Обложить нельзя поддержать: как новые налоговые поправки повлияют на IT-отрасль
Как все начиналось
В 2020 году отечественные IT-компании получили дополнительные налоговые льготы. Тогда в разгар пандемии президент поручил правительству внести изменения в НК, чтобы установить ставку налога на прибыль для IT-бизнеса на уровне 3%. В результате правительство разработало законопроект, известный в отрасли как «налоговый маневр в IT», — закон вступил в силу 1 января 2021 года.
Общая ставка налога на прибыль была бессрочно снижена с 20% до 3% для IT-компаний, получивших аккредитацию от Минцифры и соответствующих определенным условиям — доля выручки от IT-деятельности не менее 90% от общих доходов и численность работников не менее семи человек. Снижение налоговой ставки произошло за счет снижения с 17% до 0% доли налога, поступающего в бюджеты регионов. В рамках налогового маневра для IT-отрасли также были снижены тарифы страховых взносов с 14% до 7,6%. В то же время в результате маневра операции по передаче прав на программное обеспечение и базы данных, не включенные в реестр российского ПО, стали облагаться НДС.
В Минцифры отмечали положительное влияние налогового маневра для IТ-отрасли. Так, на конец 2021 года он позволил привлечь в казну дополнительные отчисления от профильных компаний в размере 48 млрд рублей.
Затем, в 2022 году, после того как западные страны ввели санкции против России, Владимир Путин поручил правительству установить налог на прибыль для IT-компаний на уровне 0% до конца 2024 года, чтобы помочь развитию информтехнологий. Эти изменения были внесены в НК.
Формулировка принятой нормы говорила о том, что для IT-компаний установлена ставка по налогу на прибыль 3%, но на период 2022-2024 годов — 0%. Однако затем были внесены изменения: фраза про ставку 3% была исключена и осталось только условие о нулевой ставке до конца 2024 года. Поэтому при отсутствии дополнительных корректировок НК ставка для IT-компаний с 2025 года была бы общей, то есть 20%.
Таким образом, текущие предложения Минфина о ставке 5% с 1 января 2025 года юридически являются снижением общей ставки. На мой взгляд, это положительный сигнал, который указывает на то, что государство продолжает поддерживать российских разработчиков в том числе и налоговыми стимулами. Однако для бизнеса предложения Минфина являются повышением налоговой нагрузки.
Что еще предлагается изменить
Среди других изменений, которые могут повлиять на IT-бизнес, — повышение ставок НДФЛ для сотрудников. Предлагается ввести увеличенные налоговые ставки (от 15% до 22%) на доходы свыше 200 000 рублей в месяц. Представители российских органов власти, да и сам бизнес не раз заявляли о том, что компании благодаря налоговому маневру направляют дополнительные доходы на повышение зарплат своим разработчикам, что необходимо при текущих условиях на рынке труда. Это, в свою очередь, позволяет поддерживать высокий темп и качество импортозамещения ПО. Однако увеличение размера НДФЛ, удерживаемого из доходов сотрудников, в сочетании с дополнительной налоговой нагрузкой по налогу на прибыль, вероятно, не окажет положительного влияния на развитие отрасли.
В пакете поправок также содержатся нормы о введении НДС для компаний с оборотом от 60 млн рублей, которые используют упрощенную систему налогообложения (УСН). Теперь им придется оформлять документы по своему «исходящему» НДС, включать его в налоговую декларацию и книгу продаж, а также представлять документы в ответ на требования инспекций по вопросам «разрывов» в цепочках НДС, которые получают большинство плательщиков этого налога.
Также появилась информация о том, что в качестве дополнительной меры поддержки отечественной IT-отрасли планируется включить в НК право на применение повышающего коэффициента 2 к расходам по налогу на прибыль на приобретение программ для ЭВМ, включенных в реестр российского ПО. То есть компания, которая потратила 1 млн рублей на программы из реестра, сможет благодаря этому уменьшить облагаемую налогом прибыль на 2 млн рублей. Это позитивный экономический стимул для отрасли, который позволит расти российскому рынку разработки за счет увеличения спроса на отечественное ПО.
В то же время рассматривается возможность введения сбора с российских компаний за использование иностранного софта. И хотя эта мера также относится к поддержке российского IT, пока сложно однозначно оценить эффект от ее возможного внедрения. Неизвестен механизм администрирования такого сбора и, соответственно, его эффективность на практике для ускорения импортозамещения. При этом IT-компании в любом случае столкнутся с необходимостью построения у себя процедуры контроля за исполнением новых правил и соответствующими дополнительными расходами.
А как дела у других
Сегодня наших айтишников готовы принимать в качестве своих резидентов большинство стран мира, а некоторые делают для них особые условия налогообложения. Так, например, на Кипре популярный льготный режим IP Box предназначен для компаний, которые ведут исследования и разработку, при этом фактическая ставка корпоративного налога составляет 2,5%. В Сербии аналогичный режим позволяет не облагать корпоративным налогом 80% прибыли, полученной от интеллектуальной собственности (включая ПО). Эффективная налоговая ставка при этом может достигать 3%.
В Армении компании, получившие статус резидента свободной экономической зоны, освобождаются от уплаты корпоративного налога, НДС и налога на имущество. В ОАЭ есть налоговые льготы для компаний из свободных зон, которые позволяют применять по корпоративному налогу ставку 0% в отношении определенных видов дохода.
Поскольку сегодня различные страны представляют IT-компаниям, а также их сотрудникам заманчивые условия для переезда, России очень важно быть конкурентоспособной на этом рынке как для своих резидентов, так и для иностранных лиц.
Необходимость поддержки
Несмотря на введение нулевой ставки, сегодня IT-бизнес в России продолжает сталкиваться с рядом сложностей, а некоторые даже усилились. Остаются актуальными вопросы, связанные с приобретением оборудования из-за рубежа (например, серверов и комплектующих), а также его последующим ремонтом. Также есть сложности с покупкой лицензий на ПО, альтернативы которому пока нет в России. Недостаток специалистов на рынке труда, соответствующих необходимому уровню, постоянно возрастает. Возрастают и требования к информбезопасности и конфиденциальности данных. Существуют ограничения из-за попадания в санкционные списки, а также препятствия при выходе на экспортные рынки.
Эти проблемы затрагивают как B2B-сектор, так и разработчиков ПО для граждан. Но особое влияние они оказали на компании игровой индустрии. Так, весной 2022 года рынок видеоигр в России претерпел значительные изменения и сейчас находится в стадии восстановления и поиска новых возможностей для роста. Тогда финансовая система России была отключена от основных международных межбанковских систем передачи информации и совершения платежей (SWIFT). В результате иностранные интернет-платформы и магазины приложений перестали продавать игры российским пользователям, принимать платежи от них и размещать географически ориентированную рекламу (основанную на IP-адресах). А российские разработчики, в свою очередь, лишились привычных способов монетизации своих видеоигр на глобальных цифровых платформах и возможности получать платежи от иностранных пользователей. Кроме того, некоторые правообладатели специализированного ПО для разработки видеоигр перестали поставлять его российским компаниям, что серьезно затруднило процесс создания игр.
За последние три года государство предприняло значительные усилия в поддержке отечественных IT-компаний, в том числе через налоговые меры. В ответ отрасль внесла существенный вклад в обеспечение страны современными технологиями. Говорить о том, что льготы для IT-компаний стали излишними, сегодня преждевременно. Поэтому очень важно обеспечить комплексное обсуждение изменений налогообложения между органами власти и представителями бизнеса.
Одним из насущных вопросов, требующих решения, является продление моратория на проведение выездных налоговых проверок в IT-компаниях. В 2022 году, в соответствии с указом президента, ФНС ограничила возможность проведения таких проверок до марта 2025 года. Учитывая многочисленные предлагаемые изменения в налоговом законодательстве, которые планируется внедрить уже в ближайший год, а также масштаб задач, стоящих перед отраслью, продление моратория на выездные проверки в форме отдельной нормы в НК на продолжительный срок представляется одним из наиболее значимых стимулов для развития отечественной IT-индустрии.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора