К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Спустить с небес: как украинские кибератаки ускорили перевод телесигнала на землю

Фото Александра Рюмина / ТАСС
Фото Александра Рюмина / ТАСС
Операторы, предоставляющие услуги платного ТВ, активнее стали переходить на прием телесигнала со спутника на землю. По данным «Синтерра Медиа», российский рынок доставки телесигнала до сетей операторов платного ТВ по наземным каналам связи в 2023 году вырос на 40%, до 960 млн рублей. Спутниковый канал вырос только на 2,8%, правда, и выручка тут в два раза больше -- 1888 млн рублей. Участники и эксперты рынка констатируют: такому скачку интереса к передаче телесигнала по земле способствовали сбои и помехи, организованные Украиной в прошлом году

Хроники спутниковых войн

Операторы начали активнее переводить прием телесигнала со спутников на землю. Одним из ключевых факторов в этом процессе в прошлом году стали «помехи» со стороны сопредельных государств», говорится в исследовании «Синтерра Медиа», с которым ознакомился Forbes.

Согласно подсчетам «Синтерра Медиа», российский рынок доставки телесигнала до сетей операторов платного ТВ по наземным каналам связи в 2023 году вырос на 40%, до 960 млн рублей. Спутниковый канал тоже вырос, но только на 2,8%, однако в денежном выражении он в два раза больше — 1888 млн рублей. Телесигнал до операторских сетей доставляется как с помощью спутников, так и по наземным выделенным каналам связи, а также через интернет. В исследовании учитывалась информация из открытых источников и собственные данные экспертов «Синтерры Медиа». «Синтерра Медиа» сама оказывает услуги доставки сигнала от телеканалов операторам, с осени 2022 года компания через «Башинформсвязь» принадлежит «Ростелекому».

В августе 2023 года российские спутниковые операторы сообщили, что с января сталкиваются с внешними помехами, которые идут с территории сопредельного государства, из-за чего периодически возникают сбои в вещании популярных каналов. Глава Минцифры Максут Шадаев позже пояснял, что Украина со своей территории глушит российские космические аппараты, которые обеспечивают распространение спутникового ТВ.

 

Искусственные помехи на спутниковые каналы связи действительно стали драйвером роста наземной доставки в прошлом году, указывают эксперты. «Первые инциденты с подменой контента на телеканалах были единичными. Однако когда хакеры поняли, что могут использовать уязвимость спутниковой доставки сигнала, кибератак становилось все больше, — говорит генеральный директор «Синтерры Медиа» Григорий Урьев. — Первыми тревогу забили вещатели, которые стали призывать операторов кабельного ТВ переходить со спутника на землю или использовать спутниковый канал как резервный».

«В 2023 году российские спутниковые операторы столкнулись с беспрецедентным помеховым воздействием с территории Украины. Многомесячные проблемы вынудили операторов страховаться и при возможности переходить со спутниковых каналов на наземные», — подтверждает генеральный директор ComNews Group Леонид Коник. В начале 2023 года из-за пределов границы России на спутник отправлялся сигнал из «альтернативных» источников, а спутниковые операторы были вынуждены использовать фильтры или менять частоты, согласен президент ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко. «Устранить помеху физически было невозможно, поэтому использовали технические средства для борьбы с ними», — добавил он.

 

Проблемы появились у всех операторов, принимающих сигналы российских телеканалов со спутников, так как помехи создавались на «подъеме», говорит президент Ассоциации операторов кабельного телевидения «Макател» Алексей Амелькин: сигнал с земли на спутник от оператора спутниковой связи перебивался другим сигналом с такими же параметрами, но более мощным. «При этом контент внутри сигнала был подменен. Если на спутник дать сигнал намного более мощный, чем основной, то для конвертера на самом спутнике подменный сигнал станет основным, а основной перестанет восприниматься, — продолжает он. — В ряде случаев это удалось, сигнал подменили. Потом, когда спутниковые операторы, видимо, увеличили мощности своих сигналов, подмены уже не получалось, но «чужой» сигнал продолжал воздействовать просто как помеха, периодически сбивая трансляцию. На ряде спутников помогла замена частот на более высокие».

По словам эксперта, «спутниковая война» продолжалась до августа 2023 года и потом стихла. «Телеканалы и спутниковые операторы частично вернули ретрансляцию сигнала на прежние настройки», — добавил Амелькин.

Кроме того, переход на волоконно-оптические линии всего ТВ, по мнению Коника, себя оправдывает и с инфраструктурной точки зрения: это позволило бы сделать телевидение интерактивным, так как спутник и эфир не предусматривают обратного канала. Это высвободило бы и дефицитные частоты, занятые эфирным вещанием и остро необходимые для сетей LTE и 5G, считает он.

 

Заземление сигнала

В последние пять лет рынок доставки телесигнала рос достаточно высокими темпами, отмечают эксперты «Синтерры Медиа». Если в 2018 году его наземный сегмент составлял только 308 млн рублей, то в постковидном 2021 году он совершил скачок более чем на треть — с 462 млн рублей годом ранее до 623 млн рублей. В компании связывают это с выходом на рынок новых нишевых игроков и с активным развитием своего проекта «Медиалогистика 2.0» (совместный проект точки обмена трафиком MSK-IX и «Синтерры Медиа», предполагающий интеграцию сетей доставки телеканалов этих компаний). Даже в 2022 году, несмотря на снижение активности и уход ряда иностранных медиаигроков из России, рынок доставки ТВ-сигнала по земле вырос на 10,1%, а в 2023 году — на рекордные 39,9%, заключили в «Синтерре Медиа».

Помимо кибератак, драйверами такого роста и резкого перехода от спутника, который долгое время был главным каналом доставки ТВ-каналов, стали бурное развитие российской наземной инфраструктуры и медиарынка, а также то, что контент становится все более «тяжелым» и взыскательным к инфраструктуре. Общий тренд — выросло количество каналов высокой и сверхвысокой четкости (HD и UHD), более требовательных к инфраструктуре доставки, тогда как спутниковый канал ограничен, поясняют эксперты.

20 федеральных телеканалов распространяет государственный наземный вещатель ФГУП «РТРС» в цифровом виде, напоминает Леонид Коник. Эти телеканалы, объединенные в два пакета (мультиплекса), имеют в России статус обязательных общедоступных и транслируются бесплатно для абонентов. Все остальные дистрибутируются с помощью операторов и за плату. ФГУП «РТРС» традиционно использует спутники для доставки телесигнала федеральных каналов по территории страны с последующей раздачей абонентам с помощью телебашен. Космический сегмент, очевидно, используют и операторы непосредственного спутникового вещания — «Триколор», «Орион» (бренд «Телекарта»), МТС и другие, они также «забирают» сигнал в Москве и раздают их абонентам с помощью приемных комплектов (антенна + ресивер), рассказал Коник. К спутниковым каналам прибегают и операторы кабельного ТВ — либо в отдаленных населенных пунктах, либо для доступа к уникальному контенту, добавил он.

Нарастить охват

В «Триколоре» признают, что с января по сентябрь 2023 года спутники всех российских операторов подвергались воздействию со стороны сопредельного государства. Самые интенсивные атаки пришлись на июнь — июль. Там при этом оговариваются, что на замедление темпов роста рынка спутникового ТВ эта ситуация повлияла «незначительно». Впрочем, в течение года все ТВ-операторы были вынуждены предпринимать «радикальные меры» для сохранения вещания. «Триколор», в частности, увеличил мощность сигнала со спутников и продублировал его на неатакуемых частотах, сообщили Forbes в компании.

Как рассказал Forbes коммерческий директор направления В2В оператора спутниковой связи «Орион» Андрей Труфанов, компания всегда предоставляла клиентам услуги наземной доставки сигнала наряду со спутником. Сейчас, по его словам, «Орион» осуществляет спутниковую доставку сигналов более трети телеканалов, вещающих на территории России. «В 2023 году, когда возникали помехи, в отношении нашей сети их воздействие длилось не более двух недель. Как только мы столкнулись с этой ситуацией, с нашей стороны в первую очередь была зарезервирована спутниковая доставка, и, во-вторых, в качестве дополнительного резерва мы предоставили всем нашим клиентам бесплатные услуги доставки сигнала по земле. При этом ни один из них полностью не перешел на наземную доставку сигнала», — замечает он.

 

Для перехода крупных телеканалов со спутника на землю сегодня есть сдерживающий фактор, размышляет директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорий Кузин: наземная доставка еще не достигла такого же охвата, как спутниковая, к которой подключено около 800 операторов. «Но наземная ежегодно его наращивает, прирастая примерно на 150 операторов. Как только она достигнет сопоставимого со спутником охвата, может произойти более резкий рост сегмента наземной доставки, возможно, в два раза. По моей оценке, это произойдет примерно в 2026 году», — добавил Григорий Кузин.

По словам Олега Грищенко, наземную доставку нельзя назвать более дешевой, так как необходимо оплачивать трафик, услуги оператора наземной доставки и желательно иметь прямое соединение на узле, то есть иметь оптику до областного города, где можно получить стык с оператором наземной доставки. Для крупных операторов это не проблема, но для малых региональных может стать основной преградой, поясняет он. «Важно отметить, что у населения возникает потребность в более «тяжелом» контенте (HD- и UHD-каналы), а его эффективно доставлять по оптике, не занимая дорогие спутниковые ресурсы», — заключил эксперт.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+