкой на предварительную версию паспорта федерального проекта «Информационная безопасность» (входит в нацпроект «Экономика данных») писал, что систему верификации звонков «Антифрод» Роскомнадзора подключат к мониторингу вызовов через интернет, в 2029 году она должна будет выявлять «инциденты в популярных мессенджерах — WhatsApp (принадлежит Meta, деятельность которой в России признана экстремистской и запрещена), Viber, Telegram».
Система «Антифрод» была запущена в декабре 2022 года. Она блокирует мошеннические звонки с подменных номеров. Система представляет собой способ «опознавания» телефонных соединений, который «разрешает соединению состояться», если «сигнал подтверждается, вызов проходит от исходной станции и приходит на конечную станцию «без подмены номера», говорил генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов. Если система определяет, что это «искаженный звонок» и используется подменный номер, то «все за полсекунды должны разорвать это соединение», сказал Ефимов. После запуска системы «Антифрод» в 2022 году злоумышленники стали чаще звонить не по сотовой связи, а через мессенджеры, пишет «Коммерсантъ».